13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дорожники трудятся зимой

С наступлением осенне-зимнего периода в социальных сетях всё чаще появляются ролики, главными героями которых становятся дорожники, укладывающие асфальт в минусовую температуру или во время незначительных осадков. Масло в огонь подлили недавние публикации в СМИ с громкими заголовками, кричащими что «Росавтодор разрешил укладывать асфальт в минус, да еще и во время дождя и снегопада». Портал «ДорИнфо» разобрался в тонкостях вопроса.

Что такое ОДМ?

ОДМ - аббревиатура, на которую ссылаются с формулировкой о «разрешении асфальтирования в непогоду». Отраслевой дорожный методический документ 218.3.102-2017 (ОДМ) по своей сути - сборник рекомендаций, который разработан Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) совместно со специалистами ОАО «Новосибирскавтодор» (г. Новосибирск), ООО «Стройсервис» (г. Кемерово) и АО «Труд» (г. Иркутск). Как пояснили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Росавтодора, в документ вошли рекомендации для подрядчиков по выбору машин и технологий организации укладки горячего асфальта в условиях относительной непогоды при соблюдении главного правила - тщательной подготовке поверхности проезжей части дороги к асфальтированию. Пункты, прописанные в ОДМ, могут продлить сезон работ, особенно на экстренных участках, ремонт которых не может откладываться на долгий срок.

В Федеральном дорожном агентстве отмечают, что в качественном выполнении работ заинтересован в первую очередь исполнитель, то есть подрядчик. Если будут обнаружены недочеты во время промежуточной проверки дорожного объекта, подрядчику не оплатят работы до тех пор, пока дорога не будет соответствовать установленным нормам. Если дефекты, к примеру, ямы, появятся в период гарантийного срока, исполнителю придется исправлять ситуацию за свой счет.

«Стоит особо подчеркнуть, что Росавтодор не «дал добро на укладку асфальта в снег», как пишут некоторые СМИ, которые не пытаются разобраться в теме, а согласовал методические рекомендации, выработанные отраслевым научным сообществом. Правильно будет сказать, что в Федеральном дорожном агентстве проведена процедура обязательного согласования нового отраслевого дорожного методического документа «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях» (ОДМ 218.3.102-2017), при этом сам документ носит исключительно рекомендательный характер», - поясняют в ФДА.

Какие рекомендации даны?

В рекомендациях по работе с укладкой асфальта в «непогоду» речь не идет о сильном снегопаде или ливне. Так, согласно ОДМ, при температуре воздуха в интервале от 5 до минус 10 градусов возможна укладка асфальта при строгом соблюдении технологических процессов. Аналогичное условие асфальтирования при небольших осадках - до 5 мм. Подготовительные работы для дорожного ремонта в подобных условиях начинаются на асфальтобетонном заводе (АБЗ). Здесь рекомендуется утеплить машины и механизмы, а при изготовлении смесей советуют использовать добавки, минеральные порошки или другие технологии, позволяющие укладывать асфальтобетон при пониженной температуре. «Введение адгезионных добавок с активными аминогруппами обеспечивает транспортирование смесей на большие расстояния в условиях пониженной температуры воздуха», - говорится в документе.

Статья_ОДМ.jpg

В ОДМ отмечается существенная роль работы над снижением теплопотери асфальтобетонной смеси. Для этого должна проводиться очистка поверхности ото льда, снега, пыли и грязи, а также просушка и прогрев с помощью терморазогревателя перед укладкой. При асфальтировании в условиях низкой температуры также должно уделяться внимание темпу проведения работ: рекомендовано использовать асфальтоукладчики, которые обеспечивают высокую степень предварительного уплотнения слоя дорожной одежды, также не исключено использование нескольких катков, количество которых определяется в зависимости от ширины объекта. В перечень спецмашин, работающих на объекте, можно включить терморазогреватель - это спецтехника с горелками инфракрасного или иного типа излучения, используется для подготовки основания. При укладке двух слоев покрытия целесообразно укладывать верхний слой сразу после укладки нижнего, это поможет сохранить температуру верхнего слоя от 20 до 40 °С и избежать повторную очистку и нагрев перед очередным слоем.

Дорожные работы и зима

Зима - не сезон для активных дорожных работ, однако стройки не останавливаются, и дорожники не сидят без дела. Помимо того, что проводятся работы в рамках зимнего содержания дорожной сети (уборка, обработка покрытия и проч.), специалисты трудятся и на объектах. С вопросом, какие работы проводятся зимой, портал «ДорИнфо» обратился в пресс-службу ФКУ Упрдор «Северо-Запад». По данным Управления, на объектах в зимний период могут проводиться выторфовка с обустройством насыпей на болотах, а также устройство земляного полотна, переустройство коммуникаций, устройство искусственных сооружений и бетонные работы. Здесь также есть свои нюансы: к примеру, способы укладки бетона зимой определяются применяемыми способами его выдерживания. Применяются как безобогревные способы выдерживания, так называемый, способ термоса, так и способы искусственного подогрева или прогрева конструкций (электротермообработка бетона, применение греющей опалубки и покрытий, обогрев паром, горячим воздухом или в тепляках). В частности, этой зимой ФКУ Упрдор «Северо-Запад» продолжит работы по реконструкции трассы Р-21 «Кола» на участке с 51-го км по 68-й км, а также трассы Р-23 «Санкт-Петербург - Псков» с 31-го км по 54-й км. Согласно плану, на объектах дорожники проведут очистку полосы отвода, а также приступят к строительству искусственных сооружений и обустройству земляного полотна. Отметим, ранее сообщалось, что все работы на участке трассы Р-21 завершатся в 2021 году.

IMG_0057-001.JPG

Что касается асфальта, необходимость работы над рецептурой смеси и оптимизации транспортной схемы доставки подтвердили в ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Так, добавление «Амдор-ТС-1» в битум на стадии изготовления асфальтобетонной смеси позволяет снизить температуру укладки асфальтобетонной смеси и повысить сцепление битума с минеральными материалами, а также данная мера снизит энерго- и трудозатраты при укладке и уплотнении асфальтобетонной смеси и увеличит долговечность дорожного покрытия.

Резюмируя, можно сказать, что ОДМ - «шпаргалка» для дорожников, которая раскрывает особенности асфальтирования при минусовой температуре воздуха и при незначительных осадках в случаях, когда ремонт необходим до наступления благоприятной погоды. Причем процесс работы в минус и при осадках - трудоемкий: при разработке рецептуры асфальтобетонной смеси необходимо использовать специальные добавки, на самих объектах требуется присутствие дополнительной техники для минимизации теплопотери смеси, которая напрямую влияет на качество ремонта и проч.

Анастасия Ярославцева

Схема: из ОДМ (документ опубликован на сайте Росавтодора rosavtodor.ru)

Фото: архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений