13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дорога вдоль истории

Седьмой этап строительства скоростной платной автодороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в Новгородской области проходит в районе деревни Мясной Бор. В местных болотах в 1942 году практически полностью погибла 2-я ударная армия, попав в окружение сил вермахта. Заказчик работ, госкомпания «Автодор» в рамках подготовки территории под строительство трассы организовала поисковые работы на месте кровопролитных боев. По словам поисковиков, подобные исследования перед началом строительства проводятся впервые. Сейчас работы подходят к концу. Корреспондент «ДорИнфо» узнал, как строительство дороги помогает сохранить память о минувшей войне.

За спиной шумит М-10, отошли совсем недалеко. Буквально сразу же появляется вереница красно-белых ленточек – это вешки, ограничивающие территорию будущего строительства. На этом участке новая трасса проходит почти параллельно трассе «Россия». Здесь, в пяти километрах от деревни Мясной Бор в Новгородской области будет транспортная развязка, с подключением к пока еще главной магистрали страны.

Проходим не более сотни метров, шум трассы не стихает. Провожатый останавливается. Перед нами яма. Рядом на брезентовом полотне выложены фрагменты скелета – здесь низина, а во время войны были болота, поэтому от погибших солдат остается немного. «Это был офицер, лейтенант или старлей. Мы пока нашли только два квадратика, указывающие на звание, - говорит наш провожатый Сергей, член поисковой экспедиции «Долина». - Медальона при нем не оказалось – еще один неизвестный солдат». Рядом сложены валенки, остатки сапог, пара кружек и топор. В стороне доска от немецкого ящика - они лежала на дне. Скорее всего в этом месте был наблюдательный пункт или пункт связи.

IMG_0270.JPG«Долина смерти»

Поисковые работы в этом районе продолжаются без малого четверть века. Но когда будет похоронен последний солдат, сказать невозможно. В марте 1942 года после образования Волховского фронта 40-тысячная 2-я ударная армия попала в окружение немецко-фашистских войск. По некоторым данным на площади 35 на 20 км находилось до 157 тысяч человек. В конце июня 1942 года, когда при помощи 59-й армии удалось пробить коридор в окружении шириной 200-400 метров, из котла вышло лишь около 13 тысяч советских солдат. Это место еще тогда, во время войны нарекли «Долиной смерти».

Поисковую работу проводит экспедиция «Долина» памяти Н.И. Орлова. С 1988 года ее члены каждый год отправляются в леса под Мясным Бором. До этого момента поисковые работы здесь велись не активно и не официально – не позволяла дурная слава 2-й ударной армии. С конца апреля по начало июля 1942 года ее возглавлял генерал-лейтенант Андрей Власов, который попал в плен и впоследствии стал командующим печально известной Русской освободительной армии.

IMG_0351.JPG28 километров и 60 гектаров

«В этом году все свои силы мы направили на исследования участка, по которому пройдет новая дорога, - рассказывает Людмила Бородачева, заместитель председателя совета командиров Экспедиции. - Работы начались еще в конце апреля. Сейчас мы обследовали практически всю территорию. За этот период в экспедиции побывало более 200 человек из разных концов России».

Экспедиция «Долина» – это не один отряд поисковиков. В состав организации входят 45 поисковых объединений. В этом году на участке М-11 работали 16 отрядов из Перми, Татарстана, Центральной России. «Благодаря дополнительному финансированию мы смогли оплатить коллегам дорогу и питание во время экспедиции, - отметила Людмила Бородачева. - Но у нас был и постоянный штат поисковиков, которые все время проработали здесь».

Работы проводились в два этапа. Участок будущей трассы сначала прошли саперы. Тендер выиграла петербургская компания ООО «ИТЦ Специальных работ». К 1 августа было обнаружено 1 273 единицы взрывоопасных веществ. Среди них мины, снаряды, даже авиабомбы.

Следом шили поисковики. Они откопали 254 солдата. Поименно назвать удалось лишь 12 из них. У семерых обнаружились родственники. Останки троих были отправлены на родину.

Поисковики прошли коридор протяженностью 28 км и шириной 150 метров. Обследовано было и место будущей развязки площадью 60 гектаров.

IMG_0309.JPGИстория под ногами

Работы подходят к концу, но поисковикам еще есть чем заняться. Не успели мы дойти до второй воронки, где тоже обнаружили останки солдата, как наш провожающий показывает место – буквально пять минут назад на этом месте миноискатель показал наличие металла. Проверили щупом – действительно, еще один солдат. Поисковики достают ножи, руками разгребают лесную подстилку и аккуратно, как археологи, начинают срезать слой за слоем. Первым появляется маленький кусочек металла – осколок. Он мог стать причиной смерти бойца.

Работа кропотливая, занимает довольно много времени. Но через час уже видны кости, рядом ржавые останки от винтовки Мосина - легендарной трехлинейки, противогаз, две ручные гранаты. Этот солдат тоже остался безымянным – медальона, на котором писали личные данные, так и не оказалось.

«Подобные исследования перед строительством новой дороги проводятся первый, но не последний раз, - рассказал представитель Госкомпании «Автодор». - Поисковые работы уже ведутся на месте будущей ЦКАД, на сегодняшний день там обнаружены тела двух бойцов. Подобные исследования будут включены во все последующие контракты по подготовке территорий под строительство, заказчиком которого выступает Госкомпании. Это наша принципиальная позиция».

Поисковая работа не мешает строительству, рабочие придут сюда в срок. Сейчас, параллельно изысканиям, решается вопрос о выкупе земель, затем специалисты приступят к переносу коммуникаций.

Через два месяца, все найденные солдаты найдут последнее пристанище на мемориале в деревне Мясной Бор. 7 ноября их перезахоронят в братской могиле. Но они не будут забыты. На обратном пути мы заехали на мемориал. Пока нам рассказывали о трагической судьбе 2-й ударной армии, мимо прошел человек с цветами и молча положил их к памятнику. 


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений