Подробнее о ситуации вокруг несанкционированных ледовых переправ, а также о безопасном поведении на ледовых переправах читайте в материале ДорИнфо
Для сибирских и дальневосточных регионов России ледовые переправы являются таким же неотъемлемым атрибутом дорожного движения, как любая асфальтовая дорога в центральной России. И новостями о провале того или иного транспортного средства под лед сибиряков не удивишь, в отличие от жителей тех регионов, где зимой порой даже людям запрещают выходить на лед. В начале 2018 года на федеральный уровень вышло чрезвычайное происшествие, случившееся на реке Лена в Иркутской области, где в одном районе за неделю ко дну пошли несколько большегрузных автомобилей. Все случаи произошли на несанкционированных переправах. Ситуацией серьезно обеспокоились спасатели, обвиняя в бездействии местных чиновников.
ЧП на Лене
С 3 по 8 января 2018 года в Иркутской области было выявлено более 300-т мест возможного выхода людей и выезда транспорта на лёд. Все съезды на опасные участки водных объектов были срочно перекрыты, однако это не остановило некоторых водителей, которые в попытке сократить путь выезжали на лед, рискуя собственной жизнью. Уже 10 января на реке Лена вблизи населённого пункта Кривая Лука (Киренский район) под лёд ушли два грузовых автомобиля «Урал», автокран и автоцистерна, которые попытались пересечь реку в неположенном месте.
Спасателям региона о происшествии стало известно только на следующий день - 11 января. Собственник автомобилей почему-то решил не сообщать об этом сразу, однако на месте аварии произошел разлив нефтепродуктов. Для сбора нефти на месте работала вакуумная машина АКМ-10. Зачистка и абсорбирование места разлива нефтепродуктов окончились лишь 15 января.
Уже тогда начальник ГУ МЧС по Иркутской области Валентин Нелюбов обратился с вопросом к местной администрации, поскольку чиновники не могли не знать о существовании нелегальной переправы в своем поселении, как и о потребности в ее обустройстве, но не предприняли никаких мер. К слову, общая сумма, которую владельцу провалившихся автомобилей придется заплатить по штрафу и за мероприятия по ликвидации последствий происшествия, в сотни раз больше суммы, необходимой на обустройство официальной ледовой переправы.
Однако не успели спасатели полностью разобраться с одним ЧП, как произошло еще одно - ко дну ушел 25-тонный трактор, который собирался вытащить затонувшие грузовики. Это произошло вечером 15 января. «Вместо того, чтобы принять максимум мер к незамедлительной ликвидации всех несанкционированных проездов по зимним водоёмам, руководство штаба по ликвидации последствий происшествия на Лене принимает странное решение - выгоняют на реку 25-тонный трактор, который тоже идёт ко дну», - сообщали тогда спасатели.
В Управлении МЧС региона уже перестали стесняться в выражениях в адрес чиновников администрации Киренского района, поскольку, со слов спасателей, местные власти просто-напросто проигнорировали их рекомендации об усилении борьбы с нелегальными ледовыми переправами.
«Остаётся открытым вопрос, успеет ли местная власть утопить всю тяжёлую технику в районе, прежде чем услышит призывы сотрудников МЧС России плотно заняться вопросами безопасности на водных объектах?» - задавались вопросом в МЧС.
Позже на реке Лена возле деревни Ичера затонуло еще одно транспортное средство - трактор ДТ-75, принадлежащий одному из фермерских хозяйств. Известно, что мужчина исполнял свои трудовые обязанности, связанные с заготовкой древесины. Этим случаем заинтересовались в следственных органах. Киренский межрайонный следственный отдел Следственного управления СК РФ по Иркутской области начал доследственную проверку по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека).
В общей сложности в Киренском районе при обследовании акватории реки с вертолета было выявлено 12 несанкционированных переправ, а по всему региону - 87 мест выезда автотранспорта на лед вне официальных переправ. На особый контроль взяты территории 248 населенных пунктов Приангарья, в районе которых наиболее вероятен выезд автотранспорта на лед. При этом, как отмечает главный государственный инспектор Иркутской области по маломерным судам Дмитрий Миронов, в числе выявленных несанкционированных съездов на лед есть объекты вполне пригодные для официального введения их в эксплуатацию, однако органами местного самоуправления не были предприняты даже попытки к обследованию и открытию переправ.
Добавим, что первые два «Урала» 23 января еще находились на дне Лены. Из-за аномально низких температур в регионе аварийно-спасательные работы на некоторое время приостанавливались. 26 января спасателям удалось достать со дна реки автокран, готовится крановая установка для подъема автоцистерны. Операция по извлечению тяжелой техники из воды осложняется морозами - работы можно проводить только во второй половине дня. На месте трудятся 66 человек, 18 единиц техники.
Ситуация в соседних регионах
В Сибири, на Урале и Дальнем Востоке при ревизии ледовых переправ, где была задействована авиация МЧС, только за неделю, с 15 по 21 января, было обнаружено почти 400 неофициальных автомобильных выездов на лёд. Из них 243 однозначно подлежат закрытию. Там уже выставлены запрещающие знаки, ликвидируются подъездные пути, сооружаются искусственные заграждения, дежурят посты наблюдения. В других 99 случаях специалисты рекомендуют муниципалитетам оборудовать переправы в соответствии с требованиями безопасности и получить разрешение на их официальную эксплуатацию.
Из 27-ми регионов Сибири, Урала и Дальнего Востока больше всего самодельных дорог по зимним водоёмам выявлено в Иркутской области (72), в Хакасии (50), Туве (38), Новосибирской области (31), Хабаровском крае (29), Томской области (27), Приморском крае (26). Одна нелегальная ледовая переправа выявлена на Сахалине, по две - в Забайкальском крае и Якутии, по три - в Камчатском крае и Магаданской области.
Среди регионов, где несанкционированных ледовых переправ не было обнаружено вовсе, отмечаются Курганская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Кемеровская область, Еврейская автономия и Чукотка.
Одно из последних происшествий на водных объектах страны произошло в Амурской области, где на Зейском водохранилище ночью 25 января задними колесами провалился под лед самосвал Shacman, перевозивший пиломатериалы. Это случилось между поселками Хвойный и Горный, где выезд на лед запрещен. Задние колеса грузовика застряли в образовавшейся трещине, что и привело к ЧП. Обошлось без сострадавших.
К слову, нередко несчастные случаи происходят на официально открытых ледовых переправах, однако водители транспортных средств почему-то пренебрегают максимально разрешенной грузоподъемностью. Так, в Республике Коми 12 января 2018 года на ледовой переправе «Печора - Озёрный», которая выдерживает транспорт весом не более 10-ти тонн, провалился 40-тонный МАЗ. Поскольку глубина в месте провала была не очень большой, машина полностью не ушла под воду, водитель остался жив.
Теплая зима
В ряде регионов в начале зимнего сезона специалисты отмечали аномально теплую температуру воздуха для этого времени года, что порой тормозило работы по обустройству ледовых переправ. Так было, например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В 2016 году первые зимние дороги в регионе заработали уже 30 ноября, а в 2017 году 15 ноября специалисты ГУ МЧС округа не давали даже приблизительных прогнозов появления ледовых переправ, на тот момент велись только подготовительные работы. К середине декабря прошлого года на зимних дорогах Югры было выполнено только 52% запланированных работ, хотя годом ранее уже было открыто движение транспорта по 12-ти ледовым переправам.
В Ямало-Ненецком автономном округе 13 января специальная комиссия посчитала, что зимник «Салехард - Надым» соответствует всем нормативным требованиям, и по нему можно запускать движение. Но уже 15 января дорогу пришлось закрыть - изменились погодные условия, из-за потепления плотность полотна снизилась, и проезд по ледовой переправе стал небезопасным. К слову, годом ранее переправа уже работала в декабре.
Аномальная ситуация с образованием льда на водоемах сложилась и в Северо-Западном федеральном округе. Из-за постоянных перепадов температуры ледовое покрытие не образовалось, например, на водоемах Санкт-Петербурга и Ленобласти. О выезде на лед транспортных средств здесь речи и не ведется, однако такой запрет есть для людей. Предполагалось, что запрет выхода на лед будет действовать до 15 января, но губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко пришлось продлить его до 1 февраля.
«В связи с неустойчивыми показателями температуры воздуха, постоянно меняющимися с «минуса» на «плюс», образования надежного ледового покрытия практически не происходит. Становление ледового покрытия в осенне-зимнем периоде 2017-2018 гг. проходит до настоящего времени», - пояснили порталу «ДорИнфо» в Главном Управлении МЧС по Ленинградской области.
Однако людей это не останавливает. Отмечается, что зимой основное количество происшествий со смертельным исходом на водных объектах приходится как раз на период становления льда и его активного таяния. С начала 2018 года на водных объектах Ленобласти уже было пять происшествий, в которых погибли три человека, двое из них провалились под лед. Основными же причинами гибели людей в зимний период являются выезд граждан на автотранспорте на лед для отдыха и рыбалки, выход рыбаков на неокрепший лед, отрыв припайного льда вместе с рыбаками. Так, 21 января несчастный случай с рыбаками произошел на Финском заливе в районе Петергофа (Санкт-Петербург) - под лед провалился снегоход с двумя людьми. В итоге один из рыбаков погиб.
Правила переезда через ледовую переправу
Главным образом автомобилистам стоит помнить, что выезд на лед разрешен только в специально подготовленных для этого местах, выезжать на лед в несанкционированных местах очень опасно. Специалисты проделывают немалую работу при строительстве ледовых переправ, и после этого каждая подвергается испытаниям на прочность и безопасность, проходит техническое освидетельствование. Только после того, как эксперты признают ледяную дорогу пригодной к эксплуатации, она может использоваться для передвижения людей, для проезда транспорта.
При передвижении по ледовым переправам необходимо соблюдать основные правила:
· Выезжать на лёд нужно медленно, без толчков и торможений, со скоростью не более 10 км/час;
· Скорость движения по переправе не должна превышать 20 км/час, дистанция между движущимися машинами - не менее 30 м;
· Перед выездом на лёд необходимо отстегнуть ремни безопасности, опустить стекла;
· На ледовой переправе запрещено допускать остановки, рывки, развороты, обгоны автомобилей и заправку их горючим;
· Нельзя допускать нагрузки, превышающие грузоподъемность льда;
· Перемещение транспортных средств при плохой видимости (туман или пурга) осуществлять не рекомендуется;
· Запрещается проезд по переправе рейсовых автобусов с пассажирами и автомобилей, перевозящих группы людей. Пассажиры должны быть высажены перед въездом на переправу.
Ежегодно сотрудники МЧС привлекают сотни людей и единиц техники для обеспечения безопасности на водных объектах, однако на деле выходит, что этого недостаточно. Информационные щиты, запрещающие выезд на лед, а также профилактические мероприятия пользы приносят тоже мало. В ГУ МЧС по Ленинградской области полагают, что необходимо не только принимать запреты выхода/выезда на лед, но и обеспечивать их выполнение, пресекать нарушения и проводить административную работу. К слову, за выезд на лед в неположенном месте полагается административный штраф. Одной из мер может стать установка видеонаблюдения, возможно, тогда автомобилисты побоятся быть замеченными. Такая практика уже применяется в Республике Саха (Якутия), однако только на официальных переправах. Так власти рассчитывают пресечь попытки автомобилистов выезда на лед до открытия переправы.
Дарья Кильцова