Случай с участком дороги «Зуево - Новая Ладога» стал первым прецедентом в России, когда один регион принимает в свою собственность дорогу другого субъекта
Еще год назад по участку трассы «Зуево - Новая Ладога» в Новгородской области было невозможно проехать. Одному региону тратить деньги на ремонт было нецелесообразно, а второму, у которого такая цель была, не позволял закон. Однако Новгородской и Ленинградской областям всё же удалость создать прецедент в России и договориться о ремонте дороги, но амбиций оказалось больше, и разговоры о передаче дороги в федеральную собственность сегодня звучат всё серьезнее.
Разбитый новгородский участок
Дорога «Зуево - Новая Ладога» протяженностью чуть больше 100 км берет начало от трассы М-10 «Россия» в Новгородской области и упирается в трассу Р-21 «Кола» в Ленинградской области, тем самым связывая две федеральные трассы и город Кириши в Ленобласти с ними. Хоть к Новгородской области и относятся первые 19 км этой дороги, спросом она у местных жителей не пользовалась. Поэтому и в приоритете по ремонту у новгородских властей не числилась. Со временем дорожное покрытие стерлось до огромных дыр, и тут безразличными уже не могли остаться ленинградские власти. Однако простой сопричастности оказалось недостаточно.
Власти Ленинградской области неоднократно просили соседей передать им на баланс разбитый участок дороги, однако новгородцы отказывались. Осенью 2016 года казалось, что понимание достигнуто, дорожный комитет Ленобласти был готов привести участок дороги в нормативное состояние к апрелю 2017 года. Но что-то пошло не так, и в начале 2017 года ни о какой передаче участка уже речи не шло, Новгородская область намеревалась самостоятельно отремонтировать 3-километровый разбитый отрезок.
«Переговоры о передаче участка трассы велись почти три года. Для нас вопрос имел принципиальное значение, так как трасса связывает Кириши и федеральную дорогу М-10. Автомобилисты не должны страдать из-за того, что дорога одного региона идет по территории другого», - прокомментировал порталу «ДорИнфо» глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
Страдать не хотели и сами автомобилисты, которые для привлечения внимания к проблеме новгородского участка даже устраивали пикеты и другие публичные акции. Лозунги у жителей Кириши были соответствующие: «Платим дань – дороги дрянь», «Хватит слов, начинайте ремонт», «Не доводите до греха, сделайте ремонт дороги», «В какой яме мои налоги?», «Асфальт: помним, любим, скорбим».
Всё обернулось так, что в мае 2017 года главам двух регионов всё же удалось договориться о том, чтобы новгородский участок дороги «Зуево - Новая Ладога» поступил в безвозмездное пользование Ленинградской области для проведения ремонтных работ. 24 мая соответствующий договор между двумя субъектами был подписан, без него власти Ленобласти просто не имели права тратить бюджетные деньги на ремонт дороги в чужом регионе. Передать участок дороги просто так тоже было нельзя, поэтому нашли вариант с безвозмездным пользованием.
«Это первый прецедент в России, когда один регион принимает в свою собственность дорогу другого региона», - отмечал Запалатский.
Срочный ремонт
Были опасения, что составление арендных соглашений между субъектами растянется как минимум на полгода, что не позволило бы приступить к ремонту участка трассы в 2017 году. Однако уже в июле прошлого года генподрядчик «АБЗ-Дорстрой» вышел на объект. Приводить в порядок 19-километровый участок дороги «Зуево - Новая Ладога» решили в 3 этапа, стоимость всех работ оценили почти в 200 млн рублей.
В срочном порядке нужно было отремонтировать наиболее разбитые 1,5 км новгородского участка, с ним дорожники справились к середине сентября 2017 года. На это было затрачено 30 млн рублей. В том же месяце начался и 2-й этап ремонтных работ - подрядчику предстояло заменить покрытие на 17-километровом участке, работы оценили в 142 млн рублей. К укладке асфальта специалисты приступили в мае 2018 года. Основную часть работ планировалось завершить к июлю текущего года, что на деле и получилось. 26 июня дорожный комитет Ленобласти отрапортовал о нанесении на всем 19-километровом участке трассы «Зуево - Новая Ладога» в Новгородской области износостойкой разметки.
«Я рад, что мы в столь короткие сроки завершили все процедуры по ремонту дороги, и сейчас она стала намного безопаснее. Ведь нет ничего дороже человеческой жизни», - отметил глава дорожного комитета Ленобласти.
Теперь остается завершить только ремонт путепровода через железную дорогу «Санкт-Петербург - Москва» в Киришском районе, это третий этап ремонта на трассе «Зуево - Новая Ладога». Работы здесь шли параллельно ремонту дорожного покрытия, сейчас на объекте меняют гидроизоляцию и асфальтобетонное покрытие, все работы планируется завершить в конце сентября. Этот объект обойдется в 16,5 млн рублей.
Дорога нерегионального значения
Поскольку дорога «Зуево - Новая Ладога» связывает две федеральные трассы, ей регулярно пользуются большегрузные автомобили, трафик весьма высок. По мнению Юрия Запалатского, несправедливо, что такая дорога имеет статус регионального значения, ей в пору быть федеральной. О передаче трассы в ведение Росавтодора власти Ленобласти задумались давно, год назад сообщалось, что уже готовятся необходимые документы.
«Ленавтодор» по поручению дорожного комитета Ленобласти и сейчас формирует пакет документов для передачи трассы на федеральный уровень. Планируется, что подготовка документов завершится к концу этого года. Новгородская область со своей стороны также должна выполнить ряд работ, в частности, поставить на кадастровый учет свой участок трассы.
Статус федерального значения позволит не только реконструировать дорогу «Зуево - Новая Ладога», в чем она нуждается, но и сохранить от разрушения большегрузами, поскольку на нее будет распространяться действие системы «Платон». Владельцы грузового транспорта массой свыше 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным трассам России. Отметим, в целом же по всей стране до 2031 года планируется передать в федеральную собственность 17,6 тыс. км региональных автодорог, что позволит субъектам высвободить средства на развитие региональной дорожной сети. Ожидается, что в год на эти цели можно будет направлять порядка 21,5 млрд рублей.
Дарья Кильцова