Бортовые устройства системы «Платон» нужно по правилам менять раз в три года
В 2018 году начнется замена бортовых устройств системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников «Платон», которые были выданы в 2015 году. Замена оборудования раз в три года - изначальное условие правил пользования госсистемой, сейчас процесс замены приборов пытаются упростить, соответствующие изменения в правила могут внести уже в сентябре. Подробнее о работе с бортовыми устройствами портал «ДорИнфо» узнал у грозуперевозчиков.
Плановая замена бортовых устройств
Бортовое устройство - объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения 12-тонника по федеральным трассам. В начале этой недели появилась информация о том, что бортовые устройства «Платона» предлагают менять раз в три года. Однако в пресс-службе госсистемы сразу же пояснили, что замена оборудования по завершению трехлетнего срока службы была предусмотрена правилами изначально.
«Эта обязательная процедура обусловлена требованиями ФСБ России к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ). Разрешенный срок их эксплуатации составляет 3 года. Срок эксплуатации (3 года) изначально указан в паспорте бортового устройства. Согласно текущим правилам взимания платы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 14.06.2013 г.) и условиям договора безвозмездного пользования, перевозчику необходимо заменить бортовое устройство по истечению срока службы в любом центре облуживания пользователей», - поясняют в пресс-службе госсистемы.
В личном кабинете пользователя «Платона» указывается точная дата окончания срока службы бортового устройства. Кроме того, оператор за месяц оповестит пользователя о необходимости прийти в центр обслуживания для замены оборудования. При этом в личном кабинете можно выбрать удобную дату посещения центра. Новые бортовые устройства российским перевозчикам выдаются бесплатно.
В то же время сейчас правилами предусмотрена замена приборов при сдаче старого устройства в полной комплектации. Поправки, которые сейчас находятся на стадии обсуждения и планируются к утверждению в сентябре, нацелены на упрощение процедуры замены.
«В частности, грузоперевозчик сможет получить новое устройство, если он сдал старое с истекшим сроком службы в неполной комплектации. А также пользователь системы сможет получить новое бортовое устройство и потом сдать старое с истекшим сроком службы. Это изменение удобно в первую очередь перевозчикам с большим парком автомобилей», - отмечают в пресс-службе системы взимания платы.
Перевозчики работают с бортовыми устройствами
Замена оборудования с одной стороны необходима для сохранности данных пользователей, для корректной передачи информации о маршруте движения транспортного средства, с другой - может быть неудобна перевозчикам, поскольку «вмешивается» в отлаженный процесс доставки грузов. О том, как работают с устройствами перевозчики, как они относятся к необходимости замены оборудования, портал «ДорИнфо» узнал у специалистов отрасли грузоперевозок.
«Мы используем в работе бортовые устройства системы «Платон», которые выдавались бесплатно. Приборы очень просты в использовании, а сбои в работе у них бывают крайне редко. Если устройство выходит из строя во время выполнения рейса, водитель прекращает движение. Продолжить путь можно только по маршрутной карте, до получения нового ботового устройства», - рассказал инженер отдела эксплуатации группы компаний AsstrA Игорь Антонов.
Специалист отмечает, что процесс замены устройств, который предусмотрен сейчас, будет неудобен перевозчикам, в том числе и потому, что компания получала все устройства одновременно, и для замены оборудования придется остановить все машины. Кроме того, перевозчики опасаются очередей в центрах обслуживания.
«Замену бортовых устройств каждые три года считаем нецелесообразной. Мы получали их в один день сразу для всего автопарка. Теоретически мы должны остановить все машины и менять устройства, а это не удобно и может сказаться на финансовых показателях. Самой большой проблемой при замене устройств могут стать очереди. Если вспомнить начало внедрения системы, то почти все перевозчики получали приборы одномоментно, что создавало большие неудобства. Поэтому новой формат, по которому можно сначала получить новые устройства и только потом сдать старые, может стать отличным решением избежать очередей», - отмечает Игорь Антонов.
Также он поясняет, что процесс замены прибора, не только по завершению 3-летнего срока службы, но и при необходимости, доставляет неудобства. «Процесс замены прибора, в случае такой необходимости, также неудобен. Например, если устройство выходит из строя в пути, выписывается маршрутная карта и машина едет на базу. За время следования автомобиля до базы, мы получаем новое устройство, однако получить новый прибор можно только после того, как будет сдано старое (неисправное). Если и получится сдать неисправное устройство, например, прибор вышел из строя в месте дислокации автопарка и водитель отдал его нам перед рейсом, а сама машина уехала в рейс по маршрутной карте, то, при получении нового прибора, маршрутная карта будет заблокирована в 23:59:59, даже несмотря на то, что транспортное средство находится в пути», - рассказывает специалист.
Еще один представитель отрасли грузоперевозок также высказывает опасения по поводу очередей на замену приборов. «С появлением в парке нашей компании автомобилей грузоподъёмностью более 12 тонн возникла необходимость получения бортовых устройств системы «Платон». Они были выданы бесплатно, но пришлось потратить дополнительное время для прохождения всех формальностей. За все годы работы устройств сбоев не было. Единственное, при замене устройств хотелось бы избежать повторения ситуации ноября 2015 года, когда владельцы грузовиков создавали огромные очереди, особенно у региональных офисов системы. Тогда многие пытались даже взять устройства «впрок»», - рассказал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Альтернативой бортовому устройству в системе «Платон» выступает маршрутная карта, однако перевозчики отмечают, что у нее практически нет преимуществ по сравнению с бортовым прибором.
«Преимуществ у маршрутной карты перед бортовыми устройствами практически нет. Мы используем их очень редко, только при выходе из приборов из строя и иногда при перегоне новой техники. Но в приоритете у нас использование бортовых устройств», - рассказал Игорь Антонов.
«Маршрутные карты до сих пор работают, однако для нас они не так удобны, как бортовые устройства. Такие карты обязывают ехать по заранее оплаченному маршруту, не взирая на возможное изменение дорожной и погодной ситуации на маршруте следования», - поделился мнением Эдуард Миронов.
Июльские перемены
На 1 июля 2018 года была намечена индексация тарифа в системе взимания платы «Платон». Однако индексацию перенесли на год. Соответствующие постановление выпустило Правительство РФ. «Ежегодная индексация размера платы в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен была предусмотрена с 1 июля 2018 года. Подписанным постановлением срок начала такой ежегодной индексации переносится на 1 июля 2019 года», - говорилось в пояснении к постановлению. В итоге сейчас тариф составляет 1,9 руб. за 1 км пути.
По части тарифа в системе перевозчики не раз заявляли, что стоимость проезда неплохо было бы рассчитывать не только из километража. В частности, предлагалось дифференцировать тариф в зависимости от состояния дороги, по которой едет транспортное средство, наличия ограничений из-за ремонтов и других факторов. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, например, предлагает учитывать количество осей автопоезда при расчетах размера платы.
«Хотелось бы иметь возможность оплачивать реальное количество осей автопоезда. Иногда, при перевозке одним тягачом, счет выставляется как за полноценный автопоезд. Такое происходит потому, что нет тарифа «по фактическим осям». В Европе стоимость проезда по автобанам рассчитывается, исходя из количества осей и класса тягача: «Евро – 0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро – 3», «Евро – 4» и т.д. Чем выше класс, тем меньше стоимость. У нас все платят одинаковую стоимость и не важно сколько осей (а количество осей у тягача без полуприцепа меньше, да и вреда дороге он наносит в разы меньше, чем пятиосный (шестиосный) автопоезд груженый «под завязку». В среднем тягач весит от 7 до 8 тыс. кг., а автопоезд до 42 тыс. кг», - отмечает Эдуард Миронов.
Совсем без изменений в работе госсистемы в июле этого года все же не обошлось. Так, с 8 июля 2018 года полномочия по контролю за нарушителями в системе «Платон» переданы Ространснадзору, поправки внесены в КоАП РФ.
«Нововведения заключаются в передаче Ространснадзору от МВД полномочий по вынесению постановлений о штрафах владельцам 12-тонников за движение по федеральным дорогам без внесения платы через систему «Платон»», - поясняют в Ространснадзоре.
Федеральный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора должен обеспечить равный контроль на территории всей страны. За соблюдением требований системы «Платон» на федеральных трассах следят 100 специальных автомобилей, а также более 480 рамок.
Добросовестные перевозчики не раз заявляли о необходимости ужесточения контроля за нарушителями правил системы «Платон». По мнению президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслава Трунаева, передача полномочий позволит устранить формальные препятствия по взысканию штрафов с неплательщиков.
Лидия Терехова
Фото: архив «ДорИнфо»