Бюджетное исполнение нацпроекта БКД по итогам трех кварталов 2024 года превысило 67 % – аналитики

Освоение средств в рамках нацпроектов проанализировало агентство Sherpa Group

Бюджетное исполнение нацпроекта БКД по итогам трех кварталов 2024 года превысило 67 % – аналитики
Фото: Архив ДорИнфо
Поделиться:

Общее исполнение 15 национальных проектов по итогам трех кварталов 2024 года составило 69,5 % - это самый высокий уровень за последние годы. Об этом сообщает аналитическое агентство Sherpa Group во вторник, 22 октября.

Специалисты агентства Sherpa Group проанализировали финансирование и освоение средств при реализации нацпроектов по итогам трех кварталов 2024 года. Результаты анализа опубликованы на сайте агентства во вторник, 22 октября. Так, общее исполнение 15 нацпроектов по итогам трех кварталов этого года составило 69,5 %, достигнув самого высокого уровня за последние годы. В нацпроекты поступило 2,19 трлн рублей, что на 10 % больше, чем год назад.

В частности, бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по итогам трех кварталов составило 67,5 %. По данным агентства, это меньше, чем в 2022-2023 годах, когда оно было на уровне 71-73 %. При этом аналитики отмечают, что из‑за разницы в предусмотренном финансировании объем федеральных средств, поступивших в нацпроект за девять месяцев, был больше уровня прошлого года на 34,4 % и достиг 446,6 млрд рублей.

Наибольшее исполнение по итогам трех кварталов 2024 года в составе нацпроекта БКД было у федерального проекта «Дорожная сеть», предусматривающего развитие региональных и местных автодорог. В этот федпроект поступило 86,7 % – 227,1 млрд рублей. В 2023 году федеральный проект тоже лидировал по исполнению, но оно было меньше – 82,2 %. Проект «Развитие федеральной магистральной сети» в составе БКД к 1 октября 2024 года исполнен на 55,3 %, на его мероприятия направили 190,7 млрд рублей.

В целом у большинства федеральных проектов в составе БКД исполнение за три квартала этого года превысило 50 %. Исключения – «Развитие общественного транспорта» (48,7 % или 20,6 млрд рублей) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (31 % или 0,25 млрд рублей).

«Минимальное исполнение последнего федпроекта и медленные темпы финансирования в третьем квартале (дошел лишь 1% годовых средств), на наш взгляд, могли быть связаны с кадровыми перестановками в министерстве обороны и сменой кураторов. Кроме того, через несколько месяцев «Автомобильные дороги Минобороны России» ожидает изменение статуса. С 2025 года они станут частью федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в нацпроект «Инфраструктура для жизни», но потеря финансирования им не угрожает – расходы по‑прежнему будут составлять 800 млн руб. в год», - отмечают аналитики агентства.

В третьем квартале 2024 года планируемые до конца года федеральные расходы на нацпроект БКД повысили на 2,2 % или 14,1 млрд рублей – до 662 млрд рублей. Средства направлены на проекты «Развитие федеральной магистральной сети» (дополнительные 13,1 млрд рублей, рост на 3,9 %) и «Дорожная сеть» (дополнительные 2,4 млрд рублей, рост на 0,9 %). При этом проекту «Развитие общественного транспорта», наоборот, снизили планку финансирования на 3,2 % или на 1,4 млрд рублей – до 42,2 млрд рублей. В прошлом году финансирование этому проекту также снижали, но на 7 % и в четвертом квартале.

Планку финансирования всего нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в четвертом квартале 2022 и 2023 годов повышали на 24 % и 15,5 % соответственно. В этом году также ожидается дополнительное выделение средств.

«Более того, это было бы логично для сглаживания скачка в объемах средств, проходящих через нацпроекты. В следующем году на автодорожные мероприятия в рамках «Инфраструктуры для жизни» собираются расходовать на 40-50% больше, чем на подобные мероприятия в 2024‑м. Поскольку повышение планки имеет нисходящую динамику, мы предполагаем, что до БКД в 2024 году могут довести на 3-6% больше, чем запланировано на начало четвертого квартала. Таким образом, общее федеральное финансирование в 2024 году может достичь 682-702 млрд руб.», - считают в агентстве.

Что касается нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», то, по данным агентства, его бюджетное исполнение на 1 октября 2024 года составило 35 % и стало минимальным на эту дату за все время реализации – с 2019 по 2024 годы. Общий объем федеральных средств, поступивших в комплексный план за три квартала 2024 года, составил 45,9 млрд рублей. По итогам трех кварталов 2023 года до него довели почти в 2,4 раза больше – 109,1 млрд рублей.

«Заметно меньшая активность, по нашему мнению, может быть связана с кадровыми перестановками в руководстве транспортной отрасли, а также с отвлечением сил на подготовку нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Открытыми остаются вопросы, будут ли доведены деньги до большинства мероприятий комплексного плана в четвертом квартале и перенесут ли неиспользованный объем на будущие периоды в новый нацпроект», - отмечается в исследовании Sherpa Group.

Суммарно на Комплексный план и БКД из федерального бюджета за три квартала 2024 года выделено 492,5 млрд рублей – это на 11,6 % больше, чем в прошлом году. По текущей официальной информации, до конца года в оба нацпроекта вложат чуть более 793 млрд рублей. Но аналитики предполагают, что, если сохранится прежняя логика допфинансирования или наоборот урезания, перераспределения средств в четвертом квартале, то эта сумма может составить 785-835 млрд рублей.

«Для сравнения год назад, на комплексный план и БКД потратили 740,1 млрд руб., то есть увеличение относительно 2023 года может составить 6-13%. Выход на середину или верхнюю границу этого диапазона будет позитивным для инфраструктурной отрасли, так как такой рост превысит уровень ожидаемой инфляции», - считают в агентстве.

Добавим, реализация нацпроекта БКД, действующего в России с 2019 года, завершается в этом году. С 2025 года в стране стартуют новые национальные проекты. Дорожное хозяйство будет развиваться в рамках нацпроектов «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система» («Транспорт»). В части дорожной деятельности первый из них будет предусматривать приведение дорог и мостов в нормативное состояние, снижение аварийности, обновление парка общественного транспорта, второй – модернизацию пунктов пропуска на госгранице и др.

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru