На площадке координационного центра Правительства РФ первый заместитель председателя Правительства России Андрей Белоусов и руководитель комиссии Государственного совета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов провели совместное заседание президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт». В частности, были рассмотрены результаты работы отраслевых межведомственных рабочих групп по подготовке национального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры». Об этом сообщает пресс-служба Кабмина.
Новый национальный проект связан с формированием единой опорной транспортной сети, включающей в себя автодороги, ж/д магистрали, водные пути, аэропорты, морские порты, пункты пропуска через госграницу.
Минтранс РФ подготовил предложения по структуре, показателям, результатам и финансированию нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры». Предложения в ходе заседания представил министр транспорта России Виталий Савельев. Он отметил, что новый нацпроект станет преемником Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и нескольких реализованных инфраструктурных проектов. Структура и целеполагание нацпроекта основываются на необходимости создания единой модели управления развитием транспортной отрасли и всех видов транспорта.
«В основе предложений – механизмы отбора и приоритизации проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, на базе единой опорной транспортной сети и механизмов транспортно-экономического баланса, впервые закрепленных в Транспортной стратегии, одобренной в 2021 году Президентом страны», - отметил министр.
Одна из ключевых целей нацпроекта – определить рост мощности единой опорной транспортной сети. Также реализация нацпроекта направлена на рост пропускной и провозной способности транспортной инфраструктуры для российских грузов, увеличение мощности транспортной инфраструктуры для пассажирского сообщения, повышение удовлетворенности инфраструктурой. В состав нацпроекта предлагается включить 10 федеральных проектов, направленных на развитие инфраструктуры единой опорной транспортной сети. Эти федеральные проекты предусматривают развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла, высокоскоростных ж/д магистралей, пунктов пропуска через границу, опорных сетей аэродромов и аэропортов, железных дорог, морских портов, внутренних водных путей и автомобильных дорог. Также предусмотрены цифровизация отрасли и развитие кадрового потенциала.
В рамках работы над параметрами нового нацпроекта в Минтрансе РФ сформированы шесть межведомственных рабочих групп, возглавляемых заместителями министра транспорта, курирующими соответствующие направления деятельности. В состав рабочих групп вошли представители администрации Президента, комиссии Госсовета по направлению «Транспорт», Госдумы, Совета Федерации, Минэкономразвития, Минфина, бизнеса, отраслевых ассоциаций и экспертного сообщества. Заместители министра транспорта РФ Валентин Иванов, Владимир Потешкин, Александр Пошивай, Андрей Костюк, Дмитрий Баканов и директор административного департамента Министерства транспорта Константин Пашков детально представили предложения по каждому из 10 федеральных проектов. В ходе дискуссии участники внесли предложения, корректировки и дополнения в обсуждаемый документ.
В целом же на заседании одобрили предложения Минтранс РФ по новому нацпроекту. По итогам мероприятия первый вице-премьер дал ряд поручений и отметил, что следующий этап работы – общественное обсуждение предложений по нацпроекту. Предложения направят на рассмотрение широкому кругу заинтересованных лиц, в том числе бизнес-объединениям, в первую очередь – в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату, Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия». Также мероприятия нацпроекта синхронизируют и скоординируют с Минфином, Минэнерго, Минпромторгом.
«Основной смысл нового нацпроекта – завершение многоуровневой работы и выстраивание новой системы, в основе которой – единая опорная транспортная сеть, генеральная схема. Второй этап – это транспортно-экономический баланс, который должен показать самые узкие, напряженные места транспортной системы. И третий – это оптимизация транспортной инфраструктуры с учетом выявленных узких мест таким образом, чтобы грузы и пассажиры распределялись наиболее оптимальными способами», - подытожил Андрей Белоусов.
Напомним, в России с 2019 года в дорожной сфере реализуется нацпроект «Безопасные качественные дороги», сейчас работы на дорогах и мостах по БКД ведутся в 84 субъектах страны. В этом году к нормативу приведут 5,2 тыс. дорожных объектов общей протяженностью 14,6 тыс. км.
Также добавим, понятие «опорная сеть автомобильных дорог» было закреплено в российском законодательстве в 2023 году. Документ создал правовую основу для формирования в России опорной сети автодорог к 1 сентября 2024 года. В опорную сеть входят федеральные трассы, региональные или межмуниципальные дороги, которые соответствуют определенным критериям. По последним данным, протяженность опорной автодорожной сети России составляет 140,5 тыс. км.
Отметим, в феврале 2024 года на совместном заседании президиума правкомиссии по транспорту с представителями комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» и первым заместителем председателя Правительства РФ Андреем Белоусовым был одобрен подход к формированию единой опорной транспортной сети России. Тогда сообщалось, что в нее войдут опорные сети железных дорог, морских портов, внутренних водных путей, аэропортов, автодорог, пунктов пропуска и крупнейшие транспортно-логистические центры.