13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Неуд по содержанию

Специалисты по ремонту и содержанию искусственных сооружений встретились в Петербурге

В Санкт-Петербурге прошел семинар на тему: «Современные методы ремонта и содержания мостовых сооружений с применением инновационных технологий и материалов». Инициатором мероприятия, которое проходило с 23 по 26 июля 2013 года, традиционно стало Федеральное дорожное агентство. В работе семинара приняли участие представители подведомственных ФДА Федеральных казенных учреждений и представители подрядных организаций. Организацией встречи занимался Межотраслевой институт подготовки кадров и информации.

По базе встречают

Фактически семинар состоял из двух частей. В первой были заслушаны доклады, посвященные достижениям и проблемам, связанным с искусственными сооружениями. Вторая часть была посвящена рабочим поездкам, в ходе которых участники посетили Ладожский мост, Кольцевую автодорогу вокруг Петербурга (КАД) и Комплекс защитных сооружений (КЗС). Наиболее насыщенным был первый день. Около полутора десятков докладов были посвящены как передовым технологиям в диагностике, ремонте и содержании искусственных сооружений, так и проблемам в отрасли.

Одна из ключевых тем касалась внедрения базы данных автоматизированной системы управления и обработки информации по искусственным дорожным сооружениям (АБДМ). Внедрению системы уделили внимание два докладчика - начальник отдела содержания искусственных сооружений Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФДА Игорь Матвеев и заместитель генерального директора ЗАО «СибНИТ», заведующий лабораторий «Мосты» СГУПС» Юрий Рыбалов. В своем выступлении, Игорь Матвеев отметил, что в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина, большое внимание Росавтодор уделяет оценке состояния искусственных сооружений. Всего же в ведении Агентства находится 5641 мост. Чтобы держать на контроле состояние такого количества сооружений создается специализированная автоматизированная система. База данных, основная составляющая АБДМ, позволит аккумулировать информацию о каждом сооружении, дать точный «диагноз» и в автоматизированном режиме сообщить эксплуатирующей организации о необходимости планового или капительного ремонта.

Презентация АБДМ состоялась в 2012 году, на этом же семинаре, тогда Юрий Рыбалов представил перед специалистами структуру системы. А уже на прошедшем семинаре речь шла о достигнутых успехах по формированию базы данных и перспективах развития АБДМ. Однако стоит отметить, что в качестве пилотного проекта разработка этой системы началась еще в 2009 году. В 2010-2011 годах она вводилась в эксплуатацию. А в 2012-2014 годах запланирована ее доработка, модернизация и полноценный ввод в эксплуатацию.

Фактически формирование базы данных началось в прошлом году, когда Росавтодор провел открытые аукционы, на которых среди 8 компаний было разыграно 17 лотов. В течение 2012 года было обследовано 1 214 сооружений. В текущем году работы завершены на 243 объектах, а до конца года по графику это значение должно достигнуть 2 328. Работа должна быть завершена в 2014 году - согласно плану, будет обследовано еще 1 895 мостов и путепроводов.

Планируется, что в полном объеме система будет запущена в конце 2014 - начале 2015 года, когда полностью будет сформирована база данных. На сегодняшний день она заполнена лишь на одну треть. Примечателен тот факт, что обследования каждого искусственного сооружения будет производиться каждый год. Таким образом, специалисты получат возможно проследить, какие изменения происходят на объекте и соответственно получат возможность выбрать наиболее объективное решение при ликвидации проблем.

Как отметил Юрий Рыбалов, электронные ключи для доступа к системе уже разосланы и подведомственные ФДА организации (управления дорог), которые до 20 июля 2013 года должны были отчитаться о подключении к АБДМ. Специалисты Дирекции по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга уже проделали эту работу.

Технологии и перспективные предложения

В ходе семинара поднималась еще одна важная тема – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В текущем году были выпущены три новых нормативных документа. Первая ОДМ – отраслевая дорожная методика – была посвящена усилению конструкций мостовых сооружений тканевыми композиционными материалами. Доклад на эту тему и результаты исследований предоставил Владимир Шестериков, заместитель гендиректора ФГУП «РосдорНИИ».

Вторая ОДМ касалась применению среднего автодорожного разборного моста (САРМ) при проведении капитального ремонта и реконструкции искусственных сооружений. Непосредственно САРМ был разработан еще в Советском союзе военными инженерами, однако переброска войск и регулярное движение на федеральной трассе – разные вещи. Это потребовало создания специальной методики использования сооружения. Валерий Мячин генеральный директор НИПИ ТРТИ, вкратце пояснил технологию применения разборного моста в условиях современного трафика. Третий стандарт посвящен методике ремонта наплавных мостов.

Сейчас разрабатывается еще три аналогичных документа: рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений состояния мостов, рекомендации по определению трудозатрат при оценке состояния мостов, и методика по содержанию очистных сооружений.

Исследовательская работа будет продолжаться, и возможно уже в этом году специалисты примутся за разработку еще двух важных для отрасли нормативов. Это методика определения грузоподъемности мостов, а также переработка методики по содержанию искусственных сооружений.

Доклад Антона Сыркова, начальника отдела проектного института ОАО «Трансмост» был посвящен анализу проектных решений, влияющих на долговечность мостов. По словам специалиста, долговечность сооружений зависит от ряда факторов. И это касается не только технической стороны – фактических недостатков проектных решений, неэффективного контроля и недостаточного внимания во время эксплуатации. Одной из первых причин преждевременного износа и старения мостов Антон Сырков называет неправильные, противоречивые проектные решения, не обоснованные по критериям «долговечность» и «эффективность жизненного цикла». В этой связи специалист предлагает усилить обратную связь между этапами эксплуатации и проектирования, при создании проекта к критериям прочности и деформативности, добавить не менее важный показатель долговечности, а также обеспечить проектные сроки службы элементов в соответствии с пределом «полезного» износа.

Ложка дегтя

Открывал семинар Игорь Матвеев,  начальник отдела содержания искусственных сооружений Управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог ФДА. Его доклад был посвящен итогам реализации программ капитального ремонта, ремонта и содержания искусственных сооружений на федеральных автодорогах. Наравне с вышеперечисленными достижениями, он указал на многие проблемы, сохраняющиеся в отрасли. Матвеев раскритиковал действия, а точнее бездействие специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией искусственных сооружений. 

По данным уже проведенных мероприятий по диагностике мостов, оценку «хорошо» получили лишь 10 объектов. Абсолютное же большинство искусственных сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии. В частности более 500 сооружений имеют лишние слои асфальтобетона, что существенно влияет на несущую способность. Из них 116 мостов имеют грузоподъемность ниже нормативной. Особенно эти проблемы характерны для мостовых сооружений, подведомственных Упрдорам «Южный Урал», «Южный Байкал», «Центравтомагистраль».

Особое внимание Матвеев уделил ситуации с аварией на мосту через реку Ворона на 448 км трассы М-6 «Каспий» в Воронежской области. Следствие по этому инциденту еще не завершилось и определенно назвать виновного нельзя. Однако Матвеев заявил, что в трагедии виноваты все участники строительства: и заказчик, и проектировщик, и подрядчик. Он предостерег участников семинара и рекомендовал более ответственно подходить к проверке проектной документации.

Из негативных моментов Матвеев также назвал недостаточные темпы реализации программы по капитальному ремонту искусственных сооружений. В эту программу вошли 173 моста и 30 водоотводных труб, на ремонт которых Росавтодор выделил 4 446 млн. рублей. Однако на 1 июля 2013 года заключено контрактов лишь на 4 млрд. 132 млн. рублей, а фактических работ проведено лишь на 900 млн рублей.

Представителям управлений дорог Матвеев порекомендовал уделять большее внимание качеству проектной документации. «Такое ощущение, что некоторые управления самоотстранились от контроля, - заявил он. - Встречаются случаи, когда при покраске моста проектировщики закладывают лишь 70% от нормативного количества краски».

Проблемы существую, однако все они решаемы. Широкое внедрение автоматизированной системы управления и обработки информации позволит держать под контролем все искусственные сооружения и своевременно производить на них работы. Новые методики позволят более рационально произвести ремонтные работы, а материалы сделать мосты долговечнее и безопаснее.

Фоторепортаж


Илья БЕЗРУЧКО


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений