Екатерина Иваницкая
Практически каждый из нас ездит по дорогам, местным и федеральным, и не будет спорить с тем, что их надо содержать в хорошем состоянии. Но, кроме того, дорожную сеть нужно расширять, развивать и модернизировать. О планах на ближайшую перспективу, а также о том, что уже сделано,
— Олег Валентинович, в этом году произошла оптимизация расходов во многих отраслях экономики. На какие объекты в первую очередь были направлены средства федерального бюджета?
— Правительство приняло решение зафиксировать уровень расходов на дорожное строительство и содержание дорог в размере 255 миллиардов рублей и увеличивать эту сумму с 2011 года на объем поступлений акцизов на горюче-смазочные материалы. За три последующих года объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, предполагается увеличить примерно на 60%. В 2010-2015 годах в России планируется отремонтировать и довести до нормативного состояния 47% федеральных дорог, построить и реконструировать почти 18 тысяч километров трасс.
— В этом году большое внимание уделяется сохранению и развитию дорожной сети на Дальнем Востоке. Там существует определенный дефицит нормальных автодорог. Большое значение в развитии Дальневосточного региона имеет проведение саммита АТЭС в 2012 году. Во Владивостоке уже идет работа по созданию новой современной транспортной инфраструктуры, в том числе уникальных мостовых переходов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный. Новые мосты позволят без особых объездов и пробок переезжать на остров Русский и обратно, разгрузят дорожную ситуацию в городе в целом.
— Сколько километров дорог не хватает в России и сколько лет может уйти на их постройку?
— Есть результаты экономических исследований, которые были учтены при подготовке транспортной стратегии развития Российской Федерации до 2030 года. На сегодняшний момент у нас в стране миллион двести тысяч километров дорог. А для того, чтобы экономика нормально развивалась, необходимо миллион триста пятьдесят тысяч километров. Вот этот первоочередной необходимый объем дорог мы и должны построить до 2030 года. Такие планы есть, и они будут реализовываться. Например, сейчас мы ездим в основном по двухполосным федеральным автодорогам, и только 40% дорог у нас четырехполосные, а к 2030 году таких дорог уже будет более 80%. Плюс к этому реализуется отдельная программа по развитию автодорог к сельским населенным пунктам, по развитию региональных дорог. В итоге мы получим необходимую протяженность — миллион триста пятьдесят тысяч километров дорог.
— В федеральной целевой программе заложены новые подходы к работе дорожной отрасли. Расскажите об этом подробнее.
— К строительству объектов, включенных в программу, привлекаются и внебюджетные средства в объеме 516 миллиардов рублей, в том числе на проекты, реализуемые на основе концессионных соглашений — 45,9 млрд рублей. Усилия будут сконцентрированы на комплексном решении транспортных проблем крупных транспортных узлов.
Федеральная целевая программа предусматривает также реализацию мероприятий по повышению безопасности движения на федеральных автомобильных дорогах, а в методике распределения субсидий на строительство и реконструкцию региональных дорог объекты, непосредственно влияющие на повышение безопасности движения, отнесены к высокоприоритетным.
Безопасность движения зависит не только от традиционных инженерных мер, строительства пешеходных переходов в разных уровнях, устройства ограждений, разметки, дорожных знаков, освещения, но и от условий работы водителей. Будут разрабатываться комплексные схемы обустройства трасс объектами дорожного сервиса, площадками отдыха, способствующими повышению безопасности движения и улучшению обслуживания водителей и пассажиров.
С учетом принятых новых законодательных актов в области практической деятельности по строительству и эксплуатации автомобильных дорог дорожная отрасль становится полигоном для отработки прогрессивных управленческих механизмов, решения крупных, сложных технических и организационных задач.
— Дороги, которые строятся в отдаленных регионах, имеют международную перспективу?
— В сотрудничестве России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона особая роль отводится Сибири и Дальнему Востоку. Развитие приграничного сотрудничества является актуальным не только для регионов Российской Федерации, но и для приграничных регионов стран-соседей. Именно регионы Сибири и Дальнего Востока могут стать связующим звеном между Европой и Азией.
Поэтому в настоящее время большое значение для нас имеет развитие всех видов инфраструктур, развитие международных транспортных коридоров. Только что мы успешно завершили строительство федеральной автотрассы «Амур» от Читы до Хабаровска — автомобильной артерии, связывающей Центральную часть Российской Федерации с ее восточными регионами.
