Председатель Правительства России Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении Стратегии пространственного развития страны до 2030 года. Об этом сообщается на сайте Кабмина.
В новой Стратегии отражены задачи по формированию сбалансированной системы пространственного развития для достижения национальных целей, поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населенных пунктов, образующих инфраструктурный и экономический каркас страны и др.
Одно из новшеств – создание единого перечня опорных населенных пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определенных майскими указами Президента РФ Владимира Путина в 2024 году. В перечень опорных населенных пунктов вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые значимые инвестпроекты, города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры, населенные пункты, включая сельские, выполняющие функции опорных, - в них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры.
В числе приоритетных задач развития опорных населенных пунктов – строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей.
Так, одним из приоритетов пространственного развития РФ является транспорт. Согласно документу, основными принципами развития объектов транспортной инфраструктуры являются удовлетворение спроса на такую инфраструктуру за счет планирования и приоритизации проектов исходя из социально-экономических эффектов, обеспечение транспортной связанности опорных населенных пунктов. Транспортная связанность городских агломераций и административных центров субъектов страны, не входящих в городские агломерации, а также опорных населенных пунктов, обеспечивающих национальную безопасность РФ и обслуживающих критически важную инфраструктуру, преимущественно обеспечивается объектами единой опорной транспортной сети, в том числе автодорогами. Транспортная связанность прочих опорных населенных пунктов, в том числе с населенными пунктами на прилегающих территориях, и удаленных населенных пунктов с опорными населенными пунктами обеспечивается за счет автотрасс регионального и местного значения, в том числе за счет развития и приведения их в нормативное состояние, а также улучшения транспортного обслуживания населения.
Также в Стратеги определены приоритетные направления развития для субъектов по федеральным округам. Так, для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны одной из задач станет наращивание международных торговых связей. Речь идет о повышении эффективности работы Байкало-Амурской и Транссибирской ж/д магистралей, Северного морского пути, морских портов на тихоокеанском побережье и строительстве дорог, связывающих эти порты с логистическими центрами. Среди направления развития Южного федерального округа – развитие инфраструктуры ж/д, автомобильного и внутреннего водного транспорта в Азово-Черноморском регионе, в том числе за счет развития инфраструктуры международного транспортного коридора «Север – Юг» и приведения в нормативное состояние дорог «Волгоград – Астрахань» и «Астрахань - госграница с Республикой Казахстан», формирования и развития ближних и дальних автодорожных подходов к Крымскому мосту, развития съездов к побережью Азовского и Черного морей, увеличения пропускной способности ж/д подходов к портам Азово-Черноморского бассейна.
«Для нас важно повысить самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития за счет роста собственных доходов их бюджетов. Большое внимание будет уделено развитию социальной, энергетической, коммунальной, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Эта работа станет основополагающим элементом реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», - прокомментировал документ заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В течение трех месяцев Минэкономразвития РФ совместно с другими профильными органами власти представит план мероприятий по реализации Стратегии.
Напомним, что в мае 2024 года Владимир Путин подписал Указ, где обозначил национальные цели развития страны до 2030 года. Согласно документу, к 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85 % федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Кроме того, поставлена задача снизить смертность в ДТП по сравнению с показателем 2023 года в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036-му. Также среди задач – рост к 2030 году объема перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом за счет повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов и др.