13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Из Петербурга в Петербург через Казань, Екатеринбург и Уфу

По традиции, сложившейся еще во времена Советского Союза, с наступлением лета тысячи автомобилистов по всей стране грузятся в свои автомобили и отправляются на заслуженный отдых к берегам Черного моря. Но с каждым годом становится больше и тех, кто предпочитает массовому стоянию в пробках Краснодарского края и его переполненным пляжам спокойную красоту центральной России и горные реки Урала. Впрочем, поездки “на восток” нередко ставятся под сомнение благодаря пришедшим из глубины девяностых стереотипам об убитых дорогах, криминогенной обстановке и тотальном отсутствии инфраструктуры. Чтобы развеять эти сомнения мы сели в автомобиль и проехали более шести тысяч километров.

Петербург – Москва: старая и новая “Россия”

Основательная техническая подготовка к автопробегам – не наша сильная сторона. Проверив наличие навигатора, четырех колес и фотоаппарата наш экипаж во второй половине теплого рабочего вторника выдвинулся в направлении Москвы. Полюбовавшись на прощание видами, открывающимися с мостов и эстакад ЗСД, мы влились в общий поток желающих покинуть Северную Столицу по Московскому шоссе. Пробок здесь, по случаю середины буднего дня, не было, но исключать вариант, когда рост трафика из города накладывается на многочисленные светофоры и участки ремонтных работ, приводя к феерическим заторам, при планировании поездки все же не стоит. По праздникам и пятницам выезжать из города стоит либо рано утром, либо поздно вечером.

03-20190528_175716.jpg

Бетонный разделитель обхода Тосно и две полосы идеального асфальта настраивают на хорошую поездку и на основной ход трассы М-10 “Россия” мы возвращаемся с воодушевлением. Пересекая границу Новгородской области, замечаем, что если раньше качество покрытия внезапно падало на новгородской земле, то сейчас о смене региона, как и положено, можно догадаться лишь по придорожной стеле. Дорога до самого Валдая не дает водителю расслабится. Плотный грузовой трафик накладывается на переменную полосность и множество легковушек, ждущих в своеобразной движущейся очереди возможности для обгона. Проезжаем первый съезд на платную М-11. Если бы не цели пробега уйти стоило бы сразу на него. Но мы проезжаем больше половины “старой” трассы и убеждаемся, что с вводом параллельных участков качество содержания дороги не только не упало, но и, местами, существенно выросло, благодаря завершенной не так давно реконструкции.

12-20190528_194250.jpg

За Валдаем уходим на М-11. Четыре полосы идеально ровного покрытия, барьерные ограждения, разделитель, и очень формальное ограничение скорости в 130 км/ч. Если добавить сюда низкий трафик, то получается идеальный, хотя и немного скучноватый, способ перемещения на автомобиле из одной точки в другую. Но и здесь есть свои нюансы. В особо напряженные дни на мобильных заправках могут скапливаться серьезные очереди, а перекусить здесь можно лишь в одном кафе, цены и которого порадуют далеко не каждого. Впрочем, в ближайшее время ситуация должна быть исправлена – сразу в нескольких точках маршрута мы наблюдали завершающиеся работы по строительству полнофункциональных заправочных комплексов. Новая развязка на обходе Твери позволяет безопасно попасть с трассы на шоссе ведущее в город, где нас ждала заранее забронированная гостиница. 

07-20190528_191746.jpgНебольшие утренние пробки на выезде из Твери не смогли испортить нам настроения и уже через пол часа после старта второго дня пробега мы вновь вернулись на М-11 по которой быстро и с комфортом преодолели последние километры до МКАД.

Москва – Казань: вдоль по “Волге”

На удивление успешно миновав за пол час чуть более 30 километров МКАД, на которой мы приготовились провести как минимум часа полтора, уходим на развязку с шоссе Энтузиастов и направляемся в сторону Балашихи. Встречное направление пугает титанических размеров пробкой на въезд в столицу, а выезд практически свободен, за исключением пары участков с сужениями по причине работ по реконструкции или строительства новых путепроводов. 

02-20190529_104304.jpg

До границы Владимирской области едем практически без задержек – асфальт ровный, встречная полоса отделена разделителем, светофоры, хоть и попадаются, но не так часто, как на подмосковном отрезке М-10. Во Владимирской области светофоров и населенных пунктов, субъективно, становится больше и средняя скорость движения падает. 

11-20190529_143433.jpg

За перегруженной фурами двухполосной Владимирской объездной ситуация выравнивается и до самого Нижнего Новгорода движение можно продолжить, лишь изредка вмешиваясь в работу круиз-контроля. Внезапно, уже на обходе Нижнего Новгорода возле моста через реку Шелокшонка, попадаем в затор, в котором, по данным сервиса пробок, нам предстояло отдыхать не менее двух часов. Оценив ситуацию, приняли единственно верное решение последовать за уходящими на региональные объезды местными жителями и уже через 20 минут снова поворачивали на федеральную трассу М-7 “Волга”.

16-20190529_170653.jpg

 Сразу за границей Чувашии обращает на себя внимание внушительный комплекс придорожного сервиса для водителей грузовиков: башенки псевдосредневековых кафе-крепостей соседствуют здесь с вывесками “пельмени”, “тенты” и “мочевина”. Еще дальше по ходу движения открывается потрясающей красоты вид на реку Сура и мост, на который выведено движение по трассе М-7 в обратном направлении.

23-20190529_193034.jpg 

Участки ремонта встречаются, но с учетом организации движения и слабой загрузки самой дороги, особых хлопот не доставляют. 

22-20190529_192711.jpg

Следующие открыточные виды ждали нас уже на подъезде к Казани в районе Свияжска. О высокой концентрации камер видеофиксации на территории Татарстана мы знали из печального опыта предыдущих поездок и, как стало известно чуть позже, нам-таки удалось преодолеть территорию этого региона без единого штрафа, пусть и заставляя себя порой соблюдать самые абсурдные скоростные лимиты. 

28-20190530_122451.jpg

После ночевки в Казани берем курс на Ижевск.

Казань – Ижевск – Пермь: от Поволжья к Уралу

М-7 на территории Татарстана радует своей стабильностью. Отъехав от Казани, мы не почувствовали почти никакой разницы в состоянии покрытия относительно предыдущего дня. 4 полосы ровного асфальта здесь разделены не привычным отбойником-разделителем или более экзотичным тросовым ограждением, а огромным газоном, равным по ширине целой полосе. Рациональность такого решения может быть обусловлена перспективой будущего расширения трассы, но это, как говорится, не точно. 

01-20190530_132631.jpg

Пейзаж за бортом преимущественно равнинный, лишь изредка попадаются невысокие холмы с красивыми выходами известняковых пород. Голубое небо, зеленая трава, ровная лента асфальта – от созерцания идиллических пейзажей отвлекают лишь редкие зоны реконструкции. Реализованы они обычно по одной схеме – на участке, требующем проведения работ поток полностью выводится на одну из двух полос встречного направления и полотно оказывается в полном распоряжении дорожных рабочих. Учитывая масштаб работ (зачастую обновляют даже основание магистрали), движение организовано грамотно – 10 минут в одной полосе за фурой и возврат в свое направление с возможностью обгона. 

05-20190530_141014.jpg

Местами попадаются подозрительные временные знаки ограничения скорости, за которыми можно наблюдать лишь километры огороженного отбойниками и разделителем идеального асфальта и притаившиеся в кустах мобильные комплексы видеофиксации нарушений ПДД.

В районе Елабуги, не доезжая до Набережных Челнов, трасса М-7 “Волга” разделяется надвое: одно направление продолжается до Уфы, второе же уходит выше и ведет к Ижевску, и далее к городам центрального Урала. Мы едем наверх в столицу Удмуртии и родину самого массового автомата в мире. 

08-20190530_143442.jpg

Через несколько десятков километров пути дорога становится двухполосной, однако состояние полотна по-прежнему радует. На дороге свободно, а редкие грузовики легко обгоняются на протяженных прямых отрезках с отличной видимостью в обе стороны. Регулирование скоростного режима и зон запрета обгона в Удмуртии, на наш взгляд, реализовано гораздо логичней чем в соседней республике – от обгонов закрыты лишь места с перерывающими обзор перепадами высоты и редкие зоны пешеходных переходов. 

13-20190530_172155.jpg

Ремонтов немного и в большинстве случаев к заторам они не приводят. Подождать приходится лишь в тех местах, где производится ремонт мостов через небольшие речки и ручьи, которые на территории Удмуртии носят забавное название “шур”. Обычно на этих участках организовано светофорное регулирование и поочередный проезд по одной полосе. В Пермском крае дорожная обстановка принципиально не меняется – те же две полосы при сопоставимом качестве покрытия. 

19-20190531_130335.jpg

Слегка портит впечатление от этого участка лишь минимальное количество заправок и придорожный сервис сводящийся к кофе и хот-догам на тех же немногочисленных АЗС. Километров за 30 от Перми дорога становится трехполосной с разделением потоков. Разделитель даже оборудован специальными светозащитными экранами, которые позволяют пользоваться дальним светом, не ослепляя встречный поток. 

20-20190531_135004.jpg

На этом месте мы покинули федеральную трассу М-7 “Волга” и через обход Перми вышли на федеральную трассу Р-242 “Пермь – Екатеринбург”.

Пермь – Екатеринбург – Уфа: серпантины старых гор

На выезде из Перми трасса Р-242 полностью соответствует параметрам автомагистрали. 4 полосы движения, ограничение скорости в 110 км/ч, разделенные потоки и отсутствие крутых поворотов делают этот участок более чем комфортным для водителей. 

01-20190602_201100.jpg

Дорожные указатели подсказывают, что впереди по курсу не только столица Урала, но и другие достопримечательности этого края. В частности, менее 80 км отделяют административный центр Пермского края от города Кунгур, в котором любой желающий может посетить знаменитую ледяную пещеру. 

03-20190602_203822.jpg

Основная же часть маршрута – неплохая дорога в две полосы с весьма оживленным движением и достаточным количеством объектов инфраструктуры. Ремонтных работ почти не встречается, видно, что проводились они здесь не так давно. На подъезде к Екатеринбургу дорога вновь становится четырёхполосной, но качеством она все же уступает пермскому отрезку.

На выезде из столицы Свердловской области мы попадаем на конечный отрезок федеральной трассы М-5 “Урал”, по которой нам предстоит возвращаться до самой Москвы. 

06-20190602_211905.jpg

Но в этот день мы ставим себе более реалистичные задачи и планируем доехать всего лишь до Уфы. Миновав городские пробки, выезжаем на четырехполосный участок. В границах области ведется много ремонтных работ и разнообразного дорожного строительства, что несколько замедляет наше движение. Но отъехав от города движение стабилизировалось, а отсутствие светофоров сделало его еще более комфортным.

08-20190603_122117(0).jpg

 Дискомфорт здесь начинается вместе с природными красотами. Урал – самые старые и от того одни из самых низких гор в мире. Но именно здесь мы впервые поняли, что находимся в горном регионе. Незаметно, по ходу движения, маленькие холмы вырастают в большие, а большие так же плавно переходят в отвесные скальные уступы и серьезные (по местным масштабам) горы. 

14-20190603_142444.jpg

Дорога же ведущая из Челябинска в Уфу, начинаясь практически на равнине, довольно скоро переходит в некое подобие горного серпантина с перепадом подъемов и спусков. Несмотря на то, что местами здесь встречаются трехполосные участки, на которых можно обогнать фуру, натужно пытающуюся преодолеть гору, часто единственным безопасным вариантом остается вынужденное движение в колонне грузовиков. 

21-20190603_174851.jpg

Красота прилегающей местности, впрочем, нивелирует подступающее раздражение. Выездом из горного участка является перевал Сим, расположенный возле одноименного населенного пункта, за ним дорога вновь спускается на плоскость, предвещая знакомство с равнинами Башкирии. 

23-20190603_175107.jpg

Место настолько красивое, что на нем спонтанно образовалась смотровая площадка, которую в дальнейшем приспособили для придорожного сервиса местные коммерсанты. 120 километров движения по ничем не примечательной местности, и мы готовимся ночевать в Уфе.

Уфа – Самара – Пенза: большая равнина и Жигули

Проехать восемьсот километров, разделяющие Уфу и Пензу мы планировали за световой день. В принципе, задача не самая сложная, однако мы не учли тот факт, что на всем протяжении трассы активно ведутся работы по реконструкции. И, надо отметить, что работы эти весьма масштабные. Для автомобилистов устроено все так: несколько километров трассы отделяются бетонными блоками и внутри участка ведутся строительные работы, поток же переводится на заменившую обочину грунтовую насыпь где впритык могут разъехаться два грузовика. 

10-20190604_172458.jpg

Подъезды к таким участкам можно определить, как раз по очереди из фур, которые в таких условиях не могут выдерживать даже разрешенной скорости в 40-50 км/ч. Дорога, преимущественно двухполосная, в основном пролегает через плоские открытые пространства и глазу на этих просторах зацепиться не за что. 

08-20190604_160453.jpg

Из примечательных мест можно отметить лишь участок с чудесным видом на Волгу и Жигулевские горы в районе Жигулевска за Самарой, и участок трассы под Сызранью, где размеренное движение оживляют массовые полеты на сверхнизких высотах боевых вертолетов местного летного училища. 

16-20190604_193227.jpg

В остальном почти всю дорогу перед нами была погруженная в жару равнина, поделенная надвое темной лентой дороги. Заправки здесь попадались довольно часто и проблем с утолением голода, жажды и прочих дорожных потребностей мы так и не испытали. 

07-20190604_155534.jpg

В Пензу наш экипаж прибыл уже после заката, сказались ремонты и начинавшая накапливаться усталость, которая медленно но верно сокращает среднюю скорость движения.

24-20190604_224352.jpg

Пенза – Рязань – Москва – Петербург: пробки, камеры, дом

Участок трассы М-5 “Урал” между Пензой и Рязанью начался для нас с пробки вызванной ремонтными работами перед Мокшаном. Местные жители не утруждали себя стоянием в общей очереди и норовили проскочить по грунтовой обочине, поднимая в воздух кубометры пыли и заставляя плотнее закрывать окна в раскаленной на жаре машине. Ситуацию смог исправить лишь один водитель грузовика, припарковав свою машину на обочине и в нецензурной форме предлагавший особо наглым обочечникам проследовать в конец очереди. Дорога же за пробкой вновь оказалась обычной двухполоской с редкими населенными пунктами и множеством возможностей для обгона. 

01-20190605_121400.jpg

Контроль скорости на этом участке явление не частое, но появляется всегда внезапно в виде замаскированных мобильных комплексов. Обычно угадать их наличие можно по стоящему на обочине автомобилю и наличию отбойника, за которым обычно и прячут камеру. Но превысить установленную скорость до уровня штрафа здесь можно разве что обгоняя вереницы фур, концентрация которых с приближением к Москве начинает плавно возрастать. Ровно на середине пути между Пензой и Рязанью, проезжаем легендарный мордовский ПГТ Умёт – место притяжения дальнобойщиков и “кулинарную столицу России”, где на 2,5 тысячи населения приходится около 200 придорожных забегаловок, ориентированных на удовлетворение гастрономических нужд проезжающего по трассе контингента водителей и пассажиров. Названия заведений соответствующие – от женских имен и топонимов до знаменитого “Мордоннальдса”, которому, впрочем, пришлось слегка скорректировать вывеску после претензий своего международного прототипа. Движение здесь постоянно затруднено из-за сбавляющих ход зевак и медленно сползающих на обочины фур.

13-20190605_192428.jpg

В Рязанской области качество дорожного покрытия компенсируется резким ростом плотности движения и на пике приводит нас к двухчасовой пробке на обходе самой Рязани, вызванной, как выяснилось, ремонтом небольшого моста. За 150 километров до МКАД начинает сказываться влияние столицы.

18-20190605_194352.jpg

 Трасса раздается до 4 полос, но количество транспорта вкупе с постоянными ограничениями скорости, высокой плотностью населенных пунктов и россыпью камер снижают общий уровень комфорта. Перед въездом на московское кольцо еще пол часа толкаемся в небольшом заторе. 

21-20190605_214657.jpg

30 километров по кольцевой и перед нами М-11, а значит конечная, она же начальная, точка маршрута совсем рядом.

Ночуем в Твери и на следующий день в точности повторяем маршрут первого дня пробега. Петербург встречает нас теплым летним вечером и девятибалльными пробками. Но мы не в обиде. 

22-20190606_190652.jpg

Проехав большую часть центральной России, Поволжья и Урала, мы в очередной раз доказали, что путешествия на автомобиле по нашей стране с каждым годом становятся все приятней. Как бы это не противоречило распространенным стереотипам, качество федеральных дорог уже достигло того уровня, на котором главной проблемой становится удержаться в рамках скоростного режима, а уровень сервиса позволяет с комфортом преодолевать расстояния сопоставимые с размерами некоторых континентов.

Алексей Ботев

фото: автора

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений