14 ноября 1954 года

Первый опытный экземпляр ГАЗ-ТР, имевший официальное наименование ГАЗ-СГ3 был создан в 1954 году. Он стал первым в мире автомобилем, оснащённым турбореактивным двигателем, значительно опередив аналогичные разработки американцев Н. Остича и К. Бридлава, создавших соответственно в 1960 и 1964 году свои турбореактивные автомобили.

При создании своей уникальной машины Смолин использовал авиационные материалы – алюминий и дюраль. Так из дюраля собрали несущий каркас, а алюминий применили для штамповки листов обшивки. За образец при изготовлении кузова взяли, в русле имеющихся тогда воззрений на самую лучшую аэродинамическую форму, фюзеляж реактивного истребителя, а именно конструктор создал веретенообразный кузов, имевший антикрылья и киль.

Приводить в движение это автомобиль-самолёт должен был реактивный двигатель от самолёта МИГ имевшего мощность 1 000 лошадиных сил. Проектируемая скорость болида должна была составить 800 км/ч, что на много превышало мировой рекорд скорости. При этом выявились и проблемы. Так советская промышленность не производила специальных скоростных шин для такого «монстра», кроме того стандартные дисковые или барабанные тормоза не могли быть использованы на машины, рассчитанной на такие безумные скорости.

Третьей проблемой стало отсутствие в СССР подходящей по длине гоночной трассы для достижения скорости 800 км/ч. Две проблемы из трёх были разрешены: в качестве тормоза использовали тормозной авиационный парашют, а рекорд решили устанавливать на поверхности дна солёного озера Баскунчак, что находится в Астраханской области. А вот третью проблему со скоростными шинами решить так и не удалось.

Тем не менее14 ноября 1954 года в присутствии Смолина, а так же двукратного чемпиона СССР по автоспорту М. Метелева и главного конструктора ГАЗа А. Липгарт состоялись первые ходовые испытания ГАЗ-ТР. Прошли они на взлетно-посадочной полосе Горьковского аэродрома, которая была рассчитана на достижение скорости максимум в 300 км/ч, поэтому и М.А. Метелеву установили этот «потолок» скорости.

К сожалению, во время испытаний из-за досадной ошибки произошла авария, в результате которой рекордный автомобиль был практически разрушен. При этом Метелеву несказанно повезло – он сломал только лишь палец на ноге. Спасли его жизнь авиационные четырехточечные ремни безопасности. В результате этой катастрофы все работы над ГАЗ-ТР были свёрнуты, а обломки экспериментальной машины были переданы в заводской музей ГАЗа.

Ограничения на трассах, ДТП
Статьи: