О строительстве четвертого этапа Обхода Вологды читайте в материале «ДорИнфо»
К Вологде, столице Вологодской области, в настоящий момент с разных сторон подходят три федеральные трассы: М-8 «Холмогоры» на юге и севере, А-119 «Вологда - Медвежьегорск» и А-114 «Вологда - Новая Ладога» на востоке. Они соединены между собой существующим Обходом Вологды, однако транзитный транспорт в большом количестве всё равно вынужден проезжать по улицам Вологды, поскольку отсутствует участок до южного направления трассы М-8, на Москву. IV этап Обхода, к строительству которого уже приступил крупный подрядчик, должен не только решить эту проблему, но и положительно сказаться на развитии Вологды.
Существующий Обход Вологды
В настоящее время действуют I, II и III пусковые комплексы Обхода Вологды. Протяженность I и II пусковых комплексов от северного (архангельского) направления трассы М-8 до трассы А-119 составляет 10 километров. Их строительство началось в 1999 году, ввод в эксплуатацию состоялся в 2003 году. Стоимость строительства составила около одного миллиарда рублей.
В III пусковой комплекс вошел участок от трассы А-119 «Вологда — Медвежьегорск» до трассы А-114 «Вологда — Новая Ладога». Он был введен в эксплуатацию в 2007 году. Как отмечают в ФКУ Упрдор «Холмогоры», отвечающем за федеральные трассы в Вологодской области, изначально проектом предусматривалось строительство Обхода Вологды в два этапа: на первом - строительство дороги II технической категории, на втором - доведение параметров трассы до I технической категории.
IV пусковой комплекс Обхода Вологды. Последний этап
Если посмотреть на карту, то существующий Обход Вологды связывает только северное и западное направления федеральных трасс, а южное направление - трасса М-8 в сторону Москвы - отрезано от него. IV пусковой комплекс должен пройти с запада на юг, соединив трассу А-114, где сейчас заканчивается Обход, с трассой «Холмогоры».
Новый участок Обхода будет начинаться на 448-м километре существующей трассы М-8 «Холмогоры», где предусматривается строительство транспортной развязки в двух уровнях по типу «Труба» с устройством одного путепровода. Здесь будут использованы элементы полного и неполного клеверного листа. Предусмотрено четыре съезда: в сторону Вологды по «старому направлению» М-8 при движении со стороны Архангельска и Санкт-Петербурга, из Вологды по обратному направлению, в сторону Москвы по трассе М-8 со стороны Архангельска и Санкт-Петербурга, а также из Москвы в сторону Архангельска по новому участку Обхода.
При пересечении с автодорогой «Непотягово - Спасское - Козицыно» последний этап Обхода Вологды пойдет первым уровнем под путепроводом, по которому пойдет региональная дорога. В перспективе здесь возможно строительство транспортной развязки конфигурации «Ромб» путем устройства четырех съездов. В районе 7-го километра строящегося этапа в точке пересечения с региональной трассой «Вологда - Норобово» будет построена развязка с конфигурацией неполного клеверного листа и путепровод, при этом региональная трасса пойдет вторым уровнем.
Далее IV этап Обхода Вологды будет пересекать существующую автомобильную дорогу V технической категории - подъезд к деревне Анциферово. В месте пересечения участок Обхода пройдет вторым уровнем по путепроводу длиной 75,5 метров.
Последняя развязка IV этапа будет находиться в месте его окончания и соединения с III этапом и трассой А-114. На пересечении транспортных потоков Обход пройдет вторым уровнем. Существующую развязку на пересечении А-114 и III пускового комплекса Обхода Вологды достроят до типа «Полный клеверный лист».
Последний этап Обхода также будет пересекать две большие реки: Шограш и Содима, где проектом предусмотрено строительство мостов. Длина моста через Шограш составит 78,5 метров, он будет двухполосным с разделительной полосой шириной 5 метров. Длина второго моста составит 63 метра, он также будет двухполосным.
Последний этап Обхода Вологды по километражу трассы «Холмогоры» пройдет с 448-го километра по 468-й километр, с учетом развязок и примыканий - 20 км, «чистая» протяженность - 13 км. Четырехполосная дорога будет иметь категорию 1Б.
Такой нужный последний этап
О строительстве нового участка Обхода Вологды говорили несколько последних лет. Например, в 2014 году сообщалось, что разработка проектно-сметной документации по последнему этапу Обхода находится в завершающей стадии, и начало строительства трассы запланировано на 2015 год. Тогда же губернатор Вологодской области Олег Кувшинников заявлял, что трассу одобрили в Росавтодоре и Минтрансе РФ. Затем в 2015 году сообщалось, что завершающий этап Обхода построят к 2018 году, однако работы начались только в 2017 году.
«Тому есть ряд объективных причин, в числе которых экономический кризис в стране, расширение городских границ, не учтенных прежним проектом, доработка проекта и его согласование и тому подобное», - комментируют в ФКУ Упрдор «Холмогоры».
Контракт на строительство IV этапа был заключен с петербургской компанией «ВАД» в начале июля 2017 года, сумма контракта превысила 11 млрд рублей. Планировалось, что работы начнутся в ноябре 2017 года, однако подрядчик приступил к ним еще летом. В начале октября на основном ходе строители уже обустраивали насыпь, а на одной из будущих развязок укладывали подстилающий слой, основание из щебеночно-песочной смеси, а также верхний слой основания и нижний слой покрытия из крупнозернистой асфальтобетонной смеси.
Новый участок Обхода Вологды позволит вывести из центральной части города потоки грузового и легкового транспорта, следующих транзитом по маршрутам Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, Ярославль - Вологда - Мурманск, Ярославль - Вологда - Санкт-Петербург, а также между менее крупными населенными пунктами, расположенными на Ярославском, Архангельском, Мурманском и Петербуржском направлениях. Это благоприятно скажется на экологической обстановке и уровне шума в городской черте.
Также новая дорога будет играть важную роль при распределении транспортных потоков перспективных периферийных районов Вологды на связях этих районов между собой без использования существующей улично-дорожной сети центральной части города. Кроме того, IV пусковой комплекс Обхода обхватывает территорию Вологды и пригородов, которые планируется развивать в перспективе. За счет предусмотренных развязок в створах перспективных городских улиц и муниципальных дорог будет обеспечено удобство пользования нового участка Обхода для жителей Вологды и района.
«Дорожникам предстоит выполнить здесь немалый объем работ. Строительство четырехполосного участка дороги общей протяжностью 17 км – процесс затратный в самом широком смысле слова – это и финансовая сторона вопроса, и целый комплекс административных решений, а самое главное – труд дорожников. Уверен, что реализовать этот значимый для региона проект удастся вовремя и с традиционно высоким качеством производства работ, ведь для этого у нас все необходимое», - отмечал в августе 2017 года замглавы Росавтодора Игорь Астахов на церемонии закладки камня в честь начала строительства последнего участка Обхода Вологды.
Согласно заключенному контракту по строительству последнего этапа Обхода Вологды, его ввод в эксплуатацию должен состояться осенью 2020 года.
Дарья Кильцова
Инфографика: ДорИнфо