Правительство страны поставило задачу не растерять накопленный во Владивостоке и Сочи потенциал и направить его на реализацию крупных объектов. Скорее всего, возведение моста в районе Якутска станет началом нового масштабного строительства.

«Наконец-то!» - возликовали якуты, автомобилисты и возможные подрядчики. Мост через реку Лена в районе столицы республики Саха точно будут строить. Об этом недвусмысленно заявил Министр транспорта РФ Максим Соколов во время презентации инвестиционного проекта в формате road show, которое состоялось в Москве 14 августа 2013 года.

«В разработке проекта активное участие принимали Минтранс, Минфин, Минрегионразвития, - заявил Максим Соколов. - 2 апреля 2013 года проект был утвержден в Правительстве России. Теперь мы проводим road show – презентацию проекта потенциальным участникам конкурса. И это является дополнительным доказательством нашего намерения его реализовать».

Road show – это не просто презентация, а начало конструктивного диалога с потенциальными подрядчиками, которые будут проектировать, строить и в течение 8 лет эксплуатировать мостовой переход. В этом мероприятии приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, а также крупнейшие российские и зарубежные компании инфраструктурного строительства, банки. В рамках презентации разработчики концессионного соглашения подробно представили технические, юридические и финансовые аспекты проекта.

Необходимые дополнения

Зачем организовывать такое собрание? Проект уже одобрен на правительственном уровне – 2 апреля 2013 года было подписано соответственное Постановление, а 21 июня, в рамках форума ПМЭФ-13 состоялась его презентация. К тому же, по словам Романа Старовойта потенциальные подрядчики не просто заинтересовались проектом. Представители компаний с апреля постоянно наносят визиты в Росавтодор для разного рода уточнений и получения информации. Почему не устроить привычный конкурс и через аукцион не выбрать подходящую компанию?

Большие деньги, большая ответственность, отсутствие опыта строительства таких объектов. Эти факторы не позволяют провести стандартную процедуру. Проект строительства моста через Лену для Росавтодора станет одним из первых, реализованных по принципу «контрактов жизненного цикла». А проведение road show необходимо, чтобы оптимизировать проект: договориться со строителями, проектировщиками и финансистами о цене, уточнить, на каких условиях концессионер, на которого ложится вся ответственность за возведение сооружения, возьмется за дело. Эта работа, с оглядкой на рынок, ведется с самого начала проекта. Например, Роман Старовойт отметил, что специалисты Росавтодора рассылали письма с указанием предполагаемых условий конкурса в ряд профильных компаний, чтобы получить их мнение.

Столь сложный порядок работы объясняется тем, что мост, без лишнего преувеличения, будет уникальным. В мире еще нет опыта строительства таких масштабных искусственных сооружений в условиях вечной мерзлоты, да еще и сейсмической активности.

К тому же, проектирование, строительство и эксплуатация перехода будет организовано по новой для Росавтодора схеме – в рамках государственно-частного партнерства. К сложной технической части прибавляется не менее сложная — финансово-юридическая. 19 июля 2013 года был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта. Он предусматривает деятельность двух участников: концедента (В данном случае Росавтодор, как представитель государства) и концессионера ­– одной компании или консорциума, которая будет реализовывать проект от и до.

В целом, основные положения концессионного соглашения утверждены, однако проект масштабный, комплексный, первый в своем роде - поэтому Росавтодор организовал встречу с потенциальными концессионерами, чтобы услышать их точку зрения и вместе усовершенствовать условия договора.

Помимо Росавтодора реализацией проекта занимаются Минтранс, Минфин и Минрегионразвития РФ, отметил Максим Соколов. «Этот проект сложен как с технической, так и с финансовой стороны, - заявил минстр. - Курировать его реализацию будут три министерства, а также профессиональная команда консультантов в юридической сфере и сфере финансов».

С чего началось

Мост в Якутии так и хочется назвать «стойкой века», но масштабы, несмотря на стоимость в 56 млрд. рублей, не позволяют это сделать. Однако строительство совмещенного: автомобильного и железнодорожного – мостового перехода в районе Якутска был включен в Транспортную стратегию России - 2030 как одно из основных направлений развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. В 2012 году проект такого моста прошел Главгосэкспертизу, но тогда его посчитали слишком дорогим. От железной дороги на время отказались, и 2 апреля 2013 года Правительство РФ подписало Постановление №489-р, в котором утверждены планы по строительству и эксплуатации перехода без использования железнодорожных путей.

К тому же, по словам Романа Старовойта, строительство моста повлияет не только на развитие Дальневосточного федерального округа, но и позволит сохранить потенциал дорожно-строительных компаний, а так же положит начало строительству других крупных инфраструктурных объектов.

«Во время последних крупных строек для АТЭС-2012, Универсиады-2013 и Зимней Олимпиады-2014 дорожники набрали «мускулы», которые выражаются в опыте работы, наличии техники и рабочей силы, - сказал глава ФДА Роман Старовойт. - Правительство страны поставило задачу не растерять этот потенциал, и направить его на реализацию крупных объектов. Скорее всего, возведение моста в районе Якутска станет началом нового масштабного строительства».

Более подробно о проекте мостового перехода, юридических, технических и финансовых аспектах проекта читайте в следующих материалах «ДорИнфо».


Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789