13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

На пороге цифровой трансформации транспортного комплекса

О создании цифрового пространства в транспортном комплексе, в том числе, в отрасли грузоперевозок, говорят на разных площадках всё больше и чаще. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 23 ноября провел совещание, посвященное цифровой трансформации транспортного комплекса, в ходе которого было озвучено, что готовится соответствующий ведомственный проект. Немногим ранее крупнейшие транспортные компании страны, лидеры отрасли, учредили ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика». Насколько цифровые технологии необходимы для эффективной и конкурентной работы отрасли, на какой стадии в сфере грузоперевозок такие технологии находятся в данный момент, портал «ДорИнфо» узнал у перевозчиков.

Ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика»

В настоящий момент в рамках государственной программы по развитию транспорта разрабатывается ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», рассказал председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на освещении 23 ноября. По словам премьер-министра, основная цель проекта - «сформировать в России единое цифровое транспортное пространство, сделать пассажирские и грузовые перевозки более безопасными, удобными, доступными для людей и бизнеса, снизить издержки, расширить экспортные и транзитные возможности». 

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих рассказал, что ведомственный проект отражает ключевые направления и в пассажирских, и в грузовых перевозках, проект сейчас дорабатывается. «Вместе с коллегами из Министерства цифрового развития, АНО «Цифровая экономика» и Аналитического центра при Правительстве мы активно дорабатываем этот проект и после прохождения всех процедур внесём его в Правительство», - сообщил министр.

Ст_Совещание.jpg

В отрасли грузоперевозок, в частности, предполагается переход на абсолютное цифровое управление. В прошлое должны уйти бумажные накладные, декларации; оплата пошлин и оформление таможенных документов должны стать электронными. Кроме того, цифровые технологии в отрасли грузоперевозок призваны помочь выбрать оптимальные способы доставки груза, спланировать маршрут в зависимости от загрузки дорог, отследить местонахождение и состояние грузов, оптимизировать работу персонала.

По словам министра транспорта России, сейчас в транспортном комплексе уже реализуется несколько масштабных проектов по созданию информационных систем нового поколения. Например, это Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», государственная система взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников «Платон».

«На их основе развиваем необходимые транспортному комплексу сервисы, которые не связаны напрямую с взиманием платы с большегрузных автомобилей. Эти системы позволяют собирать и сохранять большие данные. И наша основная задача - научиться работать с этими массивами big data, чтобы на их основе собирать новые сервисы», - рассказал на совещании 23 ноября Евгений Дитрих.

Министр также сообщил, что ведомство определило несколько ключевых направлений, на которых планирует сосредоточить усилия в области цифровой трансформации транспорта, и по каждому направлению уже ведется работа. По части грузовых перевозок рассматривается оптимизация мультимодальных грузовых перевозок, создание платформенных решений для выполнения бесшовных перевозок, быстрое и качественное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах перевозки с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов.

«Для формирования доверенного пространства взаимодействия всех участников отрасли нам предстоит сформировать цифровую платформу транспортного комплекса, которая объединит все перечисленные сервисы и массивы данных и станет своего рода экосистемой для всех участников транспортного процесса. Фактически на основе отечественного программного обеспечения будет создано «единое окно» государства и бизнеса при выполнении всех перевозок. Эта платформа установит единые стандарты, правила и регламенты информационного обмена, в том числе юридически значимые данные о транспортной инфраструктуре и транспортных средствах. Платформа выступит в качестве агрегатора данных о транспорте, который исключает приватизацию этих данных и гарантирует недискриминационный доступ к ним всех заинтересованных участников транспортной отрасли. Наконец, эта платформа позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны», - рассказал министр транспорта РФ.

По итогам заседания профильным ведомствам дан ряд поручений. Так, Минтрансу, Минкомсвязи и Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями поручено представить (с учетом ранее данных поручений Правительства РФ) предложения об использовании «больших данных», формируемых в рамках системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы «Платон», для построения на их основе необходимых транспортному комплексу электронных сервисов. Срок исполнения этого поручения - до 20 декабря 2018 года.

Читайте также: Интеграция системы Платон и ЭРА-ГЛОНАСС: мнения перевозчиков

Цифровизация - требование времени

Представители отрасли грузоперевозок в целом отмечают, что цифровая трансформация - это необходимость, и даже ждут ухода от бумажных накладных. Эксперты отмечают большую значимость цифровых технологий в процессе транспортировки грузов и объясняют, что уже сейчас используется не мало элементов цифровой логистики в работе грузоперевозчиков, в том числе сервисы для отслеживания движения груза, цифровой документооборот и другое.

Ст_грузовик.JPG

«В транспортной логистике значение IT-технологий переоценить сложно. Это различные учётные, аналитические и экспертные системы, которые применяются для решения вопросов широкого спектра: от регистрации грузов и построения оптимальных маршрутов службы доставки до аналитики Big Data, позволяющей проводить стратегическое планирование для многофакторных логистических схем. У клиентов «ПЭК» есть возможность узнать местонахождение груза в любой удобный для них момент времени. Для этого доступен трекинг - сервис на сайте компании. Чтобы получить информацию о текущем статусе отправления, необходимо указать только идентификационный код груза. <…> Это требование времени. Цифровизация - глобальный тренд, заданный не одно десятилетие назад и развивающийся с появлением новых технологических решений», - рассказал «ДорИнфо» IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин.

«Цифровизация всё глубже проникает в транспортную отрасль. Передача поручения экспедитору с помощью ЭЦП (электронно-цифровой подписи), занесение данных по поставляемой алкогольной продукции в систему ЕГАИС, получение данных по движению транспортного средства через системы GPS/ГЛОНАСС, получение сканированных копий товаросопроводительных документов в течение 24 часов с момента выгрузки, получение товаросопроводительных документов, подписанных ЭЦП или другими видами верификации – всё это элементы цифровой логистики, которыми можно воспользоваться уже сегодня», - рассказал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.

Специалист из FM Logistic также отмечает, что цифровое управление логистикой является необходимостью для прорыва в конкурентоспособности за короткое время. Кроме того, такой метод позволит добиться прозрачности в цепочке клиент-конечный исполнитель грузоперевозки.

«В FM Logistic в России мы уже более двух лет реализуем различные проекты по автоматизированной обработке цифровых данных. Так, уже сейчас есть возможность получать информацию о местоположении транспортного средства с грузом в онлайн-режиме. Дальнейшая эволюция проекта – это прогноз срока прибытия транспортного средства на место выгрузки, и в случае отклонения водителя от маршрута или задержки в пути – уведомление об этом ответственного менеджера. Конечно в российской действительности мы сталкиваемся с тем, что в подавляющем большинстве грузовых автомобилей стоят датчики GPS, но не все транспортные компании используют его. Это связано как со сложившимся стереотипом, что звонок водителю намного надёжнее электронных средств геопозиционирования, так и с периодическим отсутствием мобильной связи (и, как следствие, возможности отправить данные позиционирования через каналы мобильной связи) на многих федеральных трассах в России», - рассказал Эдуард Миронов.

Еще один представитель отрасли перевозок, начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Черкашин, считает, что в первую очередь под цифровой логистикой и цифровым управлением подразумевается уход от бумажных транспортных накладных и прочих сопроводительных документов. По его словам, сейчас все больше компаний переходят на электронный документооборот, а также устанавливают на свои транспортные средства системы слежения, которые позволяют в режиме онлайн смотреть движение машины. В то же время специалисты отмечает, что наличие бумажных накладных в перевозках все еще остается обязательным требованием.

«Транспортная логистика находится в ожидании полноценного перехода на электронные накладные. Это реальная необходимость, так как все логистические процессы сопровождаются документооборотом, а бумажная документация часто становится камнем преткновения. Если сроки обмена бумажными документами могут тянуться днями, то обмен документами в электронном виде занимает несколько минут. Но, конечно же, не стоит забывать про безопасность, которая, с началом активного применения цифровых технологий, занимает очень важное место», - поделился мнением Алексей Черкашин.

Во время совещания с министрами председатель Правительства России Дмитрий Медведев отметил, что цифровые технологии приходят в транспортный комплекс и логистику, и многие элементы стали привычными, например, электронные билеты, онлайн-регистрация на рейс, интеллектуальные системы навигации и проч. «Скоро, вполне вероятно, обыденными станут беспилотный транспорт, интеллектуальные системы управления транспортными потоками, «умные» дороги, которые самостоятельно способны отслеживать те же самые нелегальные перевозки, и многое другое, что ещё совсем недавно казалось и даже сегодня кажется фантастикой или полуфантастикой», - отметил Медведев.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих заверил, что транспортная отрасль готова к инновационным технологиям. «Хочу заверить, что транспортный комплекс уже настроился на инновационную волну. Будем стараться, чтобы наш бизнес, коммерция и граждане получали лучшие услуги», - отметил Дитрих.

Лидия Терехова

Фото: government.ru; архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений