1 октября мост через Керченский пролив между Кубанью и Крымом открыли для движения грузового транспорта

Ровно в полночь 1 октября 2018 года Крымский мост через Керченский пролив открыли и для грузового транспорта. На подходах к мосту со стороны Крыма и Краснодарского края демонтировали запрещающие знаки, что сделало переправу доступной для транспортных средств массой выше 3,5 тонн. Весь летний сезон грузовики не могли пользоваться мостом из-за высокого курортного сезона, а чиновники отчитывались только о трафике легковых автомобилей и автобусов.

За первые 15 часов с момента запуска грузового движения по Крымскому мосту проехали почти 1400 грузовых транспортных средств. Это практически в 10 раз меньше, чем количество легковых автомобилей, которые воспользовались переправой в первые часы после открытия в мае 2018 года, однако грузовое сообщение может дать гораздо больший экономический эффект, как для Крыма, так и для других регионов.

Первые пошли

Автодорожную часть Крымского моста ввели в эксплуатацию 16 мая 2018 года, однако движение по переправе тогда открыли только для легковых автомобилей и пассажирских автобусов. Грузовой транспорт до октября должен был по-прежнему пользоваться Керченской паромной переправой. Как официально заявляли власти, такую поэтапную схему организации движения на мосту приняли для снижения нагрузки на дорожную сеть Крымского и Таманского полуостровов.

Переносов сроков запуска грузового сообщения между полуостровом и материком не было. Ровно в 00:00 1 октября на мост пустили первые грузовики. В числе первых в сторону Крыма проехали авторефрижераторы с молочными и мясными продуктами, а также фуры со стройматериалами. По встречному направлению двигались машины с продукцией винодельческих предприятий Крыма. За ночь мост принял более 700 грузовиков, из которых около 300 двигались в Тамань и почти 400 - в Керчь.

По данным ФКУ Упрдор «Тамань», за 15 часов с момента запуска движения по Крымскому мосту проехали в общей сложности 1379 грузовых автомобилей, в том числе в керченском направлении 716 и в сторону Тамани 663 транспортных средства. Наиболее распространенный тип грузового транспортного средства - автопоезд общим весом более 30 тонн, таких грузовиков зафиксировано 1030. Также по Крымскому мосту проехали более 100 автопоездов общим весом более 35 тонн. Это выше среднесуточных показателей трафика Керченской паромной переправы, что связано со скоплением транспорта по берегам пролива в ожидании снятия ограничений на подъезде к Крымскому мосту.

«Постоянно гоняю фуры из Симферополя до Новороссийска, Краснодара, Москвы. В прошлом рейсе потерял на переправе 12 часов, а сейчас по мосту добрался до материка всего за полчаса. Даже не верится, что такое вообще возможно. Мы очень ждали этот мост», - приводит Инфоцентр Крымского моста слова водителя Сергея Грачева.

Вопросы безопасности

Для обеспечения транспортной безопасности перехода через Керченский пролив и подходов к нему в январе 2017 года был выбран единый исполнитель - ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса России» (ФГУП «УВО Минтранса»). Срок исполнения контракта по автодорожной части был намечен на 30 апреля 2018 года, по железнодорожной части - на 1 декабря 2019 года. Весной 2018 года стало понятно, что структура Минтранса сорвала проект по транспортной безопасности, поскольку не исполнила контракт на 4,5 млрд рублей. ФКУ Упрдор «Тамань» требовало с УВО 22,5 млн рублей, поскольку проект по транспортной безопасности даже не был одобрен Главгосэкспертизой, хотя в ведомство он должен был поступить до 1 марта. Без этого грузовое движение по мосту могло быть полностью блокировано, писал «Коммерсант». 

Искать подрядчика, который обеспечит транспортную безопасность моста через Керченский пролив, оснастив его необходимыми системами, УВО Минтранса начало только в августе 2018 года. Стоимость работ оценили почти в 3 млрд рублей, победителем в начале сентября признали тульскую компанию «С-ДСУ 111». Работы на автодорожной части моста должны быть окончены до 20 ноября 2018 года, на железнодорожной - годом позже. За это время подрядчику предстоит установить системы охранной и пожарной сигнализации, телевизионные системы с интеллектуальным видеонаблюдением и оснастить мост средствами оповещения и пунктами досмотра.

Сейчас же обеспечение транспортной безопасности Крымского моста предусмотрено по действующей с мая 2018 года схеме - в пунктах досмотра на таманском и керченском берегах. В смене на базе эксплуатации на таманском берегу дежурят 7 комплексных дорожных машин, 4 автомобиля дорожного мастера, 2 эвакуатора легковых автомобилей, 2 эвакуатора с комплектом для эвакуации автобусов и грузовиков. По берегам пролива и на самом мостовом переходе дежурят машины групп быстрого реагирования транспортной безопасности.

Помимо этого на Крымском мосту оборудована автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД). Подобные системы всегда разрабатываются индивидуально под конкретный объект. Так и в случае Крымского моста АСУДД уникальна: инновационные технологии и оборудование для её создания российские специалисты разработали с учетом условий эксплуатации сооружения, отмечают в Росавтодоре.

АСУДД представляет собой интеграцию нескольких подсистем, позволяющих обеспечить автоматический мониторинг транспортных потоков, информирование водителей о транспортной ситуации, автоматическое распознавание аварийных ситуаций и других инцидентов с выводом видеоинформации на монитор оператора. Также система позволяет определить вес и категорию проезжающего транспорта, автоматически считать и распознать номерные знаки с последующей проверкой по электронным базам данных, автоматически контролировать скоростной режим с видеофиксацией фактов нарушений. В дополнительные функции входят обзорная видеотрансляция зоны контроля, фотографирование и сохранение фотографий всех транспортных средств, проследовавших зону контроля комплекса, с автоматическим распознаванием государственных регистрационных знаков.

Подсистема весового контроля включает в себя измерительную аппаратуру: петлевые детекторы, детекторы веса, камеры видеофиксации. Эта подсистема производит сортировку всех автомобилей, определяет их скорость, вес и с помощью камеры производит фиксацию регистрационных знаков транспортного средства. Кроме того, подсистема собирает локальные данные для организации и планирования работ по техническому обслуживанию пункта взвешивания. Комплексное управление всеми системами производится из центрального пункта управления. ЦПУ расположен на территории производственной базы эксплуатационной службы автодорожного моста.

Эффект для отрасли грузоперевозок

Предполагается, что в течение 2018 года поток грузового транспорта по автодороге через Крымский мост может составлять около 900-1100 транспортных средств массой свыше 3,5 тонн ежесуточно. В последующем, по оценкам проектировщиков Крымского моста, прогнозируется постепенный рост до примерно 5 тысяч грузовых транспортных средств ежесуточно в 2024 году.

Сами грузоперевозчики уверены, что поток грузов теперь не заставит себя долго ждать, а открытие транспортного перехода через Керченский пролив для грузовиков положительно скажется на стоимости и сроках перевозок.

«Сейчас очень многое зависит от погоды и наличия мест на пароме, а благодаря тому, что появится альтернатива морским перевозкам, удастся сократить не только сроки доставки, но и ее стоимость. Ввод моста в эксплуатацию может дать очередной мощный толчок для развития региона, так как сейчас на полуострове оторванная от всей страны логистика, а это оказывает влияние на стоимость перевозок», - отметил руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов уверен, что теперь сроки перевозки грузов на Крымский полуостров станут куда более точными, а это, в свою очередь, снизит их цену.

«На данный момент слишком много внешних факторов влияют на время доставки — от погоды в Керченском проливе до числа паромов, которые занимаются перевозкой грузовой техники. Также большинство перевозчиков добавляют в себестоимость доставки цену билета на паром (ТС и его водитель) и учитывают плановый простой в ожидании погрузки. Получается, что открытие Крымского моста (для грузового транспорта – прим. ред.) может сократить стоимость доставки на 10-15%, что помимо прочего естественным образом притянет в регион крупные федеральные сети и российских производителей», - отмечает специалист.

Глава Республики Крым Сергей Аксенов не разделяет ожиданий грузоперевозчиков о снижении стоимости доставки товаров. «Стоит понимать, что до тех пор, пока не будет открыт железнодорожный переезд, ожидать глобальных изменений не стоит. На данный момент железная дорогая – самый дешевый и удобный вид транспорта, который обеспечит быструю доставку любых грузов по сходной цене», - написал чиновник у себя в Facebook.

Тем не менее, для инвесторов Крым всё же может стать более привлекательным с запуском грузового сообщения по мосту через Керченский пролив. «Это укрепит экономику регионов, расширит возможности для сотрудничества бизнеса. Если сейчас у Краснодарского края с Крымом уже достаточно хорошими темпами налаживается взаимодействие в курортной отрасли, то теперь мы сможем говорить о другом уровне экономических связей в промышленности, строительстве, потребительской сфере», - считает глава Кубани Вениамин Кондратьев.

Дарья Кильцова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789