— Можно ли сказать, что, строя новые дороги, Россия становится конкурентной на рынке международных перевозок?
— Конечно, тем более что в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одним из приоритетных направлений развития российского транспортного комплекса является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг и развитие ее транзитного потенциала.
Особое внимание отводится развитию и внедрению современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формированию оптимальных логистических маршрутов. Совершенствование этой работы, снижение времени и барьеров позволят уменьшить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции и транзитных грузов.
Уровень логистических издержек и рисков определяет уровень привлекательности России для транзита международных товарных потоков. Реализация транзитного потенциала позволит России создать новую отрасль экономики, а также гармонично интегрироваться в мировую транспортную систему. Вопросы упрощения процесса пересечения товаров и транспортных средств через государственную границу РФ, в том числе путем значительного сокращения технологического времени производства пограничных, таможенных и других контрольно-надзорных операций, совершенствования технологических процессов работы морских портов и припортовых железнодорожных станций, имеют большое значение.
В этих целях Минтрансом России по согласованию с Росграницей, ФСБ России и другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены приказами Минтранса России типовые схемы организации пропуска через государственную границу РФ.
В настоящее время порядок перемещения товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом, в соответствии с таможенной процедурой регулируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, заключенного РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, а также Соглашениями об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза.
Нормами указанных документов предусмотрено существенное упрощение совершения таможенных операций по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса РФ. Фактически вхождение трех государств в Таможенный союз позволит значительно сократить время прохождения таможенных процедур за счет отсутствия таможенных постов на внутренних границах трех государств.
— В сферу ответственности Минтранса входит контроль за ходом строительства транспортных объектов к Олимпиаде 2014 года в Сочи. Как сейчас продвигается работа и успеют ли транспортники к этому сроку?
— Работа ведется напряженная, и в ряде случаев мы идем с опережением графиков по всем объектам. Кроме того, у нас есть твердое понимание, как должна быть выстроена транспортно-логистическая схема. У нас за этот промежуток времени появилось достаточно большое количество научных работ, которые объясняют для нас дополнительные возможности реализуемых нами проектов. Самый грандиозный проект — это совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — Альпика-Сервис, дублер существующей автомобильной дороги Адлер — Красная Поляна. Это строительство и двух новых портов, и модернизация существующего порта. Это восстановление инфраструктуры в отношении малых судов для перевозки пассажиров в Сочи.
— Много ли объектов, на которых применяются технологические инновации?
— Важнейшим направлением внедрения инновационных методов в дорожном хозяйстве останется в будущем повышение качества дорожных работ на всех стадиях. Мы также учитываем, что долговечность сооружений в значительной степени зависит от качества проектной документации, надежности материалов, применения в проектах наиболее эффективных инженерных решений. Например, новая единая форма технического задания на проектирование предусматривает обязательное включение в проектную документацию раздела «Внедрение новых технологий». В этом году будет разработана методика определения индексов изменения стоимости дорожных работ на базе ресурсно-технологической модели отрасли.
За последние несколько лет количество объектов, на которых применяются технологические инновации, увеличилось с 10-15 до 300. Освоены соответствующие уровню международных стандартов технологии, утверждены правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом. В общей сложности новые технологии в этой области применены более чем на 8 тысячах километров федеральных магистралей, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки.
При ремонте мостовых сооружений только за последние пять лет созданы и опробованы новые технологии, материалы и конструкции, позволяющие продлить работоспособность отремонтированных сооружений на 25-35 лет. Разрабатываются предложения по повышению гибкости при бюджетном планировании для учета неблагоприятных природно-климатических явлений, решения проблем технологического характера путем передачи государственному заказчику права на перераспределение объемов финансирования по годам.
Ключевыми задачами инноваций в транспортном строительстве станут долговечность сооружений, их высокие потребительские свойства, надежность, безопасность и экологичность. Уже внесены изменения в нормативную базу, предусматривающие возможность заключения долгосрочных контрактов на строительство, содержание и ремонт федеральных транспортных объектов. Это позволит повысить качество и срок службы, минимизировать затраты на период жизненного цикла объекта, стимулировать внедрение долговечных материалов, ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Я уверен в том, что, следуя по пути ускоренного внедрения инноваций, повышения эффективности расходования бюджетных средств, дорожная отрасль сможет внести достойный вклад в процесс модернизации нашей экономики и страны в целом.