Горная дорога вдоль южного берега Крыма, сокращенно ее называют ЮБК, по которой мы проехали из Керчи до Севастополя, для большого потока транспорта явно не приспособлена. Для туристов, которые хлынут на полуостров по Крымскому мосту, активно строят новую трассу «Таврида». Дорога частично пройдет по старому маршруту и соединит города Керчь, Феодосия, Белогорск, Симферополь, Бахчисарай и Севастополь. В 5-й и 6-й дни нашего автопробега в Крым мы проехали по региональным и местным дорогам полуострова, по старой «Тавриде», оценили масштабы строительства новой трассы, после чего еще раз проехали по Крымскому мосту и вернулись на материк.
В поисках маков
Пятый день маршрута мы решили посвятить степным дорогам Крыма между городами Бахчисарай и Евпатория, чтобы не только оценить качество дорожного покрытия, но и поискать огромные поля маков, которые должны быть здесь. Первое такое поле мы заприметили не доезжая Бахчисарая, но подъехать к нему было сложно из-за большой стройки новой трассы «Таврида». Зато получилось доехать до самого города, название которого переводится как дворец-сад. Здесь же находится и дворец крымских ханов, воспетый Александром Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
«Раньше здесь туристов на машинах любили разводить - мальчики в зеленых жилетках бросались под колеса и говорили, что дальше ехать нельзя, паркуйтесь, мол, здесь. А потом требовали с тебя 100 рублей», - вспоминает редактор при въезде в город. Сейчас мальчиков сменили взрослые дяденьки, под машины они не бросаются, но в жилетках стоят и пытаются вас припарковать. Мы оказались опытными в этом вопросе, и не обращали внимания на них. К слову, дорога до Бахчисарая в целом находится в хорошем состоянии, что не скажешь о дороге в сторону города Евпатория, по которой мы поехали следом.
Со старой «Тавриды» в районе Бахчисарая мы свернули на Кочергино и спустя несколько километров оказались на дороге, которую как будто недавно бомбили. Маневрировать между ямами, не задев ни одну из них, было невозможно. Зато наш автомобиль наконец смог почувствовать себя внедорожником, и даже многие ухабы брал сходу, но на одном из участков пришлось сбросить скорость практически до нуля, чтобы не угробить подвеску.
«Дякую тебе, Боже, что у нас не Lamborghini», - сказал в этот момент редактор. Навстречу нам по этому участку ехала обычная легковушка. Дальнейшей судьбы этой машины мы не знаем.
Если вы не ищите маки, то от Кочергино лучше держаться подальше. Маковое поле мы здесь нашли, но по глупости своей его проехали в надежде найти побольше. Увы, больше маков мы не видели, хотя в этих местах снимали кадры с Михаилом Пореченковым в маках для фильма «9 рота». Чтобы хоть немного приглушить грусть из-за упущенной красоты, я решила открыть купальный сезон в водах Черного моря. Выбор пал на пляж по дороге в город Евпатория. Хоть пляж и находится рядом с трассой, редактор дал ему «Голубой флаг». Пожалуй, без толп туристов здесь везде хорошо. На полупустом пляже я оказалась единственной, кто купался, остальные принимали только солнечные ванны.
До Евпатории и обратно больше таких плохих дорог, как в районе Кочергино, не было, однако участки с плохим асфальтом всё же попадались. В частности, на трассе К-009 от Саки в сторону Севастополя много просадок, ухабов, ям и участков с заплатками. После населенного пункта Орловка и до Севастополя дорога очень хорошая, даже с камерами на нескольких участках.
Старая «Таврида» и стройка новой трассы
Существующая трасса «Керчь - Феодосия - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь» представляет собой двухполосную дорогу с изношенным покрытием. Полностью оценить состояние старой трассы, в каком она была несколько лет назад, уже нельзя, поскольку где-то участки отремонтированы, а местами проложены временные дороги для объезда строительных работ. Однако редактор «ДорИнфо» еще прекрасно помнит, как практически вся трасса была в просадках по краям.
Сейчас от Симферополя до Керчи (не весь маршрут «Тавриды») вне туристического сезона можно доехать за 3 часа. В туристический сезон на это расстояние уйдет не менее 5-ти часов. С конца 2018 года, когда новую «Тавриду» должны открыть в двухполосном варианте, на дорогу от Крымского моста до столицы республики уйдет чуть больше двух часов. До Севастополя, соответственно, еще больше.
Мы ехали в обратном направлении. Первый участок новой «Тавриды» появляется после села Верхнесадовое - здесь начинается 7-й этап трассы, который пойдет до Севастополя. Затем стройка идет вдоль старого направления в Бахчисарайском районе, сам Бахчисарай остается в стороне. На подъезде к Симферополю новое направление трассы уходит в обход города, и видно строительство участка «Дубки - Левадки» в составе этого обхода. Дальше новая трасса появляется в районе села Донское, работы идут параллельно старому направлению «Тавриды» до Белогорска. Потом трассировка новой дороги уходит в сторону от существующей трассы, и появляется вновь только у населенного пункта Приморское, заканчиваясь в Керчи. Старую «Тавриду» во многих местах отремонтировали, поэтому проехать здесь и сейчас можно без проблем. Уже в конце 2018 года новую «Тавриду» откроют в 2-полосном варианте от Керчи до Симферополя.
Со второй попытки нам удалось найти въезд на гору Митридат в Керчи, откуда мы уже вдвоем любовались Крымским мостом. Чтобы сфотографироваться на скамейке в виде надписи «Крымский мост», даже пришлось отстоять очередь. Дождавшись, пока стемнеет, мы во второй раз направились на 19-километровую переправу через Керченский пролив. При искусственном освещении и темноте вокруг и вовсе было непонятно, что ты едешь по мосту – просто освещенная трасса. К сожалению, арки сейчас никак не подсвечены, архитектурную подсветку здесь включат только после завершения строительства железнодорожной части моста - в конце 2019 года. Арку в составе автомобильной части подсветят синим цветом, арку на железнодорожной части - красным, белым светом подсветят опоры моста в фарватере и вертикальные конструкции двух арок.
Переехав мост, мы вновь оказались на отличнейшем 40-километровом подходе с идеальным покрытием, отбойником, 4 полосами движения и освещением. «Вот бы вся дорога до Санкт-Петербурга была такой», - помечтали мы вслух и съехали на темную трассу А-290, которая идет до Новороссийска. В планах федеральных дорожников реконструировать здесь почти 30 км, от Джигинки до поселка Солёный. Сейчас в районе села Джигинка идет строительство транспортной развязки с четырьмя съездами, движение здесь ограничено. К полуночи мы доехали до Новороссийска. Дальше наш путь лежал по федеральной трассе А-147 «Джубга - Сочи - граница с Абхазией».
Краткие итоги 6-го дня автопробега:
· Проехали более 450 км;
· В дороге были около 9 часов;
· Потратили порядка более 50 л бензина.
Дарья Кильцова
фото автора