Аналитики изучили бюджетное исполнение дорожно-транспортных нацпроектов в первом квартале 2025 года

Нацпроект «Эффективная транспортная система» исполнен на 13,2 %, нацпроект «Инфраструктура для жизни» - на 13,8 %

Аналитики изучили бюджетное исполнение дорожно-транспортных нацпроектов в первом квартале 2025 года
Фото: Архив ДорИнфо
Поделиться:

Бюджетное исполнение национальных проектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни» в первом квартале 2025 года превысило 13 %. К такому выводу пришли аналитики агентства Sherpa Group, исследование опубликовано на сайте агентства 15 апреля.

Так, нацпроект «Эффективная транспортная система» в первом квартале года исполнен на 13,2 %. Из федерального бюджета на его мероприятия поступило 19,1 млрд рублей, при этом большая часть средств (свыше 85 %) была направлена в январе, а в последующие месяцы вложения были ниже – 0,3 % и 1,7 % от годового объема. Досрочно исполненными на 100 % с точки зрения поступления запланированных бюджетных средств оказались два федеральных проекта в составе транспортного нацпроекта – это «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли».

Планку финансирования нацпроекта «Эффективная транспортная система» за первый квартал повысили на 4,2 % или на 5,8 млрд рублей – до почти 145,2 млрд рублей. Аналитики предполагают, что из-за повышения финансирования в целом на нацпроект по итогам года могут потратить на 1,7 % федеральных средств больше, чем было вложено в 2024 году в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предшествовавший транспортному нацпроекту.

«Ранее ожидалось небольшое отставание в финансировании. Впрочем, федеральные расходы на национальный проект могут пересмотреть в следующие кварталы, как в сторону дальнейшего увеличения, так и снижения – в зависимости от актуального исполнения мероприятий и экономических условий», - отмечается в исследовании агентства Sherpa Group.

Что касается нацпроекта «Инфраструктура для жизни», то его бюджетное исполнение в первом квартале 2025 года составило 13,8 % – на него направлено 168,6 млрд рублей федеральных средств.

«Для сравнения, в два нацпроекта-предшественника («Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду») за тот же период прошлого года поступило 114,2 млрд руб., или 15,3% от запланированных на год федеральных расходов. То есть вложения выросли в 1,5 раза», - отмечают аналитики.

Лидирует по бюджетному исполнению в составе инфраструктурного нацпроекта федеральный проект «Новый ритм строительства», профинансированный на 100 %, он же минимальный по объемам предусмотренных бюджетом вложений – 82,7 млн рублей. Среди пока неисполненных досрочно федеральных проектов в составе нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в первом квартале 2025 года лидировало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах», до которого довели 3,6 млрд рублей или 21,7 % предусмотренных до конца года средств. Далее идет федпроект «Региональная и местная дорожная сеть» с исполнением 21,6 % и вложениями из бюджета в объеме 72,9 млрд рублей.

В целом на автодорожные мероприятия в составе инфраструктурного нацпроекта в первом квартале 2025 года поступило, по подсчетам аналитиков агентства, почти 156,9 млрд рублей или 14,9 % от запланированных на год средств. Для сравнения: за первые три месяца 2024 года на нацпроект «Безопасные качественные дороги» было перечислено 86,3 млрд рублей, что соответствовало бюджетному исполнению 13,9 %.

«Рост на 82% в объеме расходов связан с разным уровнем запланированных до конца года средств (в том числе, из‑за включения процессных мероприятий), большей концентрацией вложений на автодорожную отрасль в рамках нового нацпроекта, ускорением, по сравнению с началом 2024 года, финансирования мероприятий по развитию федеральных дорог», - отмечается в сообщении аналитического агентства.

Запланированный на реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни» годовой объем средств был незначительно сокращен в первом квартале. До нацпроекта в 2025 году планируют довести на 0,3 % меньше средств, чем планировали изначально, или 1,22 трлн рублей. Снижение планки финансирования коснулось двух федеральных проектов: «Безопасности дорожного движения» (снижение на 20,3 % до 5,6 млрд рублей) и «Развития федеральной сети» (снижение на 0,4 % до 677 млрд рублей).

«Мы не исключаем корректировок ожидаемых вложений в мероприятия нацпроекта в следующие кварталы, в том числе и в сторону увеличения. Пока, по нашей оценке, в нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2025 году могут вложить на 41,3% больше средств, чем в 2024‑м направили в «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» (тогда это было суммарно 865,4 млрд руб.)», - говорится в материале агентства Sherpa Group.

В целом же по данным агентства в первом квартале 2025 года бюджетное исполнение 19 национальных проектов составило 22,9 %, из госбюджета до них доведено 1,36 трлн рублей. Для сравнения: за такой же период 2024 года исполнение 15 нацпроектов прежней формации составляло 21,7 %, в них поступило 657,4 млрд рублей. Рост вложений аналитики связывают с увеличением числа нацпроекта, запланированным еще на старте высоким объемом расходов (5,9 трлн рублей). Расходы на нацпроекты в целом были равномерными, пиковый по начислениям месяц оказался февраль, когда в нацпроекты вложили 542 млрд рублей или 9,2 % от годового плана. Самый высокий уровень бюджетного освоения в первом квартале у нацпроекта «Кадры», самый низкий – у нацпроекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Добавим, с 2025 года началась реализация новых национальных проектов, в том числе «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Инфраструктурный нацпроект включает 12 федеральных проектов, пять из которых курирует Минтранс РФ – они касаются модернизации автодорог, развития общественного транспорта и др. Национальными целями, поставленными Президентом РФ Владимиром Путиным в мае 2024 года, и задачами нацпроекта предусмотрено доведение до нормативного состояния к концу 2030 года не менее 85 % федеральных трасс и опорной дорожной сети, а также 60 % региональных дорог.

В структуру нацпроекта «Эффективная транспортная система» входят девять федеральных проектов, касающихся развития ж/д, портовой, аэродромной инфраструктуры, а также развития пунктов пропуска на госгранице, цифровизации и кадров.

В марте 2025 года председатель Правительства России Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по опережающему развитию дорожного хозяйства, коммунальной, социальной инфраструктуры и мастер-планов городов, где отметил, что мероприятия нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и других программ должны быть взаимоувязаны.

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru