Запуск системы взимания платы за проезд с 12-тонников на федеральных трассах России является одной из мер устранения несправедливости в части возмещения вреда автодорогам. Такое мнение высказал заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович во время брифинга в четверг, 10 декабря.
По словам Дворковича, дороги содержатся за счет владельцев легкового транспорта, поскольку их больше, при этом вред покрытию наносится в основном именно большегрузным транспортом.
«Дороги содержатся в основном за счёт владельцев именно легковых автомобилей, в основном за счёт граждан, которые не занимаются напрямую бизнесом, связанным с автомобильными перевозками. И это соотношение с точки зрения справедливости, элементарной справедливости, нужно было исправлять», - цитирует Дворковича пресс-служба Кабинета министров.
Он также рассказал, что в Правительстве не обсуждается вопрос отмены «Платона», а только улучшение работы системы, внедрение новых функций и прочее. В частности, по словам зампреда Правительства РФ, в мае-июне 2016 года будет внедрена возможность постоплаты, рассматривается возможность создания единого электронного ресурса для услуг грузоперевозок и проч.
Отдельно Дворкович остановился на том, что система позволит в дальнейшем сделать рынок грузоперевозок прозрачным, конкурентным и легальным. Также он отметил, что средства от сбора платы за проезд с большегрузов пойдут на строительство дорог, мостов, в том числе и на условиях государственно-частного партнерства, а также на выплаты концессионеру. По его словам, в следующем году планируется привлечь за счет работы «Платона» порядка 40 млрд рублей.
По поводу роста цен на продукты перед Новым годом из-за «Платона», который анонсировали ассоциации производителей, Дворкович отметил, что проблему будут обсуждать в Правительстве вместе с ассоциациями. Случаи необоснованного повышения стоимости продуктов будут рассматриваться Федеральной антимонопольной службой.
«Эффект от внедрения системы на цены может быть, но он минимальный, и, по всем расчётам, по подавляющему большинству товаров речь идёт о десятых долях процента. Мне кажется, что со стороны ряда компаний это похоже на оправдание возможного повышения цен по другим причинам, желание их повысить ввиду просто повышенного спроса перед Новым годом, а связать это с внедрением системы платы с большегрузных автомобилей», - отметил Дворкович.
К слову, не все транспортные компании после запуска «Платона» занялись пересмотром тарифов. «Безусловно, себестоимость перевозки увеличилась и у нас, но за счет оптимизации отдельных бизнес-процессов нам удается пока не повышать тарифы на услуги. Мы по-прежнему держим их на уровне 2012 года», - рассказал «ДорИнфо» руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов. Представитель компании также отметил, что с рядом проблем в связи с запуском «Платона» приходится сталкиваться. «Платежи могут либо не приниматься, либо проводиться очень долго. Получается, с одной стороны, у перевозчика обязательства перед компанией – он должен приехать на загрузку, а с другой стороны, - он боится получить штраф от государства, потому что поездка не оплачена. Кроме того мы зафиксировали случаи, когда деньги снимаются за проезд не по федеральным трассам. С такой проблемой столкнулись и другие компании, которые уже написали обращение о неправильном списании денежных средств на сайте «Платон». Даже если система приняла платеж, то необходимое подтверждение этого приходит очень долго. Время простоя машины для перевозчиков обходится дорого. В итоге компаниям приходится платить и за проезд, и за простои большегрузов. Мы делаем вывод, что системе «Платон» требуется дополнительное время для тестирования», - говорит Алексашов.
Добавим, система «Платон» заработала 15 ноября 2015 года на всей сети федеральных трасс страны и предполагает сбор платы за проезд с грузовиков массой свыше 12 тонн. Дальнобойщики неоднократно проводили акции протеста против запуска системы, очередной протест намечен на пятницу, 11 декабря.