13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Новый Шелковый путь начнется в Оренбурге

В течение двух дней, 13 и 14 сентября 2013 года, в Казани будет проходить Международный транспортно-логистический форум. Одной из важнейших тем этого мероприятия станет обсуждение Международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Наш сегодняшний материал о том, что представляет собой этот проект и какие перспективы несет его реализация.

Новый Шелковый путь

Уже в обозримом будущем платная автомагистраль должна будет связать два мира – Европу и Азию, куда в настоящее время уверенно смещается центр мировой экономики. Однако на суше между Европой и Китаем более восьми тысяч километров. Напрямую из Шанхая в Марсель можно добраться лишь по воде. Однако этот путь долог и небезопасен. К тому же, корабли упираются в «бутылочное горлышко» Суэцкого канала, где приходится подолгу ждать очереди на вход в Средиземное море. А время, как известно, — деньги.

Увеличение объемов торговли требует увеличения пропускной способности и скорости перемещения грузов. Полностью этим запросам может отвечать лишь сухопутный транспортный коридор, а оптимальный маршрут из Китая в Европу пролегает через Казахстан и Россию.

В Китае уже построена трасса протяженностью около 3,4 тысячи километров, соединяющая деловой порт Ляньюнган и Шанхай на востоке с таможенным переходом Хоргос в Казахстане на западе. Новая магистраль позволила сократить путь через всю Поднебесную с 15 дней до 50 часов.

В 2006 году между Россией и Казахстаном был подписан меморандум о сотрудничестве в рамках реализации проекта Международного транспортного коридора. В Казахстане маршрут протяженностью 2,8 тысячи километров будет начинаться в Хоргосе, проходить через Алматы, Шымкент, Кызылорду и Актобе. Далее трасса пересекает границу Российской федерации и будет проходить через Оренбург, Казань, Нижний Новгорода, Москву с выходом на порты Балтийского и Баренцева морей – в Санкт-Петербург и выходом на Мурманск. Протяженность нового «шелкового пути» на территории России составит около 2,2 тысячи километров.

Дорога как ресурс

При условии реализации этого проекта Россия, равно как и Казахстан, получит существенную выгоду. В первую очередь наша страна сможет иметь прямой доход от своего положения и зарабатывать на транзите. alDix09E.jpg-c368.jpgРоссия автоматически будет интегрирована в мировую систему грузовых перевозок. Создание международного транспортного коридора позволит существенно повысить деловую и предпринимательскую активность регионов в районе прохождения МТК. Вдоль трассы появится множество объектов придорожного сервиса, терминальной, складской и таможенной инфраструктуры. Значительный импульс к развитию получит малый и средний бизнес, сервисная индустрия, туризм и другие секторы экономики. Прогнозируется увеличение числа рабочих мест в дорожном хозяйстве на 15 - 19 тысяч, в смежных отраслях - на 117 - 134 тысяч. При строительстве будут использоваться отечественные строительные материалы, что также благотворно повлияет на отрасль.

В глобальном плане, находясь между Востоком и Западом, Россия получит возможность еще активнее развивать экономические связи, как с европейскими государствами, так и со странами Юго-Восточной Азии. Следствием станет увеличение международной торговли и расширение промышленного производства.

Параллельно коридору

Однако одним из самых значимых для России, станет инфраструктурный эффект от реализации проекта МТК. Как прямой, так и косвенный. Предполагается, что коридор образует транспортную диагональ от Петербурга на западе до Оренбурга на востоке. Будут построены новые дороги. Их строительство запланировано в Оренбургской области, на территории которой будет начинаться российская часть коридора, а также на территории Татарстана. Строительство московского кольца ЦКАД и скоростной платной автодороги (СПАД) М-11 «Москва - Санкт-Петербург» также ориентированы на прохождение коридора. Между Москвой и Казанью трасса пройдет по уже существующей федералке М-7 «Волга». Стоит отметить, что сейчас на территории Татарстана полным ходом идет реконструкция этой трассы. image002.pngФактически дорожники строят новую магистраль, параллельно существующей.

Вместе с тем развитие получат дорожные проекты, которые долгое время не могли быть реализованы. Например, ожидается, что создание транспортного коридора, наконец, поставит точку в затянувшейся на десятки лет истории строительства обхода Нижнего Новгорода.

Две новые дороги

Как уже сказано выше, создание транспортного коридора потребует новых дорог. Первый участок будет пролегать по территории Оренбургской области. На сегодняшний момент точный маршрут прохождения МТК по Приволжскому федеральному округу не известен, специалисты прорабатывают разные варианты, однако границы первого участка уже определены.

Первый отрезок пройдет по маршруту Кумертау – Сарагчин. Для этих целей в федеральное подчинение была переведена региональная автодорога «Оренбург – Соль-Илецк – Акбулак – граница с Казахстаном». Это будет четырехполосная трасса категории IB, протяженностью 190 километров с 44 мостовыми переходами и путепроводом.

Учитывая, что проезд по транспортному коридору будет платным, в качестве бесплатного дублера была предложена федеральная автотрасса «Казань – Оренбург – Акбулак – до границы Республики Казахстан».

А на территории Татарстана новой дорогой планируется соединить две федеральные трассы М-7 «Волга» и М-5 «Урал». В развитие сообщения между Казанью и Оренбургом будет построена дорога «Шали— Бавлы». Трасса начнется с транспортной развязки на автодороге М-7 «Волга» возле населенного пункта Шали, пройдет по мосту через реку Кама у села Сорочьи Горы и закончится у города Бавлы примыканием к автодороге М-5 «Урал».

Государство найдет партнеров Проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства. Правительство Оренбургской области уже заключило соответствующее соглашение о сотрудничестве с Государственной компанией «Автодор». image010_0.jpgОднако, когда именно проект будет реализован, сказать сложно. В марте 2013 года, в рамках рабочего совещания по формированию МТК, которое прошло в Казани, министр транспорта РФ Максим Соколов в качестве ориентировочной даты создания коридора назвал 2020 год. Он отметил, что ход работ может быть ускорен, чтобы успеть к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года. Впрочем, причины усомниться в реалистичности указанных дат имеются.

«В программе долгосрочного развития Госкомпании данного проекта нет, он относится к перспективным проектам, – рассказали корреспонденту «ДорИнфо» в пресс-службе ГК «Автодор». – После того, как проект будет официально передан Госкомпании, будут прорабатываться схемы Государственно-частного партнерства, по которым он будет реализовываться. Сейчас, на предпроектной стадии, Госкомпания заключила несколько меморандумов о сотрудничестве с регионами (Республика Башкортостан и Оренбургская область). Эти рамочные документы направлены на формирование конкретных предложений сотрудничества по проекту Европа – Западный Китай».

Впрочем, не стоит забывать, что за последние годы Госкомпания поднаторела в реализации ГЧП проектов, практикуясь на строительстве магистрали Москва - Санкт-Петербург. Опыт специалистов «Автодора», а также наработки в области концессионных проектов позволят организовать работы быстрее и эффективнее. С точки зрения производственных мощностей Россия также имеет серьезный потенциал в дорожно-строительной отрасли. Как отметил глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, во время этих крупных строек дорожники набрали «мускулы», которые выражаются в опыте работы, наличии техники и рабочей силы. Во многом реализация проекта создания международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай» зависит от активной позиции федеральной власти в лице Минтранса РФ и расторопности местных администраций.

Илья БЕЗРУЧКО

фото: www.europe-china.kz


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений