В среду, 27 ноября, состоялся запуск движения по завершающему 8 этапу автомагистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург»
Скоростная платная трасса М-11 «Москва - Санкт-Петербург» открыта: завершающим этапом первой очереди строительства дороги стал 8 этап, в церемонии открытия которого в среду, 27 ноября, принял участие Президент России Владимир Путин. Автомагистраль получила название «Нева», а время в пути между двумя столицами сократилось до 5,5 часов. Подробнее - в материале «ДорИнфо».
8 этап трассы М-11 под Петербургом
Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе 7 и 8 участков дороги Госкомпания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года. Открытый для движения сегодня участок трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург», который является 8 этапом строительства автодороги, проходит от 646-го км в Тосненском районе Ленинградской области до 684-й км в Петербурге: отрезок длиной более 30 км начинается от развязки с Санкт-Петербургским южным полукольцом (трасса А-120 ЮПК) и примыкает к КАД Петербурга.
Развязка трассы М-11 с Кольцевой автомобильной дорогой Петербурга располагается в границах Пулковской развязки КАД, но является самостоятельным объектом. В составе развязки - четыре съезда с пятью путепроводами (два через ж/д пути, один через Пулковское шоссе и два через кольцевую дорогу).
Еще одно уникальное сооружения на 8 этапе магистрали - тоннель под ж/д путями Варшавского направления. Объект длиной почти 75 метров построен на 677-м км трассы. Работы по устройству тоннеля велись без остановки движения поездов способом с поэтапным устройством лотка, стен и свода из монолитного железобетона. По мере обустройства монолитных секций тоннеля из насыпи удаляли грунт.
На 663-м км автомагистрали возведен мост через реку Ижора, который является самой длинной переправой на 7 и 8 этапах. Длина моста составляет более 540 метров, для каждого направления движения построены раздельные пролеты. Переправа у поселка Войскорово в Ленобласти - знаковая для 8 этапа автомагистрали, именно здесь строители обнаружили остатки древнего очага и культурного слоя, когда приступили к возведению основания для насыпи на подходе к мосту. Из-за этого строительные работы в 2018 году были приостановлены, что сказалось на сроках открытия участка.
Старт движению по 8 этапу трассы М-11 дали в торжественной обстановке в среду, 27 ноября. В церемонии открытия приняли участие Президент РФ Владимир Путин, помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, сообщается на сайте Кремля. «Дорогу «Нева» открыть!», - сказал перед запуском движения глава «Автодора».
К слову, минувшим летом стартовало голосование за выбор названия для автомагистрали. Среди предложенных вариантов фигурировали «Две столицы», «Нева», «Санкт-Петербург», «Имени Радищева», «Сапсан», «Ленинград» и многие другие. Было и шуточное предложение с отсылкой к особенностям «московских» и «петербургских» формулировок наименовать дорогу в сторону Петербурга «За шавермой», а в сторону Москвы - «За шаурмой».
В итоге, как стало известно 27 ноября, автодорогу наименовали «Нева». «Три основных названия: «Валдай», «Нева» и «Две столицы». Но больше всего набрало название «Нева». Как захотели, так и назовём», - отметил Владимир Путин на церемонии открытия.
Скоростная автомагистраль между двумя столицами
В целом трасса М-11 «Нева» проходит по шести субъектам России: она начинается от МКАД в Москве, идет по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям и примыкает к КАД в Петербурге. По информации «Автодора», общая стоимость строительства магистрали составила 520 млрд рублей (в ценах соответствующих лет), включая 148 млрд рублей внебюджетных инвестиций. Дорога протяженностью 669 км строилась и открывалась для движения участками, причем не по порядку от Москвы.
Хронологически открытие магистрали происходило следующим образом: в ноябре 2014 года состоялся запуск движения по обходу Вышнего Волочка в Тверской области с 258-го км по 334-й км, в декабре 2014 года - по головному участку в обход Химок в Московской области с 15-го км по 58-й км, в декабре 2017 года - по обходу Торжка в Тверской области с 208-го км по 258-й км, в июне 2018 года - по участку в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области с 334-го км по 543-й км, в сентябре 2018 года - по участку в обход подмосковных Солнечногорска и Клина с 58-го км по 97-й км, в июле 2019 года - по участку в Московской и Тверской областях с 97-го км по 149-й км, в сентябре 2019 года - по участку в Новгородской и Ленинградской областях с 543-го км по 646-й км, и, наконец, в ноябре 2019 года - по участку в Ленобласти и Петербурге с 646-го км по 684-й км.
Таким образом, запуск движения по 8 этапу ознаменовал ввод всей первой очереди строительства автомагистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург» от МКАД в Москве до КАД в Петербурге. Отметим, что северный обход Твери (3 этап, участок со 149-го км по 208-й км) вынесен в отдельную очередь строительства. Данный этап не вошел в утвержденную программу деятельности ГК «Автодор» на 2010-2021 годы и был вынесен за рамки строительства всех других этапов трассы М-11. Предусмотрено, что после открытия всей магистрали транспорт в этом месте будет проезжать по реконструированному участку федеральной трассы М-10 «Россия».
Автомагистраль М-11 имеет четыре полосы движения с освещением и разделением встречных потоков. На подступах к Москве и Петербургу проезжая часть магистрали имеет уже 6-10 полос. На трассе возведено 337 искусственных сооружений, 30 развязок, построены четыре многофункциональные зоны дорожного сервиса с АЗС, кафе, магазинами и зонами отдыха, а до конца года будут открыты еще шесть МФЗ.
По данным «Автодора», стоимость поездки по всей трассе М-11 для легкового автомобиля в будни днем с транспондером составляет 1331 рубль, при оплате наличными или банковской картой - 1820 рублей. В выходные стоимость проезда с транспондером составит 1494 рубля, наличными, картой - 2020 рублей. Стоимость проезда по 7 и 8 этапам от Великого Новгорода до Петербурга для легковушек круглосуточно составит 304 рубля с транспондером, 380 рублей - при оплате наличными, банковскими картами.
Стоит отметить, что в перспективе на всей магистрали планируют увеличить скоростной режим до 130 км/ч. Сейчас максимальная разрешенная скорость до 130 км/ч установлена на обходе Вышнего Волочка в Тверской области, на других участках - до 110 км/ч. По словам председателя правления ГК «Автодор», скоростной режим на всей магистрали будут увеличивать поэтапно.
Социально-экономический эффект для регионов
После открытия дороги Президент России провел совещание о влиянии реализации проекта строительства трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на социально-экономическое развитие регионов.
«У нас сегодня приятное и большое событие. Этот важный инфраструктурный проект, который окончательно завершён сегодня, будет играть существенную роль и для Северо-Запада, и для всей страны. Это повышение конкурентоспособности регионов, по которым трасса проходит, это новые возможности для туристической отрасли, это повышение инвестиционной привлекательности в целом», - отметил глава государства, стенограмма опубликована на сайте Кремля.
По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, открытие магистрали дает новые возможности для кооперации Петербурга не только с Москвой, но также с предприятиями Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. «После ввода М-11 на всем ее протяжении мы рассчитываем на повышение деловой активности, снижение транспортных издержек и сроков доставки товаров, увеличение туристического потока из Москвы в Санкт-Петербург», - отметил Беглов, его слова приводятся в сообщении пресс-службы администрации Петербурга.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко отметил, что с вводом автомагистрали снизится нагрузка на региональные автодороги, сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти. «Тосненский район получает новый импульс развития экономики за счёт возможности размещения вдоль трассы производственных площадок и логистических комплексов. Это новые рабочие места и налоги для территории, не говоря уже о сокращении расходов на транспортировку грузов», - заявил Дрозденко.
Глава Тверской области Игорь Руденя в ходе совещания сообщил, что наличие трассы М-11 имеет ключевое значение в развитии промышленности, сельского хозяйства, экономики и туризма. Кроме того, он подчеркнул важность строительство северного обхода Твери. «Реализация этого проекта позволит создать транспортные коридоры до Ярославской области, Вологды и Дубны. Для нас это очень важно. Идея северного обхода дала возможность привлечь двух крупных инвесторов», - отметил Руденя, его цитирует пресс-служба правительства Тверской области.
Министр транспорта России Евгений Дитрих на совещании сообщил, что по проекту обхода Твери в настоящий момент проводятся изыскания. «Северный обход - это важный проект, который позволит развить территории. Мы сейчас проводим изыскания, проектируем работы», - сказал Дитрих.
Глава Подмосковья Андрей Воробьев отметил, что трасса М-11 улучшит транспортную доступность «Шереметьево», разгрузит города от большегрузов и привлечет инвестиции в регион, сообщают в пресс-службе правительства МО.
Президент страны на совещании призвал глав регионов заняться обустройством территорий возле автомагистрали, отметив важность создания современной инфраструктуры. «Дорожники своё дело сделали, трасса построена. А обустройство трассы как раз должно быть реализовано при вашем прямом участии. Это и пункты отдыха, заправки, питание, связь, интернет и так далее. Всё должно работать по-современному, так, как выглядит сама трасса», - сказал Владимир Путин, обращаясь к главам регионов.
Лидия Терехова
Фото: с сайта kremlin.ru