13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Проект «Безопасные и качественные дороги»: первые итоги 2018 года

Второй год подряд в России идет реализация приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Участниками проекта стали 38 крупнейших агломераций страны из 36 субъектов. До конца дорожно-строительного сезона осталось всего несколько месяцев. За август и сентябрь подрядчикам нужно успеть завершить дорожные работы и сдать объекты в эксплуатацию в срок без замечаний. Портал «ДорИнфо» узнал у Федерального дорожного агентства (Росавтодора) о первых итогах второго года работы проекта.

Суть проекта Безопасные и качественные дороги

Вопрос организации транспортной доступности населения и качества дорожной сети актуален для регионов России уже не одно десятилетие. В сентябре 2016 года во время заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава государства Владимир Путин поручил до конца 2018 года довести до нормативных показателей не менее половины автомобильных дорог в крупных агломерациях, а к 2025 году - увеличить этот показатель до 85%. Спустя несколько месяцев Правительство России утвердило паспорт «Безопасных и качественных дорог», сама же реализация проекта началась в 2017 году. Работы по проекту разделены на несколько этапов. В рамках первого этапа (до конца 2018 года) предусмотрен ремонт и капремонт покрытия проезжей части, а также обустройство участков дорог, с 2019 года специалистам предстоит заниматься строительством и реконструкцией объектов. Реализация проекта рассчитана до 2025 года.

Ход работ в рамках «Безопасных и качественных дорог» подвергается многоступенчатой проверке, отмечают в Росавтодоре. Во-первых, перед стартом дорожного сезона обязательно инспектируют асфальтобетонные заводы, которые будут задействованы в реализации проекта. Во-вторых, качество выполняемых дорожных работ оценивают с помощью лабораторных испытаний. Реализацию мероприятий проекта контролируют представители проектных групп субъектов, Росавтодора и подведомственных ФДА федеральных казенных учреждений (ФКУ). Также за работой подрядных организаций следят активисты. Они указывают на недоработки, фиксируют нарушения, высказывают предложения, в том числе через официальную приемную проекта «ВКонтакте». 

IMG_1288.JPG

Для контроля и обеспечения координации работы всех участников проекта и оперативного решения возникающих вопросов используется так называемая отечественная платформа «Эталон», адаптированная непосредственно под проект.

Первые итоги проекта в 2018 году

В этом году федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется в 38 крупных агломерациях, общая протяженность дорожной сети которых достигает 50 тыс. км. Работы ведутся в Республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Пермском, Приморском, Хабаровском краях, в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областях. До конца года подрядчики должны довести до нормативного показателя 61% дорог (около 31 тыс. км), а также на 26% по сравнению с уровнем 2016 года сократить количество мест концентрации ДТП.

IMG_0121.JPG

На реализацию мероприятий проекта в этом году направлено свыше 65 млрд рублей (что на 2 млрд больше, чем в 2017). Так, из федеральной казны выделено 31,2 млрд рублей, еще 34,2 млрд рублей направили региональные и местные бюджеты. При этом больше всего выделенных средств, а именно, по 1,5 млрд рублей, получили Самарская область и Татарстан. Девять регионов получили по 1 млрд рублей - Башкирия, Кубань, Красноярский край, Прикамье, Воронежская, Омская, Новосибирская, Саратовская и Челябинская области. Меньше всего денег выделено Бурятии и Калининградской области - по 625 млн рублей.

По данным Росавтодора на 25 июля в рамках проекта в эксплуатацию ввели 385 объектов протяженностью свыше 520 км. При этом устройство верхнего слоя дорожного покрытия выполнено на площади почти 16,5 млн кв. метров, что составляет 44,5% от запланированного объема. При укладке нижнего слоя использовано более 1,3 млн тонн асфальта или 56% от запланированного количества.

Для выполнения поставленных задач все городские агломерации разработали и согласовали программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ). В перечень объектов ПКРТИ включены работы по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и обустройству региональных дорог и городских улиц.

«Если говорить только о показателе реализации ПКРТИ в текущем году, пока что самый высокий - 40% от общего количеств объектов - у Пензенской и Ростовской агломераций. В целом же работа региональных команд оценивается по итогам специального рейтинга агломераций в конце года», - отметили в Росавтодоре.

В этом году при реализации проекта был учтен прошлогодний опыт. Так, улучшилась исполнительская дисциплина проектных групп, заблаговременно началась подготовка к основным работам в субъектах, а конкурсные процедуры прошли со значительным опережением графика прошлого года. Это позволило своевременно приступить к ремонтным работам на объектах, подчеркнули в Росавтодоре. Кроме того, были внесены коррективы в методические рекомендации, выпущены новые регламенты и инструкции, ведется ежедневная работа Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, ФАУ «Росдорнии», ФКУ «Росдортехнология» с регионами.

В целом же работа агломераций оценивается в конце года по итогам специального рейтинга, в который включены такие пункты, как сроки заключения контрактов с подрядчиками, исполнительская дисциплина, организация проектного управления, исполнение контрольных точек дорожной кампании в течение года. Как отметили в Росавтодоре, по итогам прошлого года лидерами стали Саратовская, Пензенская и Астраханская области.

Типичными нарушениями в этом году стали отсутствие исполнительной документации или их ненадлежащее заполнение, несоответствие установленных временных дорожных знаков схемам организации движения, строительный мусор на объектах, скопление воды на проезжей части, некачественно выполненные сопряжения съездов. Все дефекты, выявленные контролирующими организациями, подрядчики устраняют за свой счет.

Реализация проекта в агломерациях

Для рассмотрения хода реализации федерального проекта в этом году портал «ДорИнфо» выбрал семь агломераций в шести федеральных округах - Калининградская (СЗФО), Краснодарская (ЮФО), Хабаровская (ДФО), Ярославская (ЦФО), Тюменская (УрФО), Ижевская и Нижегородская (ПФО). В основном в выше перечисленных субъектах подготовка к приоритетному проекту началась прошлой осенью, при этом в Краснодарском крае и Ярославской области работы в этом направлении стартовали еще летом.

IMG_0187.JPG

Так, в середине прошлого года в Краснодарской агломерации приступили к формированию перечня объектов, подлежащих ремонту по проекту в 2018 году. В окончательный список, который был утвержден в ноябре 2017 года, вошли 73 объекта. Муниципальные контракты с подрядчиками удалось заключить во второй половине марта. Как сообщили в Росавтодоре, по состоянию на конец июля компаниями освоено 46% денежных средств от доведенных лимитов финансирования. Работы идут в соответствии с календарным графиком, полностью завершен ремонт на 15 участках дорог, еще 38 должны сдать в эксплуатацию в ближайшее время. По итогам года в крае доля нормативных дорог увеличится почти до 56%, а количество мест концентрации ДТП снизится до 40% относительно уровня 2016 года.

В Ярославской агломерации подготовка к федеральному проекту началась в августе 2017 года с разработки проектной документации. В финальный перечень объектов вошли семь региональных трасс протяженностью 35 км и 23 муниципальные дороги протяженностью 47 км, также запланировано восстановление девяти светофорных объектов. По итогам реализации мероприятий проекта доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличится с 44% до 60%. Пока что дорожники завершили работы на трех объектах, дорожное покрытие еще на 25 участках восстанавливают. Как отметили в Росавтодоре, ремонт дорог в регионе сдерживается из-за небольшого отставания коммунальных работ, выделенные средства освоены лишь на 7%.

Объекты ремонта на текущий дорожно-строительный сезон в Калининградской агломерации были определены в октябре. В список вошли 38 объектов. В частности, специалистам предстоит восстановить дорожное покрытие на трех региональных трассах, 21 улице Калининграда и двух улицах Гурьевска, установить шесть светофоров и обустроить шесть автобусных остановок. Конкурсные процедуры стартовали в феврале и проводились по каждому объекту отдельно.

Так как Калининград принимал Чемпионат мира по футболу-2018, все дорожные работы на время проведения игр были приостановлены. На сегодняшний день ремонт возобновлен на всех объектах, подрядчики освоили 35% выделенных средств. После завершения работ по проекту протяженность нормативных дорог агломерации достигнет 58%, а количество мест концентрации ДТП уменьшится до 33% относительно уровня 2016 года. Согласно статистике ФДА, за год действия проекта (с января 2017 года по январь 2018 года) на 4% меньше зарегистрировано аварий, а число погибших сократилось на 25%.

Мундиаль также повлиял на реализацию проекта в Нижегородской агломерации. Подрядчикам пришлось подстраиваться под временные ограничения производства работ на маршрутах движения клиентских групп FIFA. На начало июля текущего года на дорожной сети региона выполнен ремонт на сумму 530 млн рублей. Основной объем работ запланирован на август. В рамках заключенных контрактов специалистам предстоит восстановить 19 участков региональных дорог протяженностью почти 90 км и 31 участок городских дорог протяженностью свыше 37 км, а также ликвидировать 33 места концентрации ДТП. Отмечается, что по итогам 2018 года нормативам будет соответствовать 68% дорог.

