В среду, 2 августа, Президент РФ Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание с членами Правительства РФ, главной темой которого стало развитие пунктов пропуска через государственную границу. Стенограмма совещания опубликована на сайте Кремля.
О развитии погранпунктов рассказал министр транспорта РФ Виталий Савельев. По его словам, Россия является страной с самой протяженной госграницей в мире – ее длина составляет 61,5 тыс. км, что в 1,5 раза больше длины экватора. Сухопутная граница России составляет 23 тыс. км, морская ‒ 38 тыс. км.
Всего в стране 380 пунктов пропуска, из которых работают 314. В 2022 году совместно с Погранслужбой ФСБ и ФТС России проведена приоретизация, утвержден перечень из 84 пунктов пропуска. Через эти пункты проходит более 65 % грузов, и их модернизация необходима в первую очередь. Перечень в этом году расширили до 87 – дополнительно включены автомобильные пункты в Забайкальском крае: Олочи, Верхний Ульхун и Соловьевск.
С 2021 года проведена большая работа по правовому регулированию отрасли, выпущены три ФЗ, принято 15 актов Правительства РФ, в том числе впервые утверждены нормативы по содержанию пунктов пропуска. Кроме того, в 2022 году разработаны и утверждены типовые решения по строительству и оснащению пунктов пропуска.
Минтрансу РФ до 2022 году на строительство, оснащение пунктов пропуска и их содержание в среднем выделяли до 10 млрд рублей в год. В 2022 году на эти цели направили 20,7 млрд рублей, в 2023-м лимит определен в 25 млрд рублей. С 2024 года финансирование составит 35 млрд рублей в год.
Министр отметил, что особое внимание уделяется приоритетным участкам границы. Самая длинная в мире непрерывная сухопутная граница между двумя странами – российско-казахстанская, ее длина – 7,6 тыс. км. На ней расположены 52 пункта пропуска, работают 50.
«В апреле текущего года подписали с казахстанской стороной план мероприятий, предусматривающий комплексную реконструкцию десяти наиболее приоритетных автомобильных пунктов пропуска. Все работы совместно с казахстанской стороной завершим в 2027 году», - рассказал Виталий Савельев.
Вторая по протяженности граница в России – с Китайской Народной республикой, ее длина – 4,2 тыс. км, на ней расположено 28 пунктов пропуска, из которых функционируют 19. В прошлом году была завершена модернизация ж/д пункта пропуска Забайкальск, через который проходит почти 16 млн тонн грузов в год – это половина всех грузов, перемещаемых через сухопутную часть границы с Китаем. Автомобильный пункт пропуска Забайкальск переведен на круглосуточный режим работы, его пропускную способность увеличили с 280 до 600 грузовиков в сутки. Запущен ж/д мост и пункт пропуска Нижнеленинское с пропускной способностью пять пар поездов в сутки – это около 5 млн тонн грузов в год. Также на круглосуточную работу переведен ж/д пункт Махалино, и его пропускная способность возросла с трех до восьми пар поездов. Заработал новый автомобильный пункт пропуска Кани-Курган, пропуская по 200 грузовиков в сутки.
Также особое внимание уделяется российско-азербайджанской границе, длина которой – 328 км. Здесь расположены пять пунктов пропуска: три автомобильных, один ж/д, один автомобильно-пешеходный. В 2023 году завершат реконструкцию пункта Яраг-Казмаляр, на котором увеличили количество грузовых полос с 4 до 11, что позволило нарастить пропускную способность с 400 до 1,1 тыс. грузовиков в сутки. Открыт для движения пункт Тагиркент-Казмаляр с пропускной способностью 600 грузовиков в сутки.
Благодаря выполненным мероприятиям пропускная способность на российско-азербайджанском участке границы выросла более чем в 4,5 раза ‒ с 400 до 1,9 тыс. грузовиков в сутки. В 2020 году грузооборот составлял 6,7 млн тонн, в 2021-м ‒ 7,4 млн тонн, а в 2022-м – уже 11,7 млн тонн. За первое полугодие 2023 года перевезено 6,6 млн тонн грузов, что на 35 % больше, чем за шесть месяцев 2022 года.
На российско-грузинском участке границы расположен один автомобильный пункт пропуска Верхний Ларс, его реконструкцию завершат в 2023 году.
«Стройка проводится в сложных условиях. Пункт пропуска расположен в ущелье: с одной стороны ‒ река Терек, с другой стороны ‒ гора. Мы нашли уникальное проектное решение: разместили по краям пункта пропуска по 12 полос движения для легкового транспорта по диагонали в каждую сторону, увеличив пропускную способность с 15 полос до 39. А инфраструктурные решения совместно с кадровым увеличением числа контрольных органов и их эффективной работой позволили увеличить пропускную способность на Верхнем Ларсе более чем в два раза ‒ с 700 до 1500 грузовых транспортных средств в сутки. В настоящее время осуществляются перевозки по всем 39 полосам», - рассказал министр транспорта страны.
Отдельно глава Минтранса РФ рассказал о разработке и внедрении специализированного оборудования инспекционно-досмотровых комплексов. Есть три вида комплексов: стационарные, мобильные и портальные. Впервые в РФ в 2022 году на границе установили портальные комплексы. Их преимущество в том, что водителю не надо выходить из кабины – это сокращает время контрольных процедур в 2-2,5 раза. Оборудование представлено отечественными производителями. В 2022 и 2023 годах завершили оснащение пунктов пропуска Маштаково и Тагиркент-Казмаляр четырьмя комплексами, до конца третьего квартала этого года семью портальными комплексами оснастят еще пять погранпунктов.
Подводя итоги, министр отметил, что в 2022 году выполнены все запланированные мероприятия – работы проведены в 65 пунктах пропуска (для сравнения с 2017 по 2021 годы – всего 64 мероприятия), а в 2023 году комплекс мероприятий проведут в 73 пунктах пропуска. До 2025 года Минтранс РФ рассчитывает достичь увеличения пропускной способности в приоритетных пунктах пропуска в 2 раза и привести в нормативное состояние к концу 2025 года не менее 50 % всех пунктов пропуска России.