В 2024 году Федеральное дорожное агентство совместно со специалистами Российской академии наук и Роскосмоса провели оценку геокриологических условий на федеральной трассе Р-297 «Амур». В ходе работ эксперты проанализировали участки дороги на предмет развития деформаций и прогнозирования геокриологических процессов. Об этом в пятницу, 7 февраля, сообщил начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец в рамках конференции «Асфальтобетон 2025», передает корреспондент портала «ДорИнфо».
За кратчайшие сроки специалисты проанализировали гигантскую площадь - более 800 км дороги. В результате работы была составлена карта, на которой дорогу «окрасили» в три цвета (зеленый, желтый и красный) по степени опасности развития геокриологических процессов. Это позволило дорожникам понять, где процессы деформации уже завершились, а также определить участки со средней и высокой степенью развития деформаций.
«Это позволило ФКУ учесть данные при планировании дорожных работ для более рационального использования средств федерального бюджета. Потому что мы понимаем, что на участках, где активно идет развитие деформаций, выполнять капитальные работы преждевременно или, если их нужно выполнять, то необходимо уделить особое внимание проектированию компенсирующих или защитных мероприятий. Это очень важно и позволяет нам более взвешено принимать проектные решения», - сказал Сергей Гошовец.
Работу в данном направлении продолжат в 2025 и 2026 годах. Оценка геокриологических условий будет проведена на других федеральных трассах - А-360 «Лена», Р-504 «Колыма» и А-331 «Вилюй».
Кроме того, в последующие годы Росавтодор продолжит исследования, которые направлены на обеспечение долговечности и увеличение межремонтных сроков дорожных одежд. Напомним, в 2022-2023 годах на федеральных дорогах во второй, третьей и четвертой климатических зонах были установлены мониторинговые станции. Данные, полученные с этих станций, были учтены в вышедшем в 2024 году ГОСТе на проектирование нежестких дорожных одежд. По словам Евгения Гошовца, данная работа продолжится. В планах Росавтодора - развивать сеть мониторинговых станций, распространять ее на дороги третьей и четвертой категории, где обочины не защищены асфальтобетоном. Он отметил, что для анализа будут выбирать участки трасс со сложными гидрологическими условиями, чтобы получить весь спектр научной информации для совершенствования методик.
Кроме того, продолжится работа, начатая в 2021 году, - создание станций мониторинга в зоне вечной мерзлоты. По словам представителя ФДА, сегодня в этой области отсутствуют нормативные документы, поэтому задача на ближайшую перспективу - разработать соответствующие нормативы.
«Для этого мы создали систему мониторинга, разработали отраслевой методический документ, который будет предъявлять требования к этим станциям. Работы была сложная, но выполнена в кратчайшие сроки с привлечением Российской академии наук, ведущих экспертов, организаций дорожного хозяйства», - отметил Сергей Гошовец.
Сегодня на федеральных трассах в зоне вечной мерзлоты действует семь постов мониторинга с двумя комплексами - метеонаблюдение и геокриологические наблюдения (скважины, водно-тепловой режим, температура, контроль за вечной мерзлотой). В планах Росавтодора - установить станции, которые будут выполнять мониторинг напряженно-деформированного состояния нежестких дорожных одежд.
«Весь этот спектр исследований нам позволит получить новые данные о работе асфальтобетонов, асфальтобетонных слоев и все это, конечно, будет направлено на совершенствование методик проектирования нежестких дорожных одежд», - отметил Сергей Гошовец.