6 сентября 1826 года

Цепной Египетский мост

 Необходимость сооружения нового моста через Фонтанку определялось двумя обстоятельствами: большим расстоянием между Калинкиным и Измайловским мостами и давно назревшей потребностью в улучшении транспортной связи между районами, разобщенными Фонтанкой.


 Проект моста был составлен инженером В. А. Христиановичем (при консультации Треттера). Прообразом моста послужил цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Утвержден был третий по счету проект, предусматривающий перпендикулярный к набережной мост, не учитывающий направление подходящих к мосту улиц (два предыдущих проекта, предусматривающие косой в плане мост, были отвергнуты из-за более высокой стоимости).
 
 Датой начала строительства можно считать август 1825 г., когда стали забивать сваи под основания береговых устоев (с 9 по 25 августа было забито 264 сваи длиной 8,52 м и 10,65 м). С августа до конца октября 1825 г. велись работы по сооружению гранитных устоев моста, на этих работах было занято до 130 каменщиков.

 Металлические конструкции моста были изготовлены на заводе Берда. Нужно отметить, что все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда. Скульптуры сфинксов были также отлиты на заводе Берда по модели скульптора П. П. Соколова. Пьедесталы делались в Петрозаводске. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. В качестве облицовочного материала при этом использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок.

 Сооружение Египетского моста явилось знаменательным событием в истории мостостроения Петербурга. Еще за месяц до окончания строительства был разработан церемониал его открытия[10]. 25 августа 1826 г. в восемь часов пополудни в присутствии профессоров, инженеров и учащихся Корпуса путей сообщения, преподавателей и воспитанников Военно-строительного училища и большого числа горожан в торжественной обстановке мост был открыт.

 Египетский цепной мост в принципе немногим отличался от построенного ранее теми же авторами Пантелеймоновского моста. По конструкции мост был цепным, висячим, однопролетным. Пролетное строение поддерживалось тремя рядами цепей, заанкереными в кладку устоев.
Египетский мост в 1896 г.

 Концы трех цепей, несущих на себе пролетное строение, были заделаны в кладку устоев. Он имел выступающие в реку устои, облицованные гранитом. На устоях, в пределах стенок набережных, на четырех гранитных постаментах были установлены отлитые из чугуна сфинксы, над головами которых находились небольшие шестигранные фонари.

Цепи с шарнирными соединениями из железных звеньев, «сваренных» из брускового и полосового железа продолговато-кольцеобразного сечения, соединялись между собой болтами.

 В конструкцию моста авторы внесли ряд усовершенствований (по сравнению с конструкцией Пантелеймоновского моста), которые должны были уменьшить вертикальное и боковое раскачивания: пролетное строение поддерживалось тремя рядами цепей (вместо пяти у Пантелеймоновского); устройство тротуаров на консолях за пределами крайних цепей и расположение цепей так, что они едва касались настила; установка подвижных тележек или цилиндров над опорами цепей.

 Техническая характеристика моста была следующей: пролет моста — 54,8 м; ширина моста — 11,7 м; расстояние между точками приложения цепей к порталам — 48,46 м; стрела подъема 1/10 пролета; высота колонн портала — 6,5 м; диаметр колонн у основания 65 см, вверху — 50 см.

 Мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Колонны, фриз и карниз — элементы портала — были наиболее пышно декорированы. Колонны и контрфорсы перекрывались архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Порталы украшал золоченый орнамент, и в них были устроены фонари с «варшавскими» лампами. Стыки элементов цепей и ограждений прикрывались золочеными розетками. Стилизованные орнаменты в чугуне, покрытые сусальным золотом на коричневом фоне окрашенной поверхности, отличались тонкими и высокохудожественными формами.
Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере». Порталы, решетка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыты желтой краской «под бронзу». В начале XX в. все части моста, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в темно-красный цвет. При позднейших ремонтах чугунные решетки моста заменены железными другого рисунка.

 Для моста на заводе Берда были первоначально отлиты две пробные скульптуры сфинксов. В начале ХХ века они были выкуплены купцом Галактионовым, занимавшимся торговлей металлом, и установлены у его дома на Верейской улице. При переезде купца на Можайскую улицу туда же были перенесены и эти сфинксы. В 1960-х гг. по инициативе главного инженера «Ленмостотрест» П. Степнова сфинксов отреставрировали и в 1971 г. установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. В 2005 г. скульптуры, пострадавшие от вандалов, демонтировали и, после реставрации, временно установили перед зданием ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте. 17 апреля 2010 года сфинксы возвращены на набережную Малой Невки.
Ограничения на трассах, ДТП
Статьи: