Проекты по схеме государственно-частного партнерства, а именно так расшифровывается набирающая популярность в медиапространстве аббревиатура ГЧП, становятся все более востребованными в современной России.
Проекты по схеме государственно-частного партнерства, а именно так расшифровывается набирающая популярность в медиапространстве аббревиатура ГЧП, становятся все более востребованными в современной России. В таком сотрудничестве заинтересовано как государство, так и бизнесмены. Первое не всегда может единовременно выделить требуемую сумму денег на строительство крупного объекта инфраструктуры, вторым же постоянно нужны выгодные и надежные инвестиционные проекты. ГЧП же может помочь и тем, и другим.
О действующих и будущих проектах государственно-частного партнёрства в сфере дорожного строительства, о трудностях подбора специалистов и о многом другом корреспонденту «ДорИнфо» рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства («Росавтодор») Дмитрий Прончатов.
Счастливая пятерка
- Дмитрий Евгеньевич, в одном из своих интервью Роман Старовойт говорил о пяти проектах ГЧП, которые должны быть предоставлены в конце 2014 года на рассмотрение Минфину. Что это за проекты?
- Да, действительно, подобную задачу перед нами поставил и руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, и Министр транспорта России Максим Юрьевич Соколов.
Но пока еще рано говорить об этих пяти проектах, а тем более называть их. Они находятся в стадии серьезной проработки. Пока по ним не принято соответствующего решения, в том числе, в части финансирования.
На рассмотрении сейчас находится значительно больше, чем 5 проектов. Поэтому сложно конкретно сказать, какие из них войдут в эту пятерку. Это станет известно позже.
«Вилюй» на распутье
- Будут ли строиться на принципах ГЧП автодорога «Вилюй» и дублер «Джугба-Сочи»?
- Строительство автомобильной дороги федерального значения «Вилюй» возможно и на принципах ГЧП. Надо иметь в виду, что протяженность трассы Братск – Усть-Кут – город Мирный – Якутск составляет 2,8 тыс. км. Из них 845 км – это автозимники, то есть дороги, которые действуют только зимой. Соответственно, условия эксплуатации этой дороги очень сложные. Сама дорога очень затратная. К тому же, пока окончательно не определен маршрут трассы. Поэтому пока некорректно заявлять, что она стопроцентно будет реализована на принципах ГЧП. Это лишь один из вариантов ее строительства.
В принципе, любая дорога может быть построена на принципах государственно-частного партнерства. Но для этого она должна быть эффективной.
Что касается дублера «Джугба-Сочи», то в настоящее время дорога не соответствует действующим нормативам и, конечно, ее необходимо реконструировать и доводить до параметров первой категории. Но решение об объемах государственного финансирования, а тем более, решение о принципах реализации этого проекта ещё обсуждаются.
Когда будут определены объемы финансирования, то мы приступим к работе над проектом дублера «Джугба-Сочи» безотлагательно. Реконструкция этой дороги у нас является первоочередной задачей, тем более в Сочи развивается курорт международного уровня. И чем больше хороших дорог туда будет вести, тем больше людей туда приедут.
Спасительный мост через Лену
- На каком этапе сейчас находятся два концессионных конкурса, которые идут в «Росавтодоре»?
- Проект строительства искусственного дорожного сооружения - автомобильного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска реализуется с апреля 2013 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №489-р.
Мост свяжет столицу Якутии с дорожной сетью на правом берегу Лены, объединит в единую транспортную систему федеральные трассы «Лена», «Колыма» и «Вилюй». Его строительство придаст мощный импульс экономическому развитию всего региона. Обеспечит круглогодичную бесперебойную поставку грузов на Дальний Восток.
Мост через реку Лена - действительно уникальное сооружение. Он относится к объектам особо высокого уровня ответственности. Во-первых, там вечная мерзлота. Во-вторых, еще и высокая сейсмичность. Поэтому к конкурсантам мы предъявляет особо строгие и высокие требования.
Концессионер должен будет возвести сам мостовой переход и дорожные подходы к нему. Это соответственно 3181 метр и 18 тысяч метров. Срок реализации концессионного соглашения 168 месяцев – это 14 лет. Из них на проектирование и строительство отведено примерно 6 лет. Концессионер может сроки сократить, если его расчеты покажут, что он справится со строительством моста раньше. Возможность эксплуатации объекта у консорциума-победителя - 8 лет, в течение которых он будет получать за это эксплуатационный платёж (плату концедента).
Схема финансирования объекта предусмотрена, как со стороны концедента, так и со стороны концессионера, то есть государства и консорциума, который выиграет конкурс. Максимальный расход государства на создание моста и его эксплуатацию – 40, 25 млрд. руб. в ценах 2013 года и 16,30 млрд. соответственно. Но опять же это максимальная сумма, которая может быть снижена участником конкурса.
В настоящее время у нас два участника конкурса – это ООО «Транспортные концессии (Саха)» и ООО «Якутская мостостроительная компания». Они до 5 февраля 2014 года. должны подать свои конкурсные предложения. И если не произойдет никаких изменений, то имя победителя станет известно в конце февраля - начале марта 2014 года. После согласования условий концессионного соглашения, мы его подписываем. Думаю, к концу года есть все шансы начать реализацию проекта.
