Власти Ленинградской области завершают первый этап реформы государственных предприятий, отвечающих за содержание региональных дорог

В конце 2017 года в Ленинградской области по инициативе губернатора региона Александра Дрозденко стартовал процесс реорганизации государственных предприятий, отвечающих за содержание региональных трасс. Суть заключается в укрупнении ДРСУ и ДРЭУ, в результате чего должны быть созданы прибыльные, платежеспособные и финансово устойчивые предприятия, способные исполнять контракты не только по содержанию, но и ремонту дорог. Первыми на путь реорганизации встали Бокситогорское, Тихвинское и Лодейнопольское ДРСУ, объединяющиеся под эгидой последнего. Процесс должен завершиться уже после мартовских праздников.

IMG_1493.JPG

Первопроходцы

В настоящий момент в Ленинградской области насчитывается 17 ремонтно-строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ). По поручению губернатора Александра Дрозденко дорожный комитет региона к концу 2018 года должен завершить процесс реорганизации, оставив в области меньше 10-ти управлений. Начать решили с соседних Лодейнопольского, Бокситогорского и Тихвинского управлений, и лидирующая роль здесь отдана первому.

Лодейнопольское ДРСУ является одним из наиболее успешных госпредприятий дорожной отрасли Ленинградской области. Предприятие обслуживает как региональные трассы Лодейнопольского и Подпопожского районов, так и федеральные дороги. В состав ДРСУ входят асфальтобетонный завод и паром на реке Свирь. Бокситогорское и Тихвинское ДРСУ такими успехами похвастаться не могут, поэтому им придется вливаться в команду Лодейнопольского управления. И если Бокситогорское ДРСУ является относительно стабильным предприятием, и даже работало на субподряде у Лодейнопольского по содержанию федеральной трассы, то Тихвинское ДРСУ находится в крайне тяжелом состоянии. «Кредиторка бешеная, убытки бешеные, для меня по крайней мере, я таких не видел, - рассказывает директор Лодейнопольского ДРСУ Виктор Фёдоров. - Судя по финансово-экономическому положению дел в Тихвинском ДРСУ, которое есть на сегодняшний день, нам придется их фактически спасать, дела у них тяжелые. И с их долгами расплачиваться тоже придется, но для этого и они должны будут принять участие в зарабатывании денег. Чудес же не бывает».

IMG_1473.JPG

1 марта в налоговую службу были поданы документы на ликвидацию Бокситогорского и Тихвинского ДРСУ с последующей их регистрацией на базе Лодейнопольского. После мартовских праздников произойдет ликвидация счетов двух управлений, и процесс объединения будет завершен.

«Реорганизация сама по себе дело хорошее, но тревожное. У нас этот опыт есть, в 2009 году к нам присоединили Подпорожское ДРСУ. Болезненно до сих пор, но та реорганизация получилась. Мы и на тот момент работали стабильно и с прибылью, и технологии у нас были современные, а у подпорожцев наоборот, они были убыточными, на дорогах полное безобразие, по всем статьям одни минусы», - вспоминает Виктор Фёдоров.

Люди не должны пострадать - это главная позиция директора Лодейнопольского ДРСУ в текущей реорганизации, поэтому сокращение штата он не предусматривает. Даже в зарплате никто не потеряет. «Мы уже встречались с мастерским составом, машинистами грейдеров, КДМщиками, там отличные специалисты. Но пока понимание дел очень поверхностное, нужно начать вместе работать, и у нас должна быть команда», - говорит Фёдоров.

Секрет Лодейнопольского ДРСУ

Лодейнопольское ДРСУ было образовано в 1976 году после объединения ДСУ-1 и ЛУАД. Их предшественник - ДЭУ-47 - начал свою деятельность после войны, когда в районе практически не существовало автомобильных дорог: весной и осенью до Ленинграда можно было добираться неделю. Из техники имелась лишь автомашина ГАЗ-51. В 1960-1970-х годах появился СУ-881, начал работу асфальтобетонный завод. Дороги с асфальтобетонным покрытием постепенно соединили Лодейнопольский район с Ленинградом, Карелией и соседними районами - Волховским, Тихвинским, Подпорожским.

Сегодня госпредприятие «Лодейнопольское ДРСУ» охватывает своей деятельностью два района: Лодейнопольский и Подпорожский. В штате насчитывается 260 человек, которые обслуживают почти 2 тыс. км автомобильных дорог, 400 км из которых - федеральные. Это единственное управление в Ленобласти, являющееся генподрядчиком по содержанию федеральных трасс. В собственности ДРСУ более 100 единиц техники, асфальтобетонный завод, два песчаных карьера, также есть свой причал, где управление принимает корабли с щебнем, отсевом и солью. На ремонтной базе специалисты ДРСУ самостоятельно выполняют сварочные, токарные работы, перебирают и ремонтируют двигатели и коробки передач. Все эти показатели и цифры достигались годами собственным трудом, практически всю технику на десятки миллионов рублей ДРСУ ежегодно закупало на собственные средства.

IMG_1319.JPG

IMG_1384.JPG

«Начиналось всё много лет назад, когда только внедрялись БЦМ, в тот период мы работали почти во всех районах области по заявкам тогда еще «Севзапуправтодора», и тем самым зарабатывали на стороне, позволяли себе что-то покупать. В дальнейшем мы старались выходить на аукционы и побеждать в них, опять же, чтобы зарабатывать. Плюс подобралась команда специалистов и профессионалов, с которыми можно без оглядки решать производственные дела», - рассказывает Виктор Фёдоров.

Каждый год Лодейнопольское ДРСУ старается выходить на все торги и аукционы, даже если заранее знает, что с определенными работами справиться не сможет. В таком случае можно заключить договор субподряда, и это всё равно будет выгоднее для Управления.

«Контрактные цифры везде учитываются, и потенциал наш растет. К тому же отшлифовывается профессионализм работников. Летом у нас каждый аукцион на контроле», - отмечает директор ДРСУ.

Смелость и опыт позволили предприятию 5,5 лет назад выйти на конкурс «Севзапуправтодора» (ныне ФКУ Упрдор «Северо-Запад») по содержанию федеральных трасс Р-21 «Кола» и А-114 «Вологда - Новая Ладога» в Ленинградской области и заключить соответствующий контракт на 1,8 млрд рублей. На трассе Р-21 Управление содержит участок с 95-го км по 261-й км: участок в Волховском районе Ленобласти находится на субподряде у организации «РемСЭД» (бывшее Волховское ДРСУ), участком с 178-го км по 261-й км и 12-ю км подъездной дороги к Лодейному Полю занимается Лодейнопольское ДРСУ. Трассу А-114 ДРСУ содержит от населенного пункта Юшково в Волховском районе до границы с Вологодской областью.

IMG_1466.JPG

IMG_1439.JPG

«Из всех ДРСУ только наше смогло выйти на аукцион по федеральным трассам, поскольку ни одному бы из управлений банк не предоставил 86 млн рублей в качестве обеспечения заявки. У нас же была хорошая кредитная история, и банк нас поддержал. Летом этот контракт заканчивается, мы будем пытаться заполучить его вновь. Готов даже в Москву поехать, чтобы добиться этого контракта. У нас всё заточено под это, вся техника, которую в последние годы приобретали, используется под чистую соль, которую применяют только при содержании федеральных трасс, на региональных она почти не используется», - поясняет Виктор Фёдоров.

В скором времени ряды федеральных трасс на территории Ленинградской области может пополнить и дорога «Лодейное Поле - Вытегра». Передача должна была состояться еще в конце 2017 года, однако что-то поменялось, и сейчас, по словам Федорова, процедура отложена до мая. «Будем стремиться заниматься ее содержанием, она наша родная дорога», - говорит директор Лодейнопольского ДРСУ.

Предприятие стремится стать и многопрофильной компанией, способной осуществлять весь комплекс работ по ремонту и строительству дорог. В арсенале ДРСУ уже есть современная база по асфальтоукладке с асфальтоукладчиком Vogele Super 1600, катками фирм Hamm и «Раскат» и другой техникой. В собственности ДРСУ есть и асфальтобетонный завод, который Управление реанимировало, вложив немалые средства. Это завод модели ДС-168, где была заменена вся автоматика, электрика, сделана компьютеризация. Он работает на уровне современных АБЗ, в смену может давать 800 тонн асфальта.

IMG_1515.JPG

IMG_1525.JPG

Свои потребности по асфальтобетону ДРСУ сейчас закрывает полностью, однако под завод не хватает объемов и больших ремонтов. Управление готово выполнять ремонтные работы на региональных и федеральных трассах, но пока заполучить такие контракты тяжело. Зато с муниципальными образованиями ДРСУ работает очень тесно, поскольку из областного бюджета ежегодно выделяются средства на ремонтные работы. В частности, в 2018 году на эти цели направят 230 млн рублей.

В управлении Лодейнопольского ДРСУ находится уникальная и единственная на Северо-Западе паромная переправа через реку Свирь в поселке Вознесенье, которая входит в состав дороги «Петрозаводск - Ошта» и связывает Республику Карелия с Ленинградской областью. Паром был построен и запущен в 2015 году, он способен перевозить до 8-ми трехосных самосвалов типа «КАМАЗ» без груза или 16 легковых автомобилей. Ежедневно паром выполняет 15 рейсов и в летнее время востребован на все 100%. Переправа носит имя «Аркадия Филатова» - героя Великой Отечественной войны, служившего в дорожном батальоне, обеспечивавшим Дорогу Жизни во время войны.

IMG_1643.JPG

Риски реорганизации

Рассказывая про реорганизацию ДРСУ, директор Лодейнопольского управления Виктор Фёдоров неоднократно упоминает слово «болезненно», и это не случайно. Мысль, что успешное дорожное предприятие может стать жертвой спасения нескольких проблемных, возникает невольно. Тем более, и у прибыльного Лодейнопольского ДРСУ сложностей хватает.

«В последнее время возросло количество проверок, практически ни одного дня без них: налоговая, прокуратура, ГИБДД, Роспотребнадзор, земельный надзор, пожарники. Техника офисная уже не выдерживает нагрузки, такие кипы бумаг печатаем», - говорит Виктор Фёдоров, связывая эти многочисленные проверки с тем, что сегодня в районе почти не осталось крупных предприятий, кроме ДРСУ.

При этом у пользователей дорог претензий к трассам в Лодейнопольском и Подпорожском районах почти нет. Кто приезжает в Ленобласть из соседних Вологодской области и Республики Карелия, чувствует разницу. «Ярчайший пример - неделю назад, когда были сильные снегопады, наш грейдер разворачивался на съезде с федеральной трассы и забуксовал, колесом провалился за бровку обочины. Остановился транзитник с Мурманской области, и водитель сказал: «Из-за того, что дороги у вас в таком состоянии хорошем, я помогу и выдерну». И этим всё сказано», - отмечает Фёдоров.

Еще одна проблема ДРСУ - недофинансирование. Лимитов, которые доводятся до управлений, не хватает на всё, при этом есть первоочередные работы, на которые направляется львиная доля средств: ямочный ремонт в летний период из-за общего недоремонта и заготовка противогололедных материалов. На такие работы как окашивание, вырубка кустарников, замена дорожных знаков остаются копейки. По оценке Федорова, процент недоремонтов на региональных дорогах сегодня составляет порядка 60%, а при неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и содержать дорогу сложнее.

IMG_1502.JPG

Дорожные предприятия тянет вниз и неликвидное имущество, которое приходится содержать и охранять, не имея возможности продать. В этом вопросе ДРСУ очень ждут поддержки от областных чиновников, как и в вопросе уменьшения различных бюрократических процедур.

«Сама реорганизация задумана для успешной дальнейшей работы, но при этом должна быть единая команда, общие цели и желание. При раздрае ничего не получится. Если реорганизация пойдет по тому же пути, что и с Подпорожьем, то всё получится. Потенциала нашего ДРСУ и Бокситогорского должно хватить, чтобы вытащить из болота Тихвинское ДРСУ. У нас используются более современные и мощные машины, импортные установки для соляных растворов и так далее. Всё это надо внедрять туда, повышать ответственность людей. У Бокситогорского ДРСУ есть хороший карьер и дробильная сортировка», - говорит директор Лодейнопольского ДРСУ, отмечая, что при объединении может получиться более успешно работать на аукционах, на ремонтных работах, где можно именно зарабатывать. К тому же появится возможность мобилизации большего количества техники и людей для оперативного решения тех или иных задач и проблем. Этого и хотят добиться областные власти.

Дарья Кильцова

Фото: автора 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789