25 февраля 1927 года

Прежде всего нужно сказать, что туннель Холланд, несмотря на одинаковое написание и то, что он находится в городе, носившем некогда название Нью-Амстердам, не имеет никакого отношения к Голландии. Клиффорд Холланд - имя создателя проекта туннеля и руководителя строительства. А названо в его честь уникальное сооружение было через две недели после его смерти и встречи под Гудзоном двух групп землекопов, долгое время продвигавшихся навстречу друг другу.

Перед десятками тысяч водителей, ежедневно с обеих сторон въезжающих в Холланд-туннель, два его ствола диаметром в девять метров с двухрядным односторонним движением предстают не столько одним из чудес света, сколько обыкновенным препятствием на пути из Нью-Джерси в Манхэттен и обратно. Спеша на работу или домой, они даже не задумываются, что едут почти на сто футов ниже поверхности огромной реки, в близком соседстве с сотнями откачивающих и нагнетающих воздух двигателей.
А между тем еще совсем недавно, в начале ХХ века, многие эксперты оценивали создание такого туннеля, как рискованную авантюру, и сомневались, что люди в автомобилях смогут выжить в сгустившемся под землей смертоносном облаке выхлопных газов. Утверждая при этом, что единственным безопасным способом для переброски через реки транспорта с двигателями внутреннего сгорания могут быть лишь мосты и паромы, работающие на свежем воздухе. Однако уже к 1906 году паромы через Гудзон были перегружены, поскольку к легионам конных кабриолетов и повозок добавились тысячи легковых автомобилей и грузовиков во главе со знаменитой моделью А. Форда, покорившей к тому времени все дороги Америки.

Соединение берегов реки традиционным способом в данном случае не представлялось возможным, так как мост, пропускающий под собой большие суда, должен был быть очень высоким, что при низкой топографии города означало непомерно большие расходы на его строительство. Семь долгих лет исследовали инженеры проблему и 90 лет назад, в 1913 году, пришли к единодушному выводу: решением ее может быть только туннель. Он мог удвоить количество транспорта, перебрасываемого через реку, и более чем наполовину уменьшить время, которое затрачивали на эту операцию паромы. Вот только как уберечь въехавших в сверхдлинную подземную трубу людей от отработанных газов?

Ответить на этот вопрос поручили 36-летнему Клиффорду Холланду, инженеру-энергетику, обладавшему, несмотря на свою молодость, большим опытом строительства туннелей нью-йоркского сабвея. Вместе с группой экспертов он начал исследования, которые включали изучение воздействия выхлопных газов на добровольцев. Специалисты определили, что концентрация окиси углерода всего в полпроцента может оказаться для человека летальной.
Естественная воздушная циркуляция, которую использовали тогда в железнодорожных туннелях, явно была недостаточной, чтобы сделать подводный переход безопасным. Поэтому Холланд разработал первую в мире механическую вентиляционную систему, состоящую из 84 мощных вентиляторов, установленных в обоих концах автомобильного туннеля. Половина из них нагнетала в стволы чистый воздух через трубопроводы на уровне дороги, а остальные выбрасывали загрязненный воздух по трубам в потолке. Каждые полторы минуты система, названная пересеченным потоком, полностью обновляла атмосферу туннеля.
Клиффорд Холланд контролировал каждый квадратный дюйм необычной конструкции. И вместе со всеми строителями подвергался множественным испытаниям. В уже пробитые стволы прорывались струи «любопытствующего» Гудзона, работающих в подземелье мучила постоянная жара, у многих из них развивалась кессонная болезнь от высокого давления, создаваемого в туннеле для удержания воды...

Но Холланд был так увлечен стройкой, что, казалось, не замечал ничего. «Когда он говорил о туннеле, у слушателя создавалось впечатление, что строится единственное убежище для человечества, - писал репортер газеты Brooklyn Daily Eagle в 1920 году. - При этом он напоминал крота, вовсю расхваливающего свою прекрасно вырытую нору».
Пусть юмористические нотки, проскальзывающие в рассказе газетчика, останутся на его совести. Специалисты оценивали работу Холланда куда серьезнее.

«Решиться на этот дерзкий и рискованный шаг мог только выдающийся человек, обладающий к тому же большой смелостью и отвагой», - говорит Норман Нейдел, нью-йоркский инженер, участвовавший в строительстве ряда сабвейных туннелей в Манхэттене.
Открытый для движения в 1927 году, четырехполосный подводный путь длиной в 1,6 мили стал первым в мире вентилируемым автомобильным туннелем, который вот уже почти сто лет остается главным ориентиром для современных туннелестроителей. К сожалению, сам Холланд, умерший от истощения сил в возрасте 41 года, так и не увидел, как первый автомобиль всего за восемь минут и 50 центов переехал посуху из штата в штат.

Каждый год туннель Холланда пропускает через себя около 30 миллионов автомобилей, а всего со времени открытия им воспользовалось уже почти полтора миллиарда водителей. В 1933 году выдающееся сооружение было включено в перечень национальных исторических памятников. Но, как позже выяснилось, его роль в жизни великого города понятна не только почитателям всеамериканских достижений.
В ноябре 1990 года в Нью-Джерси был арестован египетский эмигрант Эль-Саид Носайр. Выяснилось, что Носайр, последователь воинственного египетского шейха Омара Абдель Рахмана, причастного к убийству президента Египта Анвара Садата, проповедовал джихад против немусульманских арабских правительств, евреев и против Запада вообще. Вскоре были арестованы и другие подручные шейха Рахмана, обвиненные в организации взрыва в подвальном этаже башен-близнецов. Арест помешал им приступить к осуществлению новой волны террора, предусматривавшей взрывы других известных сооружений в Нью-Йорке. Среди них упоминался и туннель Холланда.

Впрочем, взрыв в туннеле под Гудзоном все же произошел. Правда, к счастью, всего лишь в кино. В 1996 году на экраны вышел американский фильм «Дневной свет», фабула которого была построена на этом событии. Более чем на две трети фильм снимался в Италии, где была сооружена конструкция - декорация длиной 2097 метров, в точности имитирующая... туннель Холланд.
Ограничения на трассах, ДТП
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Статьи:
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''
Cannot find 'sliderdorinfo' template with page ''