199034 +7(812)2450568

Дорожная пятилетка

Правительство России утвердило план дорожного строительства на ближайшие пять лет: соответствующее распоряжение было подписано председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным 20 июня. В план вошло более 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог - работы рассчитаны с 2023 по 2027 годы. Корреспондент портала «ДорИнфо» ознакомился с текстом документа, опубликованным на сайте Кабмина: рассказываем о том, какие объекты вошли в план и какие мероприятия на них предусмотрены.

В начале июня Президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам дорожного строительства, в рамках которого поручил Правительству страны утвердить пятилетний план дорожного строительства с общим финансированием 13,2 трлн рублей. План касается федеральных, региональных, межмуниципальных и местных дорог. Главная цель работы - довести до нормативного состояния 85 % трасс в 105 крупнейших агломерациях и более 50 % дорог в регионах.

Путин_совещание_кремль.jpg

Фото: с сайта kremlin.ru

В ходе заседания Правительства, которое состоялось в конце июня, Михаил Мишустин отметил, что в план включены мероприятия, необходимые для укрепления автодорожной сети, повышения объемов и качества строительства трасс. Эти работы будут профинансированы до конца 2027 года. Всего из федерального бюджета выделят более 5 трлн рублей, чтобы модернизировать, расширить и построить с нуля свыше 4 тыс. км современных трасс. С учетом вложений региональных бюджетов и Фонда национального благосостояния за пять лет финансирование превысит 13 трлн рублей, что позволит обновить более 100 тыс. км автодорог по всей стране.

«Комплексная программа за счет мультипликативного эффекта поможет нашей экономике лучше адаптироваться к внешнему санкционному давлению. Даст бизнесу возможность перестроить логистику, быстрее и дешевле доставлять грузы, в том числе товары в магазины и комплектующие на автозаводы, создаст новые рабочие места в регионах. Рассчитываем, что обновление дорожной сети повысит качество жизни миллионов людей, которые смогут комфортно путешествовать по России», - сказал во время заседания премьер-министр.

Как отметил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, главная задача пятилетнего плана - увязать все имеющиеся дороги в единую и удобную для жителей сеть. «При этом большую часть дорог мы планируем довести до нормативного состояния. Для этого будем проводить ремонт федеральных и региональных дорог, будем расширять трассы с двух до четырех полос, чтобы увеличить их пропускную способность и, соответственно, сократить время в пути. Построим 46 обходов крупных городов, чтобы обеспечить комфорт для их жителей и для проезжающих водителей», - сказал Марат Хуснуллин.

Подготовленный финансовый план программы сбалансирован. По словам вице-премьера, объекты должны строиться не более 3 лет, самые сложные - не более 5 лет. Стройки необходимо обеспечить финансированием. Если проект масштабный и предусматривает большой срок, то он должен иметь возможность поэтапного запуска, чтобы этап можно было эксплуатировать.

«Безусловно, в рамках программы мы формируем задел и на будущие периоды. У нас есть переходящие объекты, но одна из основных целей - это не допустить долгостроев. Новые объекты предлагаем включать в эту программу только с наличием финансирования либо по прямым указаниям, либо в случае острой необходимости», - добавил Марат Хуснуллин.

В результате реализации пятилетнего плана в России построят и реконструируют более 4 тыс. км дорог, 3 тыс. км - расширят до четырех полос, 110 тыс. км - отремонтируют (в том числе 650 мостов длиной 125 тыс. метров).

Объекты Автодора

Один из самых масштабных объектов, включенных в список пятилетнего плана, - скоростная трасса М-12 «Москва - Нижний Новгород - Казань». Всего на ее строительство предусмотрено более 327 млрд рублей: в 2023 году выделят 174 млрд рублей, в 2024 - 70 млрд рублей, в 2025 - 49,3 млрд рублей, в 2026 - 33,3 млрд рублей. Сейчас строительство трассы М-12 идет на всех этапах: в Московской, Владимирской, Нижегородской областях, республиках Чувашия и Татарстан. Протяженность магистрали составляет более 800 км. Реализация проекта позволит сократить путь от Москвы до Казани в два рада - до 6,5 часов. Движение транспорта по дороге планируют открыть в 2024 году.

Трассу М-12 продлят до Екатеринбурга. Согласно документу, на строительство участка «Дюртюли - Ачит» предусмотрено 277,3 млрд рублей. В 2023 году выделят 116,1 млрд рублей, в 2024 году - 77,4 млрд рублей, в 2025 году - 22,8 млрд рублей, в 2026 году - 40,7 млрд рублей, в 2027 году - 20,2 млрд рублей.

Dyurtyuli_Achit_infografika.jpg

В план внесли строительство опорной сети скоростных дорог в рамках развития маршрутов «Меридиан» и Юго-Западной хорды (ТЭО, проектирование и строительство). На эти цели в период с 2025 по 2027 годы выделят 24,3 млрд рублей. Отметим, в июне стало известно, что трасса «Меридиан», маршрут которой планировали проложить от границы с Казахстаном через восемь регионов России, Республику Беларусь и Центральную Европу, теперь пойдет от Китая в страны Каспийского моря, в том числе в Иран. Общая протяженность дороги составляет более 2 тыс. км. Юго-Западная хорда пройдет от Екатеринбурга до Черноморского побережья и позволит более чем вдвое сократить время в пути между крупнейшими центрами экономического роста.

Еще один важный объект - строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2). На реализацию этого проекта (1 очередь) в 2025-2027 годы направят 18 млрд рублей. Добавим, что подготовительные работы по проекту планируют начать в этом году.

Почти 29 млрд рублей предусмотрено на строительство Южного обхода Краснодара: деньги выделят в период с 2025 по 2027 годы. Ранее сообщалось, что Южный обход города соединят с Дальним западным обходом Краснодара (ДЗОК) - он тоже включен в пятилетний план. На него в 2023 году выделят больше 12,8 млрд рублей. Напомним, что протяженность ДЗОК составит 51 км, его сдадут в эксплуатацию в 2023 году.

Помимо этого, предусмотрены средства на реконструкцию участков трасс М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон» и ЦКАД в Московской области, а также на строительство и реконструкцию отрезков дороги А-147 «Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия» (Южный кластер) и др.

Объекты Росавтодора

Общее финансирование объектов федерального значения в пятилетнем плане - 3,39 трлн рублей. В список программы включены работы по строительству и реконструкции участков трассы А-229 «Калининград - Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой», а именно реализация VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов Калининграда на участке от развязки на подъезде к Светлогорску от автодороги «Переславское - Круглово» с устройством развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом. Всего за пять лет на объект будет выделено более 46,4 млрд рублей. Подробнее о реализации масштабного проекта по формированию Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны читайте здесь.

В пятилетнем плане предусмотрено развитие Московского транспортного узла - строительство и реконструкция хорд и вылетных магистралей. Так, запланировано расширение трассы М-8 «Холмогоры» в Подмосковье и далее до Ярославля, с последующим маршрутом на север. В частности, будет выполнена реконструкция с 29-го по 47-й км в Московской области, строительство путепровода на подъезде к Костроме (7-й км) в Ярославской области и реконструкция отрезка на подъезде к Северодвинску с 0-го по 13-й км (2 этап). В пятилетнем плане также - расширение трассы М-3 «Украина», М-1 «Беларусь». Кроме того, в ближайшие пять лет полностью приведут в порядок трассу М-5 «Урал».

«Всего у нас будет на территории Московского транспортного узла предусмотрено 24 проекта с объемом финансирования более 400 млрд, что очень важно тоже для снятия трафика в данном регионе», - отметил Марат Хуснуллин.

Также построят и реконструируют участки трасс М-7 «Волга» в Чувашии, Татарстане, Башкортостане и Пермском крае. В период с 2023 по 2026 годы на это заложено более 259,5 млрд рублей.

Предусмотрены мероприятия для развития транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Так, включены работы на трассе Р-23 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Белоруссия» с 54-го по 80-й км и дороги А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» с 64-го по 106-й км. На первый объект будет выделено 25,1 млрд рублей в период с 2023 по 2027 годы, на второй - 4,8 млрд с 2023 по 2025 годы. На третий этап реконструкции кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга на участке от ст. Горская до Приозерского шоссе в Ленобласти предусмотрено свыше 14,3 млрд рублей.

Также выделены средства на строительство участков дороги А-121 «Сортавала»: на выполнение работ с 445-го по 469-й км в Республике Карелия направят чуть более 1 млрд рублей, на обход Приозерска в Ленинградской области - 11,1 млрд рублей. Кроме того, в 2024 году в Ленобласти завершат реконструкцию трассы А-181 «Скандинавия»: на эти мероприятия заложено более 20,6 млрд рублей.

А181.JPG

В программу включено строительство развязки на 16-м км трассы А-290 «Новороссийск - Керчь» в Краснодарском крае (общее финансирование - 3,4 млрд рублей), а также возведение и реконструкция участков дороги А-290 с 52-го по 73-й км (финансирование - 7 млрд рублей) и трассы А-289 «Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - а/А-290» (финансирование - 84 млрд рублей). Весной сообщалось, что увеличение финансирования обеспечит опережающий темп строительства автодорог на Кубани, в том числе трасс А-289 и А-290.

На Дальнем Востоке планируют выполнить мероприятия по строительству и реконструкции участков трасс Р-258 «Байкал», А-360 «Лена», Р-297 «Амур», Р-504 «Колыма» и А-370 «Уссури».

Особое внимание в плане уделено обходам городов. «Это дает нам возможность повышать качество жизни в населенных пунктах и дает возможность для дальнейшего развития строительства жилья и создания рабочих мест», - отметил Марат Хуснуллин.

В пятилетний план вошли 46 обходов населенных пунктов, в их числе - федеральные обходы Твери, Саратова, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Набережных Челнов, Нижнекамска, Саратова, Орла, Астрахани, Махачкалы, Грозного, Рязани, Спасска, Усолья-Сибирского и др.

Региональные объекты

Мероприятия по модернизации региональных и межмуниципальных дорог запланированы в Ярославской, Воронежской, Брянской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Московской, Орловской, Ивановской, Курской, Тверской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Псковской, Калининградской, Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Пензенской Ульяновской, Свердловской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской, Сахалинской и Новгородской областях, в Краснодарском, Ставропольском, Пермском, Камчатском и Приморском краях, в Санкт-Петербурге, в Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, в республиках Карелия, Коми, Северная Осетия - Алания, Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Хакасия, Бурятия, Саха (Якутия), а также в Карачаево-Черкесской и Удмуртской республиках.

Объем федерального финансирования мероприятий на региональных и межмуниципальных дорогах составит свыше 825,4 млрд рублей, из бюджетов субъектов РФ на эти цели будет выделено более 111,1 млрд рублей, еще свыше 145,5 млрд рублей - внебюджетные источники.

Среди крупных объектов в Центральном федеральном округе, включенных в пятилетний план, можно выделить строительство Северного обхода Лобни в Подмосковье, на которое предусмотрено более 6,8 млрд рублей, возведение Рпенского проезда во Владимире (свыше 1,2 млрд), строительство путепровода на дороге «Иваново - Родники» в Ивановской области (800 млн), возведение Западного моста в Твери (9,9 млрд).

В Северо-Западном федеральном округе в план включили строительство Архангельского моста и формирование Малого транспортного кольца (1 этап) в Череповце - на объекты выделено 3,2 млрд и 3,9 млрд рублей соответственно. В Петербурге запланированы работы по подключению Западного скоростного диаметра к Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД): финансирование в период с 2023 по 2024 годы составит свыше 14,7 млрд рублей. Напомним, что подключение ЗСД к ШМСД - это первый этап строительства Широтной магистрали, который стартовал в марте 2021 года. Второй и четвертый этап ШМСД также включены в пятилетний план - на это заложено 52,2 млрд рублей. Кроме того, в Северной столице выполнят реконструкцию Приморского, Петрозаводского, Цитадельского и Кронштадтского шоссе, строительство развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом и др.

В план включены также дорожные объекты Ленинградской области. В частности, строительство моста через реку Волхов на подъезде к городу Кириши и переправы через реку Свирь у города Подпорожье, возведение автодороги в обход населенных пунктов Мурино и Новое Девяткино с выходом на существующую дорогу «Санкт-Петербург - Матокса», строительство подъезда ко Всеволожску. В Ненецком автономном округе продолжат строительство дороги «Нарьян-Мар - Усинск», в Калининградской области реконструируют мост через реку Преголя на участке Калининград - Советск, в Республике Коми возведут мост через реку Печора.

Среди крупных объектов в Южном федеральном округе - строительство Восточного обхода Астрахани (финансирование - 1,4 млрд рублей), возведение второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волга в Волгограде (3,5 млрд рублей), строительство Южного подъезда к Краснодару (4,8 млрд рублей), возведение моста через балку Сухо-Соленовская в створе проспекта Лазоревый в Волгодонске Ростовской области (более 2,3 млрд рублей) и др.

IMG_3523.JPG

На территории Северо-Кавказского федерального округа запланировано строительство автодороги «Владикавказ - Ардон - Чикола - Лескен II» (Объезд с. Мичурино) в Северной Осетии (800 млн рублей), а также строительство и реконструкция объектов улично-дорожной сети в Беслане (свыше 1,1 млрд рублей) и др.

Что касается Приволжского ФО, то здесь в план включили строительство обхода Тольятти с мостом через Волгу в Самарской области (255 млрд рублей), возведение Вознесенского тракта в Казани (2,4 млрд рублей), строительство и реконструкция дорог «Пермь - Березники» и «Восточный обход Перми» в Пермском крае (7,1 млрд рублей), возведение магистральной улицы в створе улиц Кирова - Строителей в Йошкар-Оле (400 млн), строительство автодороги по ул. Строительная с путепроводом через ж/д и реку Инсар в Саранске (10,6 млрд рублей) и др.

На территории Уральского ФО в план ремонта вошли Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога (ЕКАД) в Свердловской области (2,6 млрд рублей), мост через реку Обь в Югре (70,7 млрд рублей) и др.

В Сибирском федеральном округе в план включили строительство моста через Обь в Новосибирске (7,4 млрд рублей), возведение Северо-западного обхода Кемерова в Кузбассе (18,9 млрд рублей) и Северного обхода Омска (более 1 млрд рублей).

На территории Дальнего Востока запланировано строительство Третьего моста через Уду в Улан-Удэ (5,2 млрд рублей), возведение и реконструкция участков дороги «Колыма - Омсукчан - Омолон - Анадырь» на Чукотке (17,7 млрд рублей), строительство автодороги «Владивосток - Находка - порт Восточный» в Приморье, возведение моста через Лену в Якутии (35,1 млрд рублей) и др.

При реализации пятилетнего плана особое внимание Владимир Путин попросил уделить обеспечению объектов материалами и техникой - президент подчеркнул, что следует использовать российскую продукцию, качество которой должно отвечать самым высоким стандартам.

Глава государства отметил, что постановка и выполнение задач инфраструктурного дорожного развития на длительную перспективу имеют целый ряд позитивных эффектов: подрядчики получат долгосрочные заказы, промышленность - гарантированный спрос на технику и стройматериалы. Еще один плюс - наращивание объемов дорожного строительства позволит продвинуть отечественные исследования и разработки в области проектирования дорог, в управлении строительством и производстве стройматериалов.

Виктория Брылёва 

Популярные материалы:
Статьи: