О том, какие реагенты применяются в борьбе с гололедом на федеральных дорогах и в городах России, а также в других странах, читайте в материале «ДорИнфо»

Зима ещё не началась, а гололед уже заставил автомобилистов понервничать. Тонкая корка льда на дороге может стать проблемой не только для новичков за рулем, но и для опытных водителей. Гололедица появляется на покрытии при температуре близкой к 0°С в результате замерзания дождевых осадков или растаявшего снега. Она очень коварна и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, так как сливается с поверхностью дороги и становится практически невидимой для автомобилистов.

Что помогает в борьбе с гололедом

За комментариями о том, как ведется борьба с гололедом на федеральных трассах в Северо-Западном федеральном округе, портал «ДорИнфо» обратился в ФКУ Упрдор «Северо-Запад». В пресс-службе Управления пояснили, что за состоянием дорожного покрытия на федеральных дорогах в СЗФО внимательно следят специалисты с помощью установленных метеостанций, также прогнозом занимаются гидрометеорологические службы. Получая информацию о возможном образовании льда на каком-то участке, дорожники за 30-60 минут до ожидаемого времени высыпают на проезжую часть небольшое количество противогололедных материалов.

Голоолед.jpg

Для борьбы со скользкостью на дорогах реагенты начинают готовить ещё летом. При обработке традиционно применяют химические (твердые и жидкие), фрикционные и комбинированные противогололедные материалы. К химическим регентам относят хлориды – натриевые, калийные, магниевые соли. Нередко используются и их комбинации. В основе жидких реагентов находятся ацетаты калия или аммоний. Производители химреагентов уже заранее предоставляют готовую к использованию продукцию. К фрикционным типам реагентов относятся песок, гранитная и мраморная крошки, а также мелкий щебень.

В состав комбинированных противогололедных материалов входят два выше названных типа. Эксплуатирующие организации на производственных базах заготавливают только песко-соляную смесь, которая состоит из равного количества песка и соли. Именно этот реагент и является самым распространенным в борьбе с гололедицей на российских дорогах. При низкой интенсивности автомобильного движения и температуре ниже -12°С химическим реагентам необходимо больше времени, чтобы «расплавить» образовавшуюся на дороге ледяную корку. В то время как песок повышает сцепление шин с покрытием. Однако у этого противогололедного материала есть свои минусы: при постоянном обрабатывании на проезжей части, обочинах и вдоль бордюров происходит отложение песка, который приходится «вычищать».

Специалисты постоянно занимаются созданием современных противогололедных материалов, улучшая их функциональные и технические характеристики, отмечают в ФКУ Упрдор «Северо-Запад». Ведется разработка многокомпонентных реагентов, в основе которых лежат хлористый кальций и магний. Работают над материалами с использованием модификаторов, уменьшающих коррозионную активность от химических компонентов. Также создаются реагенты из экологически чистых продуктов, которые не вредят окружающей среде. Однако, как подчеркнули в ФКУ Упрдор «Северо-Запад», на данный момент переход на современные реагенты невозможен по двум причинам. Первая – это действие старых нормативных требований к материалам, а вторая – их дороговизна.

Борьба с гололедом на региональных и городских дорогах

Городские и региональные дороги обычно обрабатывают теми же реагентами, что и федеральные трассы, - то есть солью и песко-соляной смесью. Однако зачастую, чтобы снизить негативное воздействие на экологию, доля соли при обработке дорог в населенных пунктах значительно меньше. Например, Петербург практически отказался от её использования: в борьбе с гололедицей в Северной столице активно применяется песок и гранитная крошка. В Москве при обработке используется 28%-й раствор хлористого кальция и хлористого натрия.

В этом году дороги Пермского края возможно будут обрабатывать новым двухфазным реагентом, состоящим из жидкой и твердой частей. Его разработали на Уральском заводе противогололедных материалов. Новый продукт начинает действовать гораздо быстрее, чем традиционная песко-соляная смесь, а также снижает солевую нагрузку на почву. В Ярославской области с гололедом борются, в том числе и с помощью «минералки». Кстати, в Твери дороги в этом сезоне тоже собираются обрабатывать соляным раствором природного свойства из подземного источника. Однако такие противогололедные материалы не помогут от гололеда на федеральных трассах, где скоростной режим значительно выше, чем в черте города, отмечают в ФКУ Упрдор «Северо-Запад».

В зимний период самыми опасными участками дорог являются искусственные сооружения (мосты, путепроводы и эстакады). Именно на них гололедица образуется в первую очередь. Поэтому для оперативной обработки рядом с искусственными сооружениями ведется постоянное дежурство дорожных машин с противогололедными материалами. Для снижения коррозионного воздействия солей специалисты применяют жидкие химические реагенты на безсоляной основе.

Гололед17.jpg

Мировой опыт в борьбе с гололедом

С обледенением дорог в Соединенных Штатах Америки раньше боролись с помощью соли с песком и гравием. Теперь же её смешивают с продуктами, которые получаются при рафинировании сахарной свеклы или дистилляции этанола. Такие компоненты усиливают действие соли и уменьшают её отрицательное воздействие на флору и фауну.

В Канаде для противогололедной обработки на каменную соль распыляют сок свеклы. Сама по себе соль отскакивает от «дороги», а свекольный сок «приклеивает» её к покрытию. Согласно статистике, показатель отскакивания снижается с 30% до 5%. К тому же, использование такого сока позволяет уменьшить долю соли с 85 кг до 78 кг на 1 км, сообщают канадские производители материалов.

В некоторых странах Европы дороги обладают «антигололедным» эффектом, пишут местные СМИ. В состав асфальта изначально входит компонент, который препятствует образованию наледи на дорогах и облегчает их чистку. В Норвегии покрытие «подогревают». Дорожники специально прокладывают теплокоммуникации под автомобильными дорогами, в результате чего снег тает. С 2004 года в Швеции обледенелые дороги засыпают «горячим песком». Новый метод придумал шведский ученый Торгейр Ваа. Он предложил, смешивать с песок с горячей водой 90-95°С в пропорции 7:3. При попадании на дорогу песок «вплавляется» в снег и делает поверхность шероховатой.

В Германии закон разрешает применять хлорид натрия только на опасных участках дорог. Там в борьбе с гололедом предпочитают использовать хлорид магния. Дороги Швейцарии и Австрии обрабатываются смесью песка и мелкого щебня. В Финляндии основным веществом в борьбе с гололедом является хлорид натрия (NaCl). А вот в некоторых районах Японии гололед – обычное явление. Там дороги ничем не обрабатывают, а только счищают выпавший снег. Кстати, шипованная резина в стране запрещена.

Рекомендации водителям

Не только дорожникам, но и автомобилистам следует заранее готовиться к зиме и гололеду. Большинство аварий при наступлении первых заморозков происходит из-за использования летней резины, которая не приспособлена к эксплуатации зимой. Поэтому следует «переобуться» на зимнюю резину заблаговременно, не дожидаясь наступления отрицательных температур. Важно перед каждой поездкой проверять работу тормозов и наличие стеклоомывателей.

Необходимо помнить, что гололед образуется в первую очередь на искусственных сооружениях, а также на участках, находящихся в низинах или рядом с водой. При движении в таких местах следует быть особенно осторожными и внимательными. Кроме того, автомобилисты должны соблюдать скоростные ограничения, дистанцию между автомобилями и боковой интервал, осуществлять обгон и объезд, убедившись в полной безопасности таких маневров.

Алина Коровина

фото: ДорИнфо

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789