В Петербурге специалисты дорожной отрасли познакомились с американской системой выбора дорожного полотна, внедрить которую планируется в России.
В Петербурге специалисты дорожной отрасли познакомились с американской системой выбора дорожного полотна, внедрить которую планируется в России.
За время существования дорожной отрасли были опробованы самые разные типы дорожного полотна. Многие из них используются и по сей день. Их много. Они отличаются между собой по количественному и качественному составу компонентов. Они имеют различные свойства. При всем богатстве выбора нельзя говорить о том, что один тип покрытия лучше другого - каждый вид асфальтобетонной смеси по-своему хорош в определенных условиях. К тому же, к показателям качества прибавился очень важный фактор – стоимость. Решить проблему выбора оптимального материала с 1992 года американским дорожникам помогает система Суперпейв (Superpave).
15 вводных лекций
Особенностям работы этой системы был посвящен двухдневный российско-американский семинар «Глобальные перспективы технологии асфальта. СУПЕРПЕЙВ - современная система проектирования асфальтобетонов высокой эксплуатационной надежности». Мероприятие, организованное ассоциацией "АСДОР" совестно с компанией HONEYWELL по инициативе ведущего эксперта ассоциации, представителя Группы компаний «Дорсервис», Татьяны Худяковой, прошло в Санкт-Петербурге 5-6 декабря 2013 года. Перед российскими специалистами выступил один из разработчиков системы Суперпейв, профессор Университета Висконсин (США) и директор исследовательского центра MARC, Хуссейн Бахия (Hussain Bahia).
15 лекций американского профессора слушали около 120 российских специалистов из дорожно-строительных организаций, проектных институтов, государственных учреждений и вузов. Организаторы отметили высокий интерес к мероприятию – прибыли практически все заявленные участники, что случается не часто.
Причины столь живого интереса две. Во-первых, Хуссейн Бахия подробно рассказал о принципиально новой для России системе, которая может существенно упростить работу дорожников. А во-вторых, Суперпейвом всерьез заинтересовался Росавтодор. О внедрении американского опыта в России еще весной этого года объявил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Что такое Суперпейв?
Суперпейв (Superpave: «Strategic Highway Research Program» - Стратегическая система исследования автодорог) - это комплексная система проектирования составов асфальтобетонных смесей.
Выбрать нужный вид асфальта, который будет «работать» в рамках заданных параметров, непростая задача, с которой справится далеко не каждый, даже опытный специалист-дорожник. Например, чтобы определиться с покрытием на кольцевой дороге Петербурга, инженеры ДСТО (Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга) с 2006-го по 2008-й год провели масштабную исследовательскую работу. При этом эксперименты по выбору покрытия продолжаются до сих пор. Но это локальный опыт одной дирекции.
С 1987 по 1992 год американцы произвели революцию в дорожной отрасли. Процесс перехода на принципиально новую систему был организован «сверху». Благодаря политической воле и солидному финансированию федеральные власти в течение пяти лет смогли убедить 48 из 52-х дорожных агентств штатов полностью перейти на новую систему. На эти цели правительство США потратило почти 150 млн. долларов. По государственной программе были переподготовлены специалисты, закуплено новое оборудование – это создало почву для эффективной работы системы.
Стоит отметить, что американцы не собирались прыгать с места в карьер. Практически 30 лет перед этим проводились масштабные исследовательские работы. С начала 60-х годов американские специалисты активно изучали свойства материалов, в первую очередь это касалось битумов. Дорожники систематизировали эту информацию, превратив в удобный инструмент подбора оптимального состава асфальта.
Теперь технология позволяет смоделировать состояние того или иного покрытия в заданных условиях эксплуатации через многие годы. При расчете система учитывает фактические транспортные нагрузки, интенсивность и характер движения, а также климатические условия региона. В конечном итоге инженер получает выборку из типов асфальта, подходящих к заданным условиям с различными коэффициентами надежности, и соответственно с различной стоимостью, из которых делается итоговый выбор.
Политика технологии
Система Суперпэйв признана на международном уровне, однако внедрена далеко не везде. В большинстве стран Европы и Китае широко используется оборудование и методы тестирования дорожных материалов подобные Суперпейву, но сама система не внедрена. Далеко не каждое государство готово совершить революцию в дорожной отрасли по американскому шаблону. И этому есть ряд объективных и субъективных причин.
«Философия, по которой работают дорожники Европы и Америки различается, - рассказал корреспонденту «ДорИнфо» Марек Ковальчик (Marek Kowalczyk), представитель польской компании Kraton Polymers . - Американцы запустили сначала программу «Шарп», получили результаты, но буквально через несколько лет начали активно внедрять Суперпейв. За пять лет США потратили на эту систему около ста пятидесяти миллионов долларов, и не прогадали, получив восхитительный результат. Что касается Европы, то за эти двадцать лет мы потратили в несколько раз больше средств. Исследовательские работы ведутся постоянно, но мы так ничего нового и не добились».
По словам Марека Ковальчика, европейские страны, в том числе и Польша, не намерены полностью перенимать американский опыт. По его мнению, во многом это политический вопрос –европейцам трудно признать тот факт, что американцам удалось за столь короткое время успешно внедрить такую систему. Однако иногда Суперпейв применяют и в Европе, но локально для спецпроектов.
На принципах Суперпейва работают дорожники ряда арабских стран, например в Саудовской Аравии. Систему официально внедряют в Турции. В России так же не отрицают готовности перейти на новые принципы — работа в этом направлении уже ведется, но, сколько это потребует времени и сил, сказать сложно.
Meanwhile in Russia
Суперпейв, как и любую другую разработанную за рубежом систему, невозможно просто скопировать. Весной глава ФДА Роман Старовойт объявил о внедрении методологии Суперпейв в России. Позже, в рамках выставки «Доргога-2013» начальник Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Владимир Попов выступил с докладом «О ходе реализации плана мероприятий по внедрению современных требований на основе методологии системы Суперпейв». Он наметил основные направления работы в этом направлении. Однако из короткой презентации становится ясно, что для достижения результатов, нашим инженерам и исследователям предстоит проделать колоссальную работу, и начать предстоит с внедрения новых исследовательских подходов.
К сожалению, лидерство России в вопросах дорожного строительства осталось в 60-х. Тогда советские инженеры в дорожной отрасли сделали крупный рывок в области исследований. Во многом дорожная отрасль России до сих пор базируется на тех достижениях. Сейчас предстоит довести нормативную и исследовательскую базу (особенно в части битумов) до международного уровня. Напомним, перед внедрением системы американцы потратили на исследования 30 лет. Но у нас есть преимущество – многое уже сделано до нас. К тому же, система уже отработана, и “велосипед” изобретать не придется.
Еще один нюанс – американцы настроили систему под свои дорожные проблемы. Их три: образование колеи из-за высокого грузового трафика, усталостные растрескивания и образование трещин из-за морозов. В России есть проблемы, неизвестные американцам. В первую очередь это колея, образованная после проезда на шипованной резине. Сюда добавляются и климатические особенности России.
Вопросов много. Суперпейв – тема сложная, объемная, которая требует много времени для понимания и еще больше для внедрения. Фактические Суперпейв требует совершенно иного мышления для решения дорожных задач. Как отметили участники и организаторы семинара – полученную информацию нужно усвоить, а затем, через некоторое время необходимо повторить такую встречу.
Алексей БОТЕВ
фото автора