МногоТОННый вопрос
- Как продвигается конкурс по второму концессионному соглашению?
- Второй наш проект по схеме ГЧП - это создание и организация системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автодорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Реализуется проект на основании распоряжения Правительства от 6 апреля 2013 года № 531-р.
Проект подразумевает внедрение системы, обеспечивающей сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении техники в режиме реального времени. То есть с 1 ноября 2014 года движение грузовых машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн по федеральным трассам будет осуществляться только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию. Тариф утвержден постановлением Правительства Российской Федерации в размере 3,5 руб. за 1 км пути. При этом система взимания платы (СВП) предъявляет одинаковые требования по оплате проезда к владельцам всех 12-тонников, в том числе въезжающих с территории иностранных государств.
Прогнозируемый прирост ВВП благодаря созданию данной системы уже в 2015 году составит около 189 млрд. рублей. Предварительные расчеты показывают, что за весь период реализации проекта (порядка 13 лет) поступления в федеральный бюджет составят около 1 трлн. рублей. Все эти средства будут направлены на развитие автодорожной сети, что позволит осуществлять своевременный и качественный ремонт проезжей части, а также увеличить пропускную способность дорог.
В основе СВП лежит принцип, который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Таким образом, платит тот, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках. Соблюдение перевозчиками новых правил будет проверяться с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили — не менее 180 штук) и стационарного (рамные конструкции на трассах — не менее 480 объектов) контроля. Специальное оборудование будет фиксировать все нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видеофиксации.
Срок концессионного соглашения - 13 лет. Концессионер должен эту систему создать и эксплуатировать в течение данного срока. Затраты на создание составляют порядка 25 млрд. руб. Планируем, что в результате внедрения системы взимания платы федеральный дорожный фонд ежегодно будет пополняться на 50 млрд. рублей. Это при условии, если не увеличится плата за проезд километра пути и не вырастет объем грузоперевозок.
Предквалификацию по этому концессионному соглашению прошли 3 участника: ОАО «Навигационно-информационные системы», ООО «Оптима Плюс» и ООО «Инфраструктурные спутниковые системы». В соответствии с действующей редакцией конкурсной документации до 17 февраля 2014 года мы ждем от них конкурсные предложения.
Тяжело в ученье
- Расскажите о работе отдела государственно-частного партнерства, не так давно созданного в структуре Федерального дорожного агентства?
- Отдел государственно-частного партнерства возник в Росавтодоре в январе 2013 года. И как раз буквально неделю назад 16 декабря у нас произошла его реорганизация. Проекты ГЧП требуют очень серьезного юридического сопровождения, поэтому и было принято решение о вхождении отдела в состав правового управления. Теперь новое подразделение звучит как Управление правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства. Возглавляет его Елена Семенова, опытный специалист, участвовавший в реализации нескольких проектов ГЧП в Санкт-Петербурге.
Мы надеемся, что с проведенной в Росавтодоре реорганизацией работа по проектам ГЧП станет еще более эффективной. Отдел ГЧП занимается организацией реализации в дорожном хозяйстве концессионных проектов, ответственным исполнителем по которым определен Росавтодор, и подготовкой предложений по вопросам повышения инвестиционной привлекательности дорожного хозяйства, в том числе за счет использования в отрасли различных видов (схем, механизмов) государственно-частного партнерства. Кроме того, сотрудники отдела обеспечивают организацию и разработку конкурсной документации для проведения концессионных конкурсов, участником которых выступает Росавтодор, опубликовывают информацию о проведении концессионных конкурсов, организовывают проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений, участником которых выступает Росавтодор, а также занимаются контролем, мониторингом и сопровождением проектов.
В самом начале, когда действующих проектов у нас еще не было, то вполне хватало в отделе и 2-3 человек. Сейчас же у нас в процессе два конкурса и целый ряд проектов в разработке. А это огромная работа: техническая, бумажная и творческая, ведь каждый проект уникален и требует отдельного и детального рассмотрения.
В Управлении сейчас трудится более 20 сотрудников, а непосредственно в отделе ГЧП - шесть человек.
- Сталкивались ли с проблемами подбора персонала в Управление и в отдел?
- Естественно, проблемы с кадрами возникают. Ведь ГЧП - это абсолютно новое направление в нашей стране. Реализовано или в процессе осуществления всего лишь несколько проектов в Москве, Петербурге и в некоторых регионах. Даже серьезные практикующие юристы в процессе работы с ГЧП сталкиваются с новыми для себя нюансами.
Мы привлекаем международные и российские компании в сфере консалтинга, располагающие хорошим кадровым потенциалом по реализации проектов ГЧП. Но при этом и растим свои квалифицированные кадры. И кто знает, возможно, их профессиональный потенциал также будет привлекать те же международные и российские консалтинговые компании.
Беседовала Марина КОСТЮКЕВИЧ