Об особенностях весенне-летней уборки дорог с использованием шампуня читайте в материале «ДорИнфо»
Специальные средства, например, шампунь, при уборке дорог в весенне-летний период используются как на федеральных трассах страны, так и в некоторых городах для наведения чистоты. Насколько необходимо использование спецсредств, а также о практике их применения на дорогах разного значения читайте в материале портала «ДорИнфо».
В чем принципиальная разница в уборке дорог с шампунем?
За комментарием по вопросу применения шампуня при наведении чистоты на дорогах портал «ДорИнфо» обратился к специалистам компании Aroma Cleaning. По мнению руководителя отдела производства Анны Шпунюк, промывка дорог необходима. «Всю зиму дороги обрабатываются реагентом, посыпаются песком, солью или гранитной крошкой. После того, как весь снег растает, песок и химические вещества остаются на дорогах и тротуарах. Это не только некрасиво, но и еще и небезопасно для здоровья людей и животных», - поясняет Анна.
Кроме того, по мнению специалиста, загрязнения на проезжей части могут напрямую влиять на повышения риска аварийности на дорогах. К примеру, слой пыли и песка после дождя превращается в гелеобразную смесь, и сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием становится хуже. Поэтому сначала необходимо собрать песок и крошку, а потом - избавиться от пыли при помощи промывки дорог и тротуаров.
Что касается использования моющих средств, они повышают эффективность мойки дорог и тротуаров: считается, что два раза за сезон необходимо проводить именно подобную «генеральную» уборку. Главное, следовать инструкции и соблюсти нормы расхода химических средств. «Регулярную уборку можно тоже проводить с моющими средствами, так как промывка дорог водой для снижения запыленности в городе достаточно неэффективна. Вода быстро высыхает, и пыль снова появляется на дорогах, а частая поливка водой под давлением разрушает дорожное полотно, что приводит преждевременной порче автомобилей, снижению скорости на дорогах и росту аварийных ситуаций. Но опять же, необходимо соблюдать все требования как к самим моющим средствам, так и к их концентрации», - поясняет Анна Шпунюк.
Анна отметила, что в Европе хорошо развита клининговая индустрия. В 1997 году в Калифорнии была разработана процедура оценки эффективности дорожных уборочных машин при удалении пыли. Именно согласно этим требованиям 80% пыли и мусора должно убираться специальной всасывающей техникой, при этом ограничивается уровень пыли, поднимаемой при уборке. Эти требования с течением времени ужесточались, что привело к высоким стандартам уборки улиц в Европе и Америке. «Моющие средства для уборки дорог должны соответствовать определенным критериям. К примеру, они должны предназначаться как для ручной, так и для машинной уборки, быть пожаробезопасными, содержать допустимый уровень щелочи, а также соответствовать природоохранным и законодательным требованиям. На разных территориях могут использоваться разные моющие средства, главное, чтобы они соответствовали нормам и критериям, перечисленным выше», - подытожила Анна Шпунюк, руководитель отдела производства компании Aroma Cleaning.
Не все города могут себе позволить
В прошлом году проезжую часть дорог с применением шампуня мыли на территории таких городов как Санкт-Петербург, Москва, Ижевск и Тюмень и другие. В последних двух промывка со специальным средством проводилась в качестве эксперимента, который не прижился. В пресс-службе администрации Ижевска «ДорИнфо» сообщили, что в 2019 году данный метод применять не будут из-за ограниченного финансирования отрасли. При этом отмечается, что промывка улиц технической водой проводится преимущественно в вечернее и ночное время. Каждый день на дороги города выводят от 150 до 230 единиц спецмашин.
В Тюмени в прошлом году подрядчик, осуществляющий работы по содержанию местных дорог, сделал «подарок городу» и накануне празднования 432-й годовщины основания Тюмени вымыл центральные улицы с применением шампуня за собственные средства. По информации пресс-службы городской администрации, в этом году в рамках муниципальных контрактов по текущему содержанию улично-дорожной сети города предусмотрена промывка проезжей части, обочин и тротуаров без использования шампуня. Добавим, что период весенне-летней уборки стартует в городе с 15 апреля и завершится 15 октября. В уборке улиц задействуют порядка 500 спецмашин, работы будут проводиться в круглосуточном режиме.
Что касается Санкт-Петербурга, здесь весенняя мойка улиц началась сразу после того, как тепло пришло в город, 15 марта. В пресс-службе комитета по благоустройству города порталу «ДорИнфо» пояснили, что сначала промывка с водой проводится только на тротуарах и остановках, полностью очищенных от снега и наледи. Отмечается, что, как только появляются прогнозы о похолодании, использование воды прекращается. При этом весенняя очистка начинается с ключевых улиц, по которым ежедневно передвигаются тысячи пешеходов. Из-за того, что в зимний период дороги не пылесосят и не моют, на них скапливаются загрязнения. Свою лепту также вносят автомобили, сажа от которых буквально впивается в асфальт. Поэтому уборка ранней весной - это процесс, требующий времени.
«Дорожники стараются использовать каждый теплый день, чтобы как можно раньше начать чистку и предотвратить весенние пылевые бури. Для уборки песка используют пылесосы и подметальные машины. Но самым эффективным способом остается мойка», - заявили в пресс-службе комитета по благоустройству.
После того, как снимут зимний налет, дороги начинают мыть с использованием спецсредства - шампуня. До этого времени по каждой магистрали приходятся со щетками до семи раз. Планируется, что к майским праздникам 2528 городских улиц будут полностью очищены. Весной на уборку улиц планируется вывести около 200 пылесосов, более 300 подметальных машин, 200 поливомоечных машин и около 200 самосвалов, а также будет задействована другая вспомогательная техника. При этом на территории Петербурга планируется вымыть 342 дороги с использованием шампунем. По информации комитета по благоустройству, в сезон уходит около 3 тыс. тонн моющих средств. Около 400 тыс. кубометров воды используют специалисты во время весенней мойки улиц.
Шампунь на федеральных трассах
Уборка трасс федерального значения с применением шампуня в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях - практика устоявшаяся. «В дальнейшем от его использования мы пока отходить не планируем», - сообщили «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
Шампунь применяют при помывке дорожных знаков, опор, шумозащитных экранов с внутренней и внешней стороны, а также дорожного и мостового барьерного ограждения, перильного ограждения, пролетных строений, вант, пилонов. Отмечается, что он не повреждает поверхность конструкций. «Только водой, без добавления шампуня, не получится столь же эффективно очистить различные конструктивные элементы», - пояснили в ФКУ. Для промывки используются шампуни «Химитек Автошампунь», «Химитек Пенаактив».
Сроки подготовки федеральных автомобильных дорог к весенне-летнему сезону зависят от погодных условий. Работы на Кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга (федеральная дорога А-118), как правило, проводятся в апреле и занимают порядка месяца. Примерно в это же время эксплуатирующие подрядные организации выполняют аналогичные работы на трассах в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях.
В период весенней уборки на КАД Петербурга специалисты моют барьерные ограждения и шумозащитные экраны, ванты на мостах и сами искусственные сооружения, очищают технические проходы на искусственных сооружениях, собирают и вывозят накопившийся смет, ил из придорожных лотков, убирают мусор с обочин, откосов, полосы отвода и водоотводных канав, выполняют очистку гидроботанических площадок, которых на КАД находится около 238. Каждый день в период уборки со всех конструктивных элементов КАД вывозится от 100 до 150 кубометров мусора и от 500 до 800 кубометров смета. Преимущественно уборка проводится с использованием спецтехники. В арсенале дорожников магистральные вакуумные машины (пылесосы), подметально-уборочные машины типа «Бродвей», поливомоечные машины со съемным навесным оборудованием, а также погрузчики, самосвалы, автовышки, манипуляторы. В период уборки на КАД не обходится без ограничений, которые необходимы для обеспечения безопасности, как работников подрядных организаций, так и автомобилистов. Все перечисленные работы проводятся не только на Кольцевой дороге Петербурга, но и на федеральных автодорогах в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях, которые находятся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Северо-Запад».
В пресс-службе ФКУ Упрдор «Енисей» порталу «ДорИнфо» заявили, что на подведомственной Управлению сети дорог промывка проезжей части не проводится ввиду её нецелесообразности из-за особенностей климатических условий. Добавим, что в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Енисей» находится 1 767 км автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Р-255 «Сибирь» с 557-го км по 1176-й км в Красноярском крае, а также отрезок дороги Р-257 «Енисей» с 15-го км по 1116-й км на территории Красноярского края, Республик Хакасия и Тыва.
Подготовка федеральных дорог к весенне-летнему сезону в некоторых регионах Приволжского федерального округа совпадает с периодом весеннего паводка. По информации пресс-службы ФКУ «Поволжуправтодор», на трассах в Рязанской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, а также в Республике Мордовия шампунь или другие специальные средства также, как и в регионах Сибири, не используются. На данный момент специалисты проводят необходимые работы для организации беспрепятственного пропуска талых вод.
Анастасия Ярославцева
Фото: архив «ДорИнфо»