13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Не проехать «зайцем». Как борются с неоплатой проезда на трассах

На сегодняшний день каждый автомобилист при проезде по платному участку дороги обязан внести необходимую сумму на пункте взимания платы (ПВП). Однако это требование Постановления Правительства РФ выполняют не все водители: часть из них норовит «проскользнуть» через ПВП вслед за впередиидущим авто или попросту сбивают шлагбаумы. О методах борьбы с «зайцами» на платных дорогах, а также о том, что толкает автолюбителей на нарушение, читайте в материале портала «ДорИнфо».

IMG_5480.JPG

Менталитет и закон на стороне нарушителей?

На сегодняшний день в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) нет статьи, которая предусматривает наказание за движение по платному участку дороги без оплаты. В это же время каждый пользователь обязан «осуществлять оплату проезда в пункте взимания платы (ПВП) путем внесения наличных денежных средств в кассу оператора или платежный терминал, либо путем использования платежных карт, либо путем предварительной оплаты проезда», говорится в Постановлении Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 (ред. от 16.07.2014) «Об утверждении Правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог». Согласно все тому же Постановлению, пользователям дорог запрещено блокировать проезд через пропускной пункт самостоятельно убирать шлагбаум, въезжать на платную дорогу или выезжать с нее, миновав ПВП, а также проезжать через пункт, не оплатив проезд.

Как отмечают в ГК «Автодор», в ведении которого находятся платные участки дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Москва - Санкт-Петербург», дело не в законодательстве, а в осознанном стремлении нарушить. «Основная проблема - недобросовестные пользователи, которые принципиально не хотят оплачивать проезд. Неоплата проезда - это фактически кража государственных денег, потому что дороги строятся, реконструируются и содержатся на основе соглашений в рамках государственно-частного партнерства, доля государственных средств всегда присутствует. Кроме того, нарушители еще и создают аварийные ситуации при проезде ПВП, чем наносят вред добросовестным автомобилистам (происходят ДТП, замедления движения). Поэтому ГК в интересах государства и самих автомобилистов законными способами целенаправленно борется с нарушителями», - пояснили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Госкомпании «Автодор».

Методы борьбы с неоплатой проезда

Как отмечают в «Автодоре», существует два способа обеспечить оплату проезда на платных участках автомагистралей. В первом случае дорожники устанавливают светофоры на ПВП. Оплатил или считалась информация о лицевом счете транспондер, загорелся зеленый сигнал - можно ехать. Не оплатил - горит красный. За проезд на запрещающий сигнал светофора полагается штраф в размере 1 тыс. рублей, при повторном нарушении в течение года придется заплатить уже 5 тыс. рублей.

IMG_5415.JPG

Второй вариант предусматривает замену так называемых «мягких» шлагбаумов на металлические, которые гнутся и ломаются в результате наезда автомобиля. Повреждение имущества причисляется к ДТП, которое необходимо оформлять. Виновнику аварии придется компенсировать ущерб владельцу имущества, а в случае если нарушитель сбил шлагбаум и скрылся с места аварии, то ему грозит арест до 15 суток или лишение права управления транспортным средством. Подобные нарушения фиксируются камерами, после чего ГИБДД выносит постановления о правонарушениях. Новые шлагбаумы начали устанавливать весной этого года.

Отмечается, что в перспективе в КоАП появится статья, предусматривающая наказание за неоплату проезда по платным трассам. Законопроект уже существует, сейчас он находится на стадии согласования. «Без появления такого закона невозможно нормальное функционирование систем взимания платы «свободный поток», при которых отсутствуют шлагбаумы. Но именно такие системы являются более современными и повышающими пропускную способность дорог», - заявили в «Автодоре».

Напомним, FreeFlow (свободный поток - перевод с англ.) - это безбарьерная система взимания платы, которая столкнулась с рядом проблем. Так, ранее выделяли несовершенство законодательной базы, слабую информированность водителей и отсутствие четкой системы санкций за неоплату проезда, в связи с чем требуются поправки в КоАП.

Читайте также: Free Flow на платных трассах в России: близкое будущее или отдаленная перспектива?

Положительная динамика или что говорят цифры?

Со статистикой не поспоришь: чаша весов в борьбе с «зайцами» опустилась в пользу дорожников. По данным «Автодора», в течение апреля - мая текущего года примерно в десять раз снизилось количество проездов без оплаты по платным участкам дорог: с 9,6% до 1,1%. В период с 17 по 23 мая в общей сложности зафиксировано свыше 2 млн. проездов, из них более 22 тыс. с нарушениями. Наибольшее количество нарушений замечено на трассе М-4 «Дон» - 20,3 тыс. На втором месте находится дорога М-3 «Украина» - здесь нарушили 1,2 тыс. раз. Замыкает тройку трасса М-11 «Москва - Санкт-Петербург» с 900 нарушениями.

При этом новая конструкция «жестких шлагбаумов» останавливает не всех желающих проехать бесплатно. С 17 по 23 мая на ПВП зафиксировано 169 аварий, из них в 161 случае водители пытались проехать бесплатно, в 120 - автомобилисты скрылись с места аварии. Напомним, ранее сообщалось, что в период с 14 по 17 марта на двух пунктах взимания платы (ПВП) на трассе М-4 «Дон» из-за нарушения правил проезда произошло 75 аварий, в которых были повреждены шлагбаумы. В 57 случаях водители скрылись с места происшествия. 

Анастасия Ярославцева

Фото: архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений