13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Хищения на «Волге»: трудности перевода

В конце октября этого года в Башкирии взорвалась бомба. Информационная. Республика удостоилась федерального внимания со стороны управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Наследники ОБХСС объявили, что при реконструкции в республике участка федеральной трассы М-7 «Волга» было похищено более 43 млн. рублей и построена некачественная дорога. В «Росавтодоре» такому заявлению удивились, подняли результаты собственных проверок и удивились снова — по всем данным выходило, что с дорогой все в порядке. «ДорИнфо» попытался разобраться в сложившейся ситуации.

Событие преступления

«Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и Следственный департамент МВД вскрыли факт хищения бюджетных денег, выделенных на строительство объездной дороги в Кушнаревском районе Башкортостана. В числе подозреваемых - директор подрядной дорожно-строительной компании ООО «Дортрансстрой» и трое его сообщников ». С таких слов начинался опубликованный на официальном сайте МВД пресс-релиз ГУЭБиПК.

В этом же релизе сообщалось, что в нарушение условий госконтракта злоумышленники использовали при работах более дешевые строительные материалы и в значительно меньшем количестве. А для оплаты заказчику - ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства» - были представлены фиктивные документы о выполнении работ в полном объеме и надлежащего качества.

В отношении представителей ООО «Дортрансстрой» возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». В местах работы и проживания фигурантов проведены обыски, изъяты предметы и документы, подтверждающие противоправную деятельность. По итогам оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий подозреваемые задержаны и доставлены в Москву. Им предъявлены обвинения и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 84848.jpg

Сразу оговоримся, что материал наш будет не полон, поскольку получить комментарий представителей подрядчика, в адрес руководства которого были выдвинуты обвинения, нам так и не удалось. Ни один из имеющихся в нашем распоряжении телефонов ООО «Дортрансстрой» в течение рабочей недели не отвечал на звонки. Редакции не известно осуществляет ли компания свою деятельность в настоящий момент, и как повлиял на ее работу арест руководителя.

Гром среди ясного неба

За комментариями мы обратились к заказчику резонансной реконструкции, в ФКУ «Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства». Вот что рассказал нам специалист Управления Ильдар Ахмадеев:

Img_0786.jpg— «Для нас данная ситуация стала громом среди ясного неба. Представители МВД не ставили нас в известность о каких-либо проверках на данном объекте. Неожиданными стали для нас и результаты исследований, в которых говорится о выявленных нарушениях. Эта дорога прошла 4 проверки. Там осуществлялся авторский надзор проектировщика, наш контроль, внутренний контроль подрядчика и, наконец, состоялась проверка Росавтодора. Незначительные нарушения в ходе этих исследований действительно были найдены, однако они не ухудшали параметры дороги, а наоборот, усиливали ее структуру и требовали от подрядчика дополнительных затрат. Если говорить не профессиональными терминами, в нескольких местах щебня оказалось меньше норматива, но его место занимал асфальт, что сделало дорогу качественней, но дороже в строительстве».

Без нарушений

Как же на самом деле реконструировали дорогу в Башкирии? Чтобы получить ответ на этот вопрос мы обратились в структуру “Росавтодора”, которая непосредственно проверяла качество новой дороги — ФГУП «Российский дорожный научно-исследовательский институт» или, если короче, РосдорНИИ. Здесь нам весьма подробно ответили, что серьезных нарушений со стороны подрядчика им найти не удалось.

«Предметом проверки являлась толщина конструктивных слоёв дорожной одежды и определения фактических объёмов устройства дорожной одежды. Результаты георадиолокационной съёмки продольных профилей рупорным антенным блоком АБ-1700Р показали, что нижняя граница асфальтобетона чётко вырисовывается на радиограммах, в то время как нижняя граница щебёночного слоя не всегда просматривается из-за большой толщины дорожной одежды и высокой влажности. То есть точность и достоверность определения разграничений затруднительна».

1369925501_15-laba-sm.jpgОсновным показателем прочности дорожной одежды является модуль упругости, который определяется суммарной прочностью конструктивных слоёв дорожной одежды, пояснили в ФДА. В ходе исследований проведённых ФГУП «РосдорНИИ» определены отдельные локальные участки, где толщина щебня не соответствует проекту. Но при этом толщина асфальтобетонного покрытия на данных локальных участках больше проектного значения на разницу недостающей толщины щебня.

«В виду увеличения толщины конструктивных слоёв асфальтобетона на данных локальных участках фактический запас прочности конструкции дорожной одежды увеличивается по сравнению с проектным, - подчеркивают эксперты. - Также следует отметить, что фактические объемы по устройству щебёночного основания в отчёте ФГУП «РосдорНИИ» определены георадарной съёмкой, мобильно лазерным сканированием и буровыми работами (разрушающим методом) и соответствуют проектным значениям».

Диалог структур

После таких комментариев дорожников мы просто обязаны были спросить о ситуации самих виновников информационного взрыва. МВД нельзя упрекнуть в излишнем желании общаться с прессой, однако на сей раз нам повезло, и мы получили комментарий пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Оказалось, что причиной переполоха в информационном поле стали трудности перевода с административно-канцелярского языка внутренней документации силовых ведомств на язык провокационных заголовков СМИ. На первом месте в этом деле стоит простенькая криминальная схема, и аресты проведены вовсе не из-за не удовлетворивших полицейских сантиметров дорожного полотна.

qx4LvYnRjz-400x270.jpg«Арест руководителя компании подрядчика и его сообщников связан, в первую очередь, с хищениями при проведении работ. По оперативной информации, материалы, использовавшиеся при проведении работ, были получены незаконно – путем раскопки карьеров вблизи объекта. При этом на незаконно добытые стройматериалы оформлялись подложные документы, по которым злоумышленники получили оплату из бюджетных средств. В дальнейшем эти средства проходили через ряд подставных фирм и оказывались в руках организаторов преступной схемы. Таким образом, преступникам удалось похитить порядка 57 млн. рублей. В то же время Следственный департамент МВД провел проверку самой трассы, которая показала, что вместо положенных по стандартам 30 сантиметров, толщина верхнего слоя на отдельных участках трассы достигала 15-ти и даже 12-сантиметров».

Как мы видим, ситуация весьма неоднозначна. С одной стороны нельзя не доверять специалистам профильного подразделения “Росавтодора”, которые говорят о том, что реконструированная дорога вполне соответствует всем стандартам. С другой же, налицо успешное полицейское расследование, выявившее одновременно и факт хищения средств из бюджета, и факт незаконной добычи природных ресурсов. Единственной загадкой в этой истории остается проверка Следственного департамента, показавшая расхождение параметров дороги с заявленными характеристиками. Надеемся, что эту загадку прояснит ответ на запрос, который редакция направила в адрес Департамента. Пока что мы имеем реконструированную дорогу и возможное преступление. Но поставить точку в этой ситуации предстоит суду.

Алексей БОТЕВ

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений