Эксперты полагают, что сейчас развитие дорог может стать решением экономических и социальных проблем в стране
«Проложите современную дорогу, и рядом с ней поселятся люди, которые построят жилье, займутся хозяйством и решат экономические и социальные проблемы». Такой путь федеральным чиновникам сегодня предлагают эксперты, которые видят перспективу развития именно в создании транспортной инфраструктуры в регионах. Идея не нова, но, вероятно, сейчас она может быть актуальна как никогда. Нужно только вложить необходимые финансы в дороги и транспортный сектор, а не складировать их. Теорию подробно обсудили в рамках I Международного форума транспортной инфраструктуры, прошедшего в конце ноября в Санкт-Петербурге.
Одноэтажная Россия
В майском указе Президента РФ Владимира Путина четко заявлен приоритет региональных и местных дорог. На это планируется направить немалые деньги - 11 трлн рублей за шесть лет, но всей суммы в бюджете не обнаружено. Как сообщил на пленарном заседании форума депутат Государственной Думы Олег Нилов, на все национальные проекты на ближайшие три года бюджетом, который приняла Госдума, предусмотрено 6 трлн рублей. И доля дорог там совсем небольшая.
«Помните, когда-то в одной стране во время великого кризиса приняли решение строить дороги. Все резервы - не в кубышку под 1-1,5% каких-то ценный бумаг, а в инвестиции на дорожное строительство. И не просто дороги ради дорог. Дальше вокруг этих дорог начинала появляться так называемая одноэтажная Америка. Почему нам с такими колоссальными размерами пустующих земель сегодня не принять закон о земле? Законопроект уже давно есть, я не раз его уже вносил на рассмотрение, еще до «дальневосточного гектара». Гектар земли гражданам России - сначала в аренду, бесплатную, затем после освоения в собственность. Почему нужно проводить этот эксперимент на Дальнем Востоке с одним гектаром?» - вопрошает Нилов.
Только на территории одного Северо-Западного федерального округа есть колоссальный земельный ресурс, но без дорог этим ресурсом невозможно воспользоваться, даже если распространить закон о «дальневосточном гектаре» на другие регионы. Нужно проложить современные дороги - с электроэнергией, оптоволокном, связью, только тогда это даст колоссальный эффект.
По мысли Нилова, будет полно желающих построить себе собственный дом на этой земле. Депутат уверен, что будут найдены колоссальные средства, в том числе и те, что сегодня «положены в чулок и под матрас из-за недоверия к политике Центробанка». Народные инвестиции дадут колоссальный прорыв во всех направлениях - от демографии до социальной напряженности. Но без доступного ипотечного кредита здесь не обойтись.
«Строительство одноэтажной России - один из проектов, который я сегодня предлагаю обсуждать обществу, Правительству и депутатам Госдумы. Дороги тогда будут давать совсем другой эффект - освоение территорий, решение проблем жилья, продовольственной безопасности, возвращение семейных традиций и так далее», - считает Нилов.
Транспортный сектор спасет бедные регионы
Позиции Олега Нилова отчасти вторит и исследование Всемирного банка, который попытался понять, как же улучшить транспортную инфраструктуру в России, и, что она может дать стране. Неравномерность транспортной системы в России напрямую влияет на взаимодействие регионов страны, особенно в вопросах торговли. Восточным территориям намного сложнее выйти на этот рынок. Результаты исследования Всемирного банка позволяют предположить, что уровень транспортной связности имеет отрицательную корреляцию с масштабами бедности.
«Оценки, полученные с помощью модели общего равновесия, свидетельствуют о том, что в случае повышения производительности факторов производства транспортного сектора на 10% прирост ВВП составит 0,8%. При этом наибольший прирост ВРП будет отмечаться в бедных регионах, а наименьший - в двух самых богатых регионах страны», - отмечает старший экономист в подразделении «Глобальная практика по транспорту» Всемирного банка Даниэль Бенитес.
Специалист предполагает, что благодаря развитию транспортного сектора можно добиться сокращения межрегиональных различий, решить проблемы бедных и удаленных регионов. Все свои исследования Всемирный банк направил в Минтранс РФ.
Регионам нужна поддержка
Для развития инфраструктуры и строительства дорог в регионах вроде как всё есть: инвестор, готовый долгосрочно вкладываться в инфраструктуру, заинтересованные строительные компании и сама потребность в этом развитии. Но почему-то всё никак не складывается, дорожных ГЧП-проектов в стране крайне мало.
По мнению заместителя гендиректора по развитию производственной фирмы «ВИС» Алана Бугулова, региональные автомобильные проекты не окупаемы, что и затрудняет процесс. Больше определенной суммы регион не может позволить выделить на ГЧП, поэтому обращается в федеральный центр, который дает регионам деньги на такие проекты неохотно.
«Только специалисты Группы «ВИС» работают порядка с 20 регионами, которые готовы участвовать в ГЧП-проектах, готовы софинансировать объекты, но нуждаются в помощи федерального бюджета. При этом процесс получения федеральной поддержки очень непрозрачный, нет четкой методики отбора проектов в магистральный план. Пока единственным понятным механизмом является выделение регионам средств из суммы, собранной системой «Платон»», - отметил Бугулов.
О сложности привлечения дополнительных источников финансирования, например, по ГЧП или концессии, говорит и глава дорожного комитета Ленинградской области Юрий Запалатский.
«Во все проекты стоимостью боле 1 млрд рублей мы пытаемся привлечь новые методы финансирования, но любое привлечение частных средств влечет за собой серьезное удорожание стоимости объекта из-за высоких ставок по кредитам. Например, если мост через Волхов в Киришах отдать в концессию на 8 лет, то с 3,5 млрд рублей его стоимость возрастет до 8 млрд рублей. Кто пойдет на такие проекты? Кроме госкорпораций никто не может похвастаться ГЧП-проектами или концессиями. Тяжело, стоимость объектов возрастает в разы», - отмечает Запалатский.
Последние 4 месяца идет активная работа на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны на период до 2024 года. По словам Алана Бугулова, на него предусмотрено 6,8 трлн рублей, из них 3 трлн рублей - это деньги федерального бюджета, около половины - средства частных инвесторов.
«95% платных дорог по этому плану - существующие объекты ГК «Автодор», причем это проекты известные, которые обсуждались как минимум последние пять лет. Никаких прорывных новых точек развития магистральной инфраструктуры мы там не увидели. Из региональных проектов со всей страны в магистральный план попал только один - обход Тольятти», - говорит представитель Группы «ВИС».
По его мнению, нужен открытый и максимально прозрачный диалог между федеральным центром и бизнесом, нужно создать для этого механизм и площадки, будь то Внешэкономбанк, Минтранс РФ или аналитический центр при Правительстве. Далее - это диалог с регионами, потому что без взаимодействия федерального и регионального центров не удастся достичь того развития, которое необходимо. Третье условие - готовность каждого брать на себя обязательства и выполнять их.
Читайте также: Российское ГЧП: что произошло с тремя главными дорожными проектами за год
Дарья Кильцова