Портал «ДорИнфо» попытался разобраться, почему одно из крупнейших мостостроительных предприятий страны оказалось почти на грани банкротства, и сумеет ли «Сибмост» выбраться из этого состояния

С 2016 года про одну из ведущих строительных компаний России в области сооружения мостов и путепроводов - «Сибмост» - стали появляться тревожные новости: срыв сроков сдачи некоторых объектов, судебные споры с администрацией Новосибирска, продажа акций компании. Уже в начале 2017 года стало понятно, что «Сибмост» ищет новых акционеров, осенью сделка по продаже акций состоялась, однако проблемы компании это полностью не решило - нависла угроза потери контрактов. Портал «ДорИнфо» попытался разобраться, почему одно из крупнейших мостостроительных предприятий страны оказалось почти на грани банкротства, и сумеет ли «Сибмост» выбраться из этого состояния.

История «Сибмоста»

История «Сибмоста» началась еще в 1945 году, когда в Днепропетровске был образован трест «Мостострой №2». Предприятие капитально восстанавливало мосты, разрушенные в период Великой Отечественной войны, и строило новые объекты. В 1953 году «Мостострой №2» переехал в Новосибирск, после чего началось постепенное развитие компании в мощнейшую производственную структуру, выполняющую огромный объем мостостроительных работ на территории от Урала до Дальнего Востока. В 1993 году «Мостострой №2» был преобразован в АО «Сибмост».

За свою историю «Сибмост» в России и странах СНГ построил свыше 4100 мостов и путепроводов общей длиной более 400 километров, в том числе - 9 мостов через реку Обь, 3 моста через реку Иртыш, 5 мостов через реку Енисей, 3 моста через реку Томь. Среди этих объектов есть те, что были отмечены ЮНЕСКО в сборнике «Мостостроение мира». В частности, это мост через Старый Днепр в Запорожье, который имеет рекордный ж/б арочный пролет длиной 228 метров, совмещенный мост через реку Норильская - самый северный в мире из больших мостов за 69 параллелью, первый городской мост через реку Енисей в Красноярске - он был отмечен уникальной технологией монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн, а также второй городской мост через реку Енисей, балочный пролет которого имеет рекордную длину - 200,2 метра.

За последние годы специалисты «Сибмоста» ввели в эксплуатацию немало объектов федерального значения. Это и Северный обход Новосибирска с мостом через Обь, и 5-километровый мост через Баргузин в Бурятии, самый крупный инфраструктурный объект в Республике Саха (Якутия) - мост длиной 389 м на реке Восточная Хандыга, и мост через реку Томь в Кемерове - самый широкий за Уралом, и обход Бийска с транспортной развязкой и путепроводом (протяженностью 9 км) в Алтайском крае. В 2014 году в Новосибирске «Сибмост» завершил строительство третьего моста через Обь, в 2015 году был сдан в эксплуатацию 4-й автодорожный мост через Енисей в Красноярске с двумя транспортными развязками и 2-километровый мостовой переход через реку Алдан в Якутии.

Казалось бы, подрядчику с таким опытом и постоянными государственными заказами ничего плохого не грозит, однако с 2016 года начались проблемы.

Как всё стало рушиться

До 2016 года дела у компании «Сибмост» шли неплохо, хоть и количество заказов в последние несколько лет уменьшалось. В 2016-м стали появляться новости о том, что подрядчик срывает сроки работ на разных объектах. В частности, в Красноярске на развязке на 2-й Брянской улице сдача работ переносилась неоднократно. Проблемным стал и Бугринский мост через Обь в Новосибирске. «Сибмост» требовал у мэрии Новосибирска возместить убытки, а именно 2,5 млрд рублей, понесенные компанией из-за затягивания сроков выделения участка под строительство Бугринского моста через Обь еще в 2014 году, однако процесс затянулся. В начале 2017 года суд завершился не в пользу «Сибмоста». Всё это сказалось на финансовом положении компании. Ту непростую ситуацию, в которой оказался «Сибмост», в компании объясняют общей негативной ситуаций в отрасли.

«Сегодня «Сибмост», как и многие другие предприятия дорожно-строительной отрасли, переживает тяжелые времена. Причиной финансовых проблем многих компаний стала общая негативная ситуация в отрасли - в 2016 году объем заказов, который был подтвержден контрактами, сократился на 50%. Еще одним негативным фактором, послужившим ухудшению финансово-экономического положения предприятий дорожной отрасли, стали проблемы в системе ценообразования в транспортном строительстве. Это привело к резкому сокращению рентабельности многих объектов, что связано с увеличением затрат на их строительство, скачкообразным ростом цен на основные строительные материалы», - прокомментировал порталу «ДорИнфо» президент АО «Сибмост» Сергей Титов.

По мнению вице-президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» по Сибири и Дальнему Востоку Владимира Ульянова, вина есть и в действиях самой компании.

«Рынок дорожно-строительных работ в последние годы, к сожалению, не увеличивался, а такой мощной организации как «Сибмост» его рост крайне необходим. Из-за ошибок в стратегии самой организации (направленность только в дорожное строительство и т.п.), в том числе финансовой, она оказалась в сложной ситуации: авансирование заказчиком работ прекратилось, а «Сибмост» уже был закредитован», - поясняет Владимир Ульянов, добавляя, что участие в строительстве объектов, значимых для всей страны, стало крахом для многих организаций.

Угроза потери госконтрактов

Во второй половине 2017 года стало понятно, что «Сибмост» может лишиться нескольких государственных и крупных контрактов, поскольку на объектах наблюдались серьезные отставания по срокам. В частности, одним из таких объектов был мост через реку Чумыш на трассе Р-256 «Чуйский тракт» в Алтайском крае. Изначально завершить строительство моста должны были в конце осени 2017 года, но позже срок был перенесен на 2018 год. В ФКУ Упрдор «Алтай» это связывают с тем, что подрядчик не в полном объеме выполнил обязательства контракта в 2016 году. Еще в сентябре прошлого года с «Сибмостом» не собирались расторгать контракт, поскольку полагали, что ситуация после продажи компании может измениться. В 2018 году в Упрдор «Алтай» уже не исключают возможность смены генподрядчика.

«В случае его (календарного графика - прим. ред.) невыполнения в период с января по март 2018 года, ФКУ Упрдор «Алтай» намерено начать процедуру расторжения контракта с АО «Сибмост», сотрудники управления готовят соответствующие документы», - прокомментировали «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ.

И если в Управлении «Алтай» еще только собираются обратиться в суд, другое Управление - «Сибирь», уже сделало это. В конце 2017 года в Арбитражный суд было подано исковое заявление о расторжении контракта генподряда с «Сибмостом» на строительство Восточного обхода Новосибирска. Причина - нарушение условий качества выполнения работ и сроков, судебное заседание назначено на 12 февраля. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в Росавтодоре, в стадии расторжения находится еще один контракт с «Сибмостом» - на реконструкцию трассы Р-257 «Енисей» (Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией) на участке с 389-го км по 397-й км в Республике Хакасия из-за отсутствия ведения дорожных работ на объекте.

По ситуации с Восточным обходом Новосибирска в «Сибмосте» поясняют, что отставание по срокам произошло из-за проблем с субподрядчиками. В 2013 году «Сибмост» по согласованию с заказчиком привлек на часть работ субподрядчика - ООО «СуммаСтройгрупп», впоследствии переименованную в Группу компаний «Инфраструктура». С этой компанией был заключен договор на производство строительных работ. «Инфраструктура» в свою очередь привлекла еще раз субподрядных организаций. Из-за срыва календарного графика в 2014 году было решено расторгнуть контракт с «Инфраструктурой».

«Кроме того, в связи с невыполнением ГК «Инфраструктура» своих обязательств перед АО «Сибмост» мы вынуждены были обратиться в УЭПиПК ГУВД по Новосибирской области с заявлением о мошеннических действиях при строительстве данного объекта. В настоящее время Главным Следственным управлением по НСО рассматривается материал в отношении руководства ООО ГК «Инфраструктура» и решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 159 ч. 4 УК РФ. Неотработанные авансы и сорванные графики потребовали корректировки проекта. В итоге - ввод первого пускового комплекса перенесли с 2017 года на 2020 год», - поясняют в «Сибмосте».

На сегодняшний день авансы за «Инфраструктуру» отработал «Сибмост», на объект привлечен новый субподрядчик - АО «Автодор» из Кемерова, дорожники работают 3-й месяц. Также «Сибмост» ищет дополнительных подрядчиков и уверен, что заказчик с ним не будет расторгать контракт. «Практически все наши объекты возводятся на федеральные деньги. Сегодня нет разговора о том, что заказчики собираются расторгнуть контракты с нами. Мы работаем», - заверили портал «ДорИнфо» в компании «Сибмост».

Всего же в настоящее время у «Сибмоста» 7 контрактов с подведомственными Росавтодору федеральными казенными учреждениями на общую сумму 28 млрд 118 млн рублей. Это 3 контракта с ФКУ «Байкалуправтодор»: строительство и реконструкция автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае на участке с 1045-го км по 1061-й км (обход Канска), реконструкция трассы Р-257 «Енисей» на участке с 389-го км по 397-й км в Хакасии, а также строительство участка с 232-го км по 234-й км на этой же трассе в Красноярском крае. Еще два контракта заключены с ФКУ «Сибуправтодор»: обход Мариинска на трассе Р-255 «Сибирь» в Кемеровской области и Восточный обход Новосибирска. Еще по одному контракту заключено с Упрдор «Алтай» - реконструкция моста через Чумыш в Алтайском крае и с Упрдор «Вилюй» - строительство моста через реку Марха на 756-м км трассы А-331 «Вилюй» в Республике Саха (Якутия).

Кроме тех контрактов, которые в данный момент находятся в стадии расторжения, имеются отставания по строительству Мариинска, отмечают в Росавтодора. Также в федеральном ведомстве опасаются, что не будет освоен лимит на 2018 год по строительству моста через реку Марха.

«Сегодня «Сибмост», несмотря на сложную экономическую ситуацию, продолжает работы по своим объектам. В настоящее время нами реализуются крупнейшие проекты, самыми значимыми из которых, безусловно, являются: строительство Восточного обхода Новосибирска, обходов городов Канска и Мариинска, строительство мостового перехода через р. Марха в Якутии, реконструкция аэропорта Кызыла, строительство крупных объектов в Республике Алтай, Красноярском крае, в Алтайском крае, Новосибирской области, Хакасии. Работают все филиалы и подразделения компании, жестко соблюдается контроль за качеством работы и сроками ее выполнения. Работы на объектах ведутся собственными силами и силами дорожных организаций», - заверяют в «Сибмосте».

Можно ли спасти «Сибмост»?

В сентябре 2017 года состоялась продажа акций АО «Сибмост». Контроль над компанией получило московское «Объединенное мостостроительное предприятие» (ОМП), созданное весной 2017 года структурами Сбербанка, АФК «Система» и «Звенигородской ДСК». Ранее же 100% акций компании владели Альберт и Владислав Кошкины. По данным ТАСС, к сделке имеет отношение и саратовский «Волгомост» Туфана Садыгова, который сейчас, к слову, находится на стадии банкротства.

Как предполагает Владимир Ульянов, тяжелая ситуация, в которую попал «Сибмост», могла произойти по злому умыслу определенных групп бизнеса. Все организации, которые приобретал Садыгов (ООО Фирма «РУСЛАФАЛЬТ», ООО «Автодор-Ккб Звенигород», ЗАО ПП «Устой», АО «Волгомост» и другие), становились банкротами, но до этого он акциями этим компаний входил в следующие приобретения.

Ожидалось, что со сменой владельца дела у «Сибмоста» улучшатся. Как отмечают в самой компании, она продолжает выполнять взятые на себя обязательства и постепенно рассчитывается с кредиторами. В частности, 25 декабря 2017 года состоялось судебное заседание, на котором рассматривалось дело о банкротстве компании, по итогам которого было заключено мировое соглашение.

«Производство по заявлению ООО «Флорида» о признании банкротом АО «Сибмост» прекращено. Погасить долг мы намерены в течение 36 месяцев с даты выдачи судебного постановления на руки. Это не первое мировое соглашение, заключенное компанией. Ранее мы заключили соглашение о добровольном исполнении судебного решения с банком «Акцепт», в 2016 году - с Сургутнефтегазбанком», - говорит Сергей Титов, отмечая, что в 2017 году компания работала в условиях недостаточного финансирования и не всегда имела возможность укомплектовать строительные площадки материалами и металлом в нужных объемах.

«Тем не менее, по ряду объектов нам удалось выправить ситуацию, отработать авансы и обеспечить выполнение. Наступил 2018 год. Подготовлены календарные планы производства работ, идет согласование с заказчиками», - сообщил Титов.

Отметим, что дело о банкротстве «Сибмоста» рассматривалось в суде с июля 2016 года. Иски о признании компании банкротом подавали около двух десятков кредиторов, крупнейший из которых - Сбербанк с долгом более 4,6 млрд рублей.

В конце 2017 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о переводе ряда объектов «Сибмоста» на казначейское сопровождение. В этот перечень вошли площадки строительства моста через реку Чумыш в Алтайском крае, обход города Мариинска в Кемеровской области, Восточный обход Новосибирска. Ранее мостовой переход через реку Марха в республике Саха (Якутия) был также взят на казначейское исполнение.

Казначейское сопровождение контрактов - это контроль органов Федерального казначейства за правильным использованием целевых средств, выделяемых на исполнение контракта по поставке товаров, выполнению работ для федеральных нужд. «Для нас это означает своевременность расчетов с поставщиками за материалы, с подрядчиками - за выполненные работы. Что в конечном итоге положительно отразится на выполнении календарных графиков производства работы», - уверены в «Сибмосте».

Однако не все разделяют эту уверенность. «Казначейское сопровождение позволяет контролировать финансовую деятельность организации и гарантировать субподрядчикам получение денежных переводов за выполненные работы. Однако существует риск отставания от календарного графика», - переживают в Упрдор «Алтай».

При этом президент компании «Сибмост» Сергей Титов делает положительный прогноз на будущее: «Предопределен организационный механизм выхода из ситуации. Наша работа не только не прекращена, но и продолжается. Росавтодор, довольно щепетильно и очень требовательно подходящий к выбору исполнителей госконтрактов, продолжает доверять нам развитие крупных инфраструктурных проектов в регионах».

Ряд экспертов считает, что если «Сибмост» уйдет со строительного рынка Сибири, то в регионе не останется крупных строительных подрядчиков. В таком случае госконтракты достанутся компаниям из других регионов, например, ДСК «Автобан». По мнению Ульянова, в нынешних условиях фактического отсутствия рынка работ, уход «Сибмоста» не очень скажется на отрасли в целом. Его место займет «Мостотрест» или кто-то еще, кто купит остатки компании.

Добавим, Владимир Ульянов из АСПОР на сегодняшний день видит только два важных момента в вопросе выправления ситуации «Сибмоста»: организаторские способности Сергея Титова, который был избран президентом компании весной 2017 года (до этого он возглавлял министерство транспорта Новосибирской области), и самое главное - поддержка Сбербанка во всем: финансирование, лоббирование в Правительстве интересов «Сибмоста».

Дарья Кильцова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789