Незначительные отставания от графика реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» замечены в Хабаровской агломерации. Как отметили в Росавтодоре, отклонения вызваны сильными дождями и сокращаются подрядными организациями за счет наращивания темпов ремонта. Согласно сформированному перечню в этом году специалисты должны отремонтировать 107 объектов протяженностью 114 км, что позволит довести до нормативов около 53% дорог и снизить число аварийно-опасных участков до 25% относительно уровня 2016 года. По последним данным, в регионе выполнены работы на сумму 540 млн рублей (30% освоения денежных средств), в эксплуатацию введены 33 участка дорог или 63 км, ремонт продолжается на 24 объектах.

Формирование списка объектов на 2018 год в рамках федерального проекта в Удмуртии (Ижевская агломерация) началось в сентябре 2017 года вместе с опросом граждан. По итогам голосования, в котором приняли участие свыше 3 тыс. человек, был утвержден рейтинг наиболее нуждающихся в ремонте дорог.

«Например, ремонт улицы Ялтинской, который был запланирован на 2023 год, передвинули на 2018 год благодаря активности жителей микрорайона - улица в голосовании заняла второе место», - отметили в ФДА. Всего в этом году будет восстановлено покрытие проезжей части на 63 объектах, восемь из них находятся в Камбарке. Уточняется, что работы позволят привести к нормативным требованиям 52% дорог агломерации и уменьшить число аварийно-опасных участков до 22% относительно уровня 2016 года.

Впервые перед началом дорожно-строительного сезона подрядчикам пришлось публично, в присутствии СМИ и общественников, защищать графики производства работ и отчитываться о готовности материалов и техники. Также между компаниями были заключены соглашения о взаимовыручке при поломке дорожных машин. На ход дорожных работ повлияла погода - дожди задержали на две недели асфальтирование. Согласно данным на 25 июля, работы на улично-дорожной сети Ижевска уже выполнены на сумму почти 530 млн рублей (56%), а на республиканских трассах - на 320 млн рублей (77%), в эксплуатацию сдано 20 отремонтированных объектов.

Подготовка к реализации мероприятий 2018 года в рамках федерального проекта в Тюменской агломерации началась прошлой осенью, когда были обозначены основные цели работы на следующий сезон и определены проблемные дороги. При формировании списка объектов учитывалась интенсивность движения, наличие аварийно-опасных участков, предписания от ГИБДД и мнение жителей. Всего в ПКРТИ вошли 179 объектов общей протяженностью свыше 168 км (восемь региональных трасс и 165 участков местных дорог). С погодой подрядчикам также не повезло (весна оказалась затяжной, а июнь был дождливым), однако грамотно распределенный объем работ на всех объектах позволяет идти точно по графику. Согласно последним данным, в рамках проекта освоено почти 32% выделенных средств. К нормативному состоянию уже приведены объекты в поселках Андреевский, Богандинский, Боровский и Винзили, в селах Мальково и Кулаково и деревне Патрушева. Продолжается реконструкция трассы «Тюмень - Боровский - Богандинский». В ходе работ подрядчик уже расширил проезжую часть, сейчас занимается устройством основания дорожной одежды и установкой ЛЭП. После завершения работ в рамках проекта протяженность дорог, находящихся в нормативном состоянии, увеличится до 80%, а аварийно-опасные участки исчезнут.

Новосибирская агломерация утвердила перечень объектов на текущий год осенью прошлого года. В январе 2018 года региональный Минтранс подписал соглашения с городскими округами о предоставлении субсидий муниципалитетам, а в феврале - соглашение с Росавтодором о предоставлении региону 1 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию проекта. Тогда же в агломерации приступили к конкурсным процедурам. Все контракты в полном объеме подписаны к началу дорожно-строительного сезона. На сегодняшний день к нормативному состоянию приводят дорожное покрытие на всех 54 запланированных объектах. Согласно последним данным, на 26 июля выполнены работ на сумму более 1,4 млрд рублей, то есть освоено более 58% от общего бюджета программы на текущий год. Отмечается, что темпы ремонта на некоторых объектах позволяют прогнозировать досрочный ввод их в эксплуатацию. По итогам 2018 года протяженность нормативных дорог агломерации увеличится до 52%, а количество мест концентрации ДТП снизиться до 27% относительно уровня 2016 года.

Окончательные итоги реализации проекта во всех агломерациях страны будут подведены в конце 2018 года, отметили в Росавтодоре. О том, как агломерации справились с мероприятиями федерального проекта в 2017 году, читайте в материале «ДорИнфо» «Первый год работы проекта БКД: ошибки и предложения». 

Алина Коровина

Фото: официальная группа проекта БКД ВКонтакте (vk.com/bkdrussia);
архив «ДорИнфо»

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений