Что представляет собой Приморское кольцо сейчас, какой трасса будет в будущем – в материале портала «ДорИнфо»

Строительство Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны является основной развития дорожной сети Калининградской области. Реализация проекта поделена на 11 очередей и включает в себя строительство новых трасс и реконструкцию Северного и Южного обходов Калининграда. Приступили к масштабной стройке в 2007 году, сейчас за плечами дорожников уже построено и реконструировано более 60 км, возведены развязки и мостовые сооружения. О том, что представляет собой Приморское кольцо в настоящее время, а также о плахах по дальнейшему строительству порталу «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе правительства Калининградской области.

По поручению Президента РФ Владимира Путина от 27 сентября 2006 года был разработан «План развития сети автомобильных дорог Калининградской области». Основой Плана стал Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны. Приморское кольцо соединит между собой международный аэропорт «Храброво», курорт федерального значения Зеленоградск и туристско-рекреационную зону на Куршской косе с международным пунктом пропуска. Дорога пройдет вблизи курорта федерального значения Светлогорск с подъездом к городу Пионерский, где размещается Государственная резиденция Российской Федерации.

Кольцевой маршрут обеспечит подъезд к поселку Янтарный, где развернуто янтарное производство, к городам Балтийск и Светлый, на территории которых расположены промышленные предприятия по переработке сои. Также появится подъезд к транспортным нефтяным терминалам с дальнейшим выходом через Северный и Южный обходы Калининграда на ответвления трансъевропейских транспортных коридоров 1-А «Рига - Калининград - Гданьск» и 9-Д «Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград», на федеральные трассы А-229 «Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литовской Республикой» и А-216 «Гвардейск - Неман - граница с Литовской Республикой».

Клнг2.jpg

Первые километры Кольцевого маршрута

К строительству Приморского кольца приступили в 2007 году. Тогда дорожники в рамках первой очереди реализации проекта начали строить трассу «Калининград - Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво» протяженностью 26,7 км. В ходе работ специалисты выполнили переустройство газопроводов, водопроводов, силовых кабелей и кабелей связи, высоковольтных линий. Также были проведены работы по восстановлению мелиоративной сети в зоне прохождения автодороги. На всем протяжении трассы смонтировали более 700 опор наружного освещения, свыше 350 знаков, устроили 112 км ограждения и пять автобусных остановок. Завершили строительство четырехполосной дороги в октябре 2009 года, стоимость всех работ составила 7,06 млрд рублей. Как рассказали в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, трасса соединила областной центр с международным аэропортом «Храброво», федеральным курортом «Зеленоградск» и Куршской косой.

В год завершения строительства трассы «Калининград - Зеленоградск с подъездом к аэропорту Храброво» стартовали работы в рамках четвертой очереди Кольцевого маршрута - дорога от подъезда к Светлогорску до подъезда к Зеленоградску с подъездом к Пионерскому, где размещается Государственная резиденция РФ, и курорту федерального значения - Светлогорску. Протяженность трассы составляет 25,6 км, проезжая часть предусматривает четыре полосы движения. В процессе работ дорожники устроили пять транспортных развязок в разных уровнях, 16 мостов и путепроводов. Закончили все работы на объекте в августе 2012 года. Финансирование составило 11,88 млрд рублей. С сентября 2015 года дороги первой и четвертой очередей Приморского кольца переданы в федеральную собственность.

Далее работы в рамках реализации масштабного проекта развернулись на мостовом переходе через реку Старая и Новая Преголя. Согласно порталу Госзакупок, в ноябре 2014 года с ОАО «СК МОСТ» заключили контракт на реконструкцию сооружения при строительстве Южного обхода Калининграда. Стоимость работ составила более 2,4 млрд рублей. Как сообщили в Министерстве развития инфраструктуры области, в 2016 году мостовой переход с шестью полосами движения через реки Старая и Новая Преголя ввели в эксплуатацию в рамках пятой очереди Кольцевого маршрута.

В дальнейшем вопрос о продолжении строительства Приморского кольца был поднят в августе 2017 года. Тогда Президент России Владимир Путин в ходе визита в Калининградскую область поручил достроить трассу до Балтийска. Кроме того, глава государства попросил рассмотреть возможность начать работы раньше запланированного срока, который приходился на 2019 год. Осенью 2017 года в Министерстве развития инфраструктуры региона сообщали, что в проект трассы необходимо внести корректировки, непосредственно к работам намеревались приступить в 2018 году. 

Маршрут в настоящее время – реконструкция Северного обхода Калининграда

Как сообщили в министерстве, согласно поручению Владимира Путина от 15 сентября 2017 года правительство Калининградской области продолжает строительство Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны.

Сейчас на завершающей стадии находятся работы по второй очереди Приморского кольца - реконструкции Северного обхода Калининграда в рамках первого этапа. Как отметили в министерстве, окружная дорога вокруг областного центра является частью Приморского кольца, обход связывает федеральную трассу А-229 «Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литовской Республикой», международный маршрут «Калининград - Эльблонг» с дорогой «Калининград - Балтийск», разгружает городские магистрали от транзитного грузового и пассажирского потока. Реконструкция Северного обхода в рамках второй очереди строительства Приморского кольца поделена на два этапа, каждый из которых включает в себя четыре подэтапа.

Так, первый этап предусматривает строительство от развязки на Московском проспекте до развязки на Зеленоградск с устройством подъезда к Гурьевску, общая протяженность - 10,8 км. Согласно порталу Госзакупок, подрядной организацией по выполнению работ на всех подэтапах выступает АО «ВАД». Напомним, строительство 1 и 2 подэтапов началось в январе 2015 года на участке от развязки на Московском проспекте до развязки с дорогой «Калининград - Полесск» протяженностью 5,1 км. В ходе работ специалисты построили развязки, путепроводы, подземные пешеходные переходы. Финансирование составило более 5,57 млрд рублей. Ввели объект в эксплуатацию в декабре 2018 года. Работы удалось закончить почти на год раньше установленного срока. 

Также завершены мероприятия по 4 подэтапу - по реконструкции транспортной развязки на пересечении с дорогой на Зеленоградск. Как сообщается на сайте АО «ВАД», работы на участке с 12,1-го по 13,7-й км Северного обхода Калининграда велись с июня 2018 года по декабрь 2019 года. В рамках реконструкции специалисты выполнили переустройство развязки на пересечении улицы Александра Невского с дорогой «Калининград - Зеленоградск», построили четыре путепровода. Проезжую часть расширили с двух до шести полос. Участок трассы стал соответствовать категории 1 Б с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Согласно порталу Госзакупок, цена контракта составила более 3,8 млрд рублей.

Согласно информации, опубликованной на Госзакупках, по третьему подэтапу контракт с АО «ВАД» заключили в декабре 2016 года. Его стоимость - более 6,25 млрд рублей. Как сообщили в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, в настоящее время реконструкция участка от развязки на дороге «Калининград - Полесск» до развязки на Зеленоградск с устройством подъезда к Гурьевску в рамках третьего подэтапа продолжается, протяженность объекта составляет 4,1 км. Завершить все работы должны не позднее 25 декабря этого года.

По второму этапу реконструкции Северного обхода Калининграда - от развязки на Зеленоградск до развязки на Балтийск в 2019 году завершили разработку проектной документации. Планируется построить трассу общей протяженностью 12,2 км от развязки на Зеленоградск до развязки на Балтийск включительно. Добавим, для реализации первого из четырех подэтапов в начале мая выбрали подрядную организацию - АО «ВАД». Стоимость контракта составляет порядка 4,9 млрд рублей. Специалистам предстоит устроить земляное полотно, дорожную одежду, искусственные сооружения, в том числе возвести путепровод через ж/д Калининград - Светлогорск, путепровод через улицы Горького. Протяженность участка составит 4,68 км. 

Проектирование Кольцевого маршрута

По информации министерства, завершена корректировка проектной документации по седьмой и девятой очереди строительства Приморского кольца - участок от развязки на подъезде к Светлогорску до дороги «Переславское - Круглово». Общая протяженность трассы с подъездами составит 35,4 км. Напомним, в сентябре прошлого года сообщалось, что проект получил положительное заключение государственной экспертизы. Строительство участка с подъездами к поселкам Янтарный и Донское будет осуществляться в четыре этапа, первый из которых включает в себя два подэтапа.

В рамках первого этапа начнут строить дорогу от подъезда к Светлогорску до подъезда к Янтарному протяженностью 12,4 км. Стартуют работы на пересечении с трассой «Калининград - Светлогорск». Пересечение выполнят в двух уровнях в виде клеверной транспортной развязки. При этом часть дороги ликвидируют и перенесут таким образом, чтобы уменьшить транспортную нагрузку на развязку, которая сейчас реализована на неполное развитие. Также развязку достроят до полного «клеверного листа», возведут тоннельный путепровод и съезды. Еще один путепровод тоннельного типа построят на развязке на пересечении с дорогой «Клюквенное - Русское». Завершат первый этап строительством подъездной дороги к Янтарному протяженностью более 8,6 км, в ходе которого на пересечении подъезда с рекой Мучиной возведут малый мост. Подъезд к поселку Донское построят на третьем этапе реализации проекта, его длина составит 8,6 км. Тогда же начнут возводить развязку, работы по которой закончат уже в рамках четвертого этапа.

На втором этапе построят участок протяженностью 5,75 км от подъезда к Янтарному до автодороги «Переславское - Круглово». Также обустроят развязку в виде «клеверного листа» на пересечении с трассой «Круглово - Балтийск».

Кроме того, строительство седьмой и девятой очередей предусматривает разработку проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением. Как рассказали в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, в конце 2019 года проектная документация по двум очередям поступила в ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Управление будет являться заказчиком строительства объекта.

В настоящее время проектную работу выполняют по третей очереди Кольцевого маршрута - от развязки в районе поселка А. Космодемьянского до подъезда к Светлому. Завершат разработку ПСД в сентябре этого года. Аналогичную работу ведут по шестой очереди Приморского кольца - от развязки на подъезде к Светлому до развязки на дороге «Переславское - Круглово». Здесь срок завершения работ - март 2021 года. После прохождения госэкспертизы проектную документацию передадут в Федеральное дорожное агентство.

Также в министерстве сообщили о выполнении мероприятий по 11 очереди Кольцевого маршрута. Так, в декабре 2018 года завершили научно-исследовательскую работу по проекту «Создание техническо-финансовой модели «11 очередь строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - «Мостовой переход через Калининградский залив с подходами (от пос. Космодемьянского до пос. Шоссейное)». В ходе исследования специалисты проработали восемь вариантов искусственных сооружений исходя из технических и социально-экономических показателей. Рекомендован наиболее экономически целесообразный вариант, учитывающий все аспекты судоходства по морскому каналу. С июня 2019 года в соответствии с Концессионным соглашением ООО «Десятая концессионная компания» ведет разработку проектной документации по объекту.

Кроме того, правительство Калининградской области утвердило проекты планировки территории восьмой очереди строительства Приморского кольца - от развязки с улицей Емельянова до развязки с дорогой «Калининград - Долгоруково», и десятой очереди - от развязки с автодорогой «Калининград - Долгоруково» до развязки с трассой «Калининград - Мамоново». Проекты по двум очередям разработают в 2021-2023 годах за счет средств регионального бюджета, строительство проведут в рамках лимитов госпрограммы РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области».

Как отметили в Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, для региона наличие развитой сети автодорог, отвечающих требованиям международного движения, и интеграция их в европейскую сеть является гарантией экономического развития. При этом первоочередными задачами развития и обустройства опорных дорог области являются модернизация и реконструкция федеральных и основных территориальных трасс в составе международных транспортных коридоров, строительство обходов населенных пунктов, развитие автодорог, ведущих к международным погранпереходам и курортам федерального значения. Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны является принципиально важным для развития субъекта. Целью реализации проекта является обеспечение развития Приморской рекреационной зоны и использование ее потенциала в экономическом развитии области.

Виктория Непогодина

Инфографика: «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789