13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Мост Александра Невского: самый длинный разводной мост в черте Петербурга

Каждый мост Санкт-Петербурга обладает какой-то особенностью, о которой многие, в том числе и коренные петербуржцы, могут и не знать. Мост Александра Невского, оказывается, - это первый в СССР вантовый мост, только сами ванты скрыты от глаз в конструкции переправы. О еще нескольких любопытных фактах из 52-летней истории этого сооружения журналистам рассказали сотрудники СПб ГБУ «Мостотрест» и механики моста.

Первый в СССР вантовый мост

Построить переправу через Неву в районе Александро-Невской лавры планировалось еще в 30-х годах XX века, но «градостроительной задачей особой важности» власти Ленинграда назвали объект только в конце 1950-х годов, когда на правом берегу реки развернулось массовое жилищное строительство. В 1959 году был объявлен конкурс проектов, но первое место не досталось никому, и мост построили по проекту «Ленгипротрансмост», который занял второе место.

863_image.jpg 864_image.jpg

При создании моста впервые в стране были использованы ванты — стальные тросы. «Это главная особенность моста Александра Невского, и он не типичен для современных вантовых мостов, потому что здесь ванты спрятаны внутри. Балки полые, и все вантовые конструкции расположены внутри полостей, — рассказывает заместитель директора по надзору и содержанию СПб ГБУ «Мостотрест» Андрей Кочин. — Это инженерное решение, очень даже продвинутое по тем годам. Тогда думали, что необходимо защищать ванты от атмосферного воздействия, от неблагоприятных факторов, связанных с движением транспорта, в частности, от соли, которая зимой идет шлейфами от автомобилей. Поэтому ванты разместили внутри, и с архитектурной точки зрения мост получился достаточно изящным, и, несмотря на свою значительную высоту и длину, он не смотрится огромным. Он соизмерим с прилегающими зданиями, ландшафтами, хотя в черте города это самый длинный и самый высокий мост. Длиннее него только Большой Обуховский мост на КАД».

Использовать технологию вант было решено для того, чтобы уменьшить количество пролетов. На мосту Александра Невского длина пролетов составляет более 100 метров, хотя длина стандартного пролета стандартного железобетонного моста — 32-33 метра. Чтобы пролетное строение воспринимало такие нагрузки, необходимо поддерживать его — за счет натяжения вант.

IMG_9318-001.JPG IMG_9377-001.JPG

Новой для советского мостостроения была и конструкция V-образных пролетных строений, которые отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. Общий вес каждой конструкции составляет более пяти тысяч тонн. Всего мост имеет семь пролетных строений, длина моста — 629 метров. Высота разводного пролета — 11 метров, а ширина — 50 метров.

1 ноября 1965 года по мосту прошла колонна тяжелых танков, которые проверили конструкции переправы на прочность. Торжественное открытие состоялось 5 ноября, его приурочили к годовщине Октябрьской революции.

Недоработки и разрушения

Несмотря на то, что мост Александра Невского строился с применением передовых технологий, его качество оказалось недостаточно хорошим. Ванты начали быстро ржаветь, и уже спустя два года с начала эксплуатации 56 из них лопнули.

«Современные вантовые конструкции серьезно упакованы в защитную оболочку, которой раньше не было. Первые ванты были без оболочек, вместо этого они были обработаны пушечным салом, по сути, смазкой, которая выветривалась либо смывалась водой. В результате ванты начали коррозировать, проволоки начали рваться, что и разрушило часть вант, — отмечает Андрей Кочин. — Также за это время сильно увеличилась средняя масса автомобилей, что поспособствовало разрушению вант. После войны машины возили полтонны, потом 10-15 тонн, сейчас современная машина дальнего следования весит до 80 тонн. Мост был рассчитан на нагрузки 60-х годов, а к современным был не готов. Это было исправлено при проведении капитального ремонта, также изменилась и конструкция вант».

Из-за увеличивавшейся нагрузки на мост в 1982 году произошла аварийная ситуация — рухнул противовес весом 700 тонн. В месте крепления противовеса к пролетному строению произошла деформация, в результате чего противовес отвалился и упал в Неву. Поднять его не представляется возможным, поэтому он до сих пор лежит под водой. Как отмечает Андрей Кочин, во время низкой воды его даже видно в Неве.

IMG_9384-001.JPG

Справа на фото виден новый противовес

«Версий у происшествия очень много: другая марка стали, неполное количество болтов, вибрация разводного пролета при прохождении транспорта (благодаря подклинки эта проблема сейчас устранена — прим. ред.), но официальной версии я не припомню», — говорит механик первой категории на мосту Александра Невского Александр Галанов.

Капитальный ремонт и работа моста

После ЧП мост закрыли для движения, работала паромная переправа, а после ремонта движение по мосту вновь возобновилось. В декабре 2000 года мост вновь закрыли — уже на капитальный ремонт, который продлился до апреля 2001 года. За это время на мосту заменили 12 километров вант и всю гидроизоляцию. Также в рамках капремонта на объекте поставили систему подклинки крыльев, заменили все трубопроводы на нержавеющие, капитально отремонтировали цилиндры, поменяли всю автоматику, пульт и шкафы управления разводкой моста, рассказывает Александр Галанов.

IMG_9395-001.JPG

Машинное отделение на мосту Александра Невского

IMG_9415-001.JPG

Один из цилиндров и шток гидравлического механизма

Расклинка есть почти на всех мостах Санкт-Петербурга — на пролете устанавливается специальный рычаг, который после нажатия определенной кнопки на пульте отпускает противовес. После этого мост уже свободно может разводиться, ему ничего не мешает. «Перед тем, как начать сам процесс разводки моста, механики обходят полуопоры, осматривают механизмы, чтобы с ними было всё в порядке. В два часа ночи на пульте управления происходит процесс расклинки моста, то есть, разгружаем противовесные балки. После этого мост считается готовым к разводке», — объясняет процедуру разводки моста начальник смены моста Александра Невского Михаил Филиппов.

IMG_9265-001.JPG IMG_9278-001.JPG

Мост разводится примерно за три минуты — это самое оптимальное время. Для этого используются гидравлические механизмы и восемь насосов, но в экстренных случаях его можно развести и на одном насосе, и такие случае бывали. Разводное крыло весом около 600 тонн раскрывается на 74 градуса. К слову, все насосы, работающие на мосту Александра Невского, произведены в 60-х годах в городе Харьков, но по сей день находятся в рабочем состоянии.

IMG_9344-001.JPG IMG_9581-001.JPG IMG_9761-001.JPG IMG_9468-001.JPG

«До санкционного периода и до кризиса 2014 года судов было больше. Тогда по 50 судов за ночь ходило, а сейчас только 15-17 судов», — говорит механик первой категории на мосту Александра Невского Александр Галанов

Нередко на мосту Александра Невского, перед самой разводкой, происходят ДТП, поскольку машины спешат переехать его. Вот и в ночь на 30 июня здесь произошла авария с участием трех машин. «Автомобиль Citroen ехал с правого берега на большой скорости, и у машины отлетело колесо. В итоге повреждения получили еще две машины - легковая и ГАЗель», — рассказывает сотрудник охраны моста Александра Невского, отмечая, что успеть перебраться с одного берега на другой часто пытаются и пешеходы, и ему приходится поторапливать их свистком.

IMG_9696-001.JPG IMG_9669-001.JPG

Читайте также: Ночная жизнь Литейного моста 

Дарья Смирнова

фото автора и с сайта mostotrest-spb.ru


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений