5 июля 1865 года

В конце XIX века в Великобритании автомобилям запрещалось ездить со скоростью более 5 миль в час. Еще в начале столетия, когда на дороги страны вышли паровые дилижансы, владельцы железных дорог усмотрели в них конкурентов поездам.

А в 1861 году провели в парламенте так называемый Locomotive on Highways Act — «Закон о локомотивах на шоссе». Железнодорожники выдвинули «железный» аргумент: многотонные (масса достигала порой 15 тонн) и быстрые (по тем временам скорость в пару десятков километров в час производила впечатление) паровики быстро разрушают дорожное покрытие.

За первым законом последовали и другие. Наиболее известный, 1865 года, вошел в историю как «Закон красного флага», поскольку не только ограничивал скорость самодвижущихся экипажей, но и требовал, чтобы в городской черте в 55 метрах перед машиной шел сигнальщик с красным флагом. Закон ограничивал скорость за городом четырьмя милями в час (6 км/ч), а в городской черте — двумя милями в час (3 км/ч). Подобное ограничение выглядело издевательством и делало эксплуатацию автомобилей абсурдной.

В свою очередь, у нового вида транспорта постепенно крепло собственное лобби. Это и промышленник из Ковентри Гарри Лоусон, приобретший лицензию на производство автомобилей у германской компании Daimler-Motoren-Gesellschaft, и Дэвид Саломонс, мэр Тунбридж Уэллса, устроивший 15 октября 1895 года первое в истории страны мотор-шоу, и видный представитель консервативной партии лорд Мюррей Финч-Хаттон, двенадцатый граф Уинчилси. Увлечь моторизмом удалось и принца Уэльского, будущего короля Эдварда VII. Во время самой первой поездки принц воскликнул, обращаясь к своему шоферу: «Эвелин, потише, а то страшно!» Несмотря на это, в дальнейшем он активно поддерживал начинание.

Ввезенный в Великобританию германский автомобиль Canstatt-Daimler, участвовавший в первом Emancipation run 1896 года

И вот наступил решающий момент, когда автомобилю предстояло доказать свое право на существование. В Великобритании к власти пришли консерваторы. 14 ноября 1896 года в британском парламенте состоялись дебаты, после которых в закон внесли послабления. Было введено понятие light locomotive (заметьте — пока никаких automobile и motor car). К таковым относились самодвижущиеся экипажи массой до 3 тонн. Им дозволялось двигаться со скоростью 14 миль в час (22 км/ч) за городом и 12 миль в час (15 км/ч) в городе.
Ограничения на трассах, ДТП
Статьи: