Часть средств Фонда национального благосостояния будет использована для софинансирования трех крупных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство Центральной кольцевой вокруг Москвы.
Часть средств Фонда национального благосостояния будет использована для софинансирования трех крупных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство Центральной кольцевой вокруг Москвы. Об этом решении объявил Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума - 2013. Такое использование 450 млрд. рублей, изначально предназначенных для страхования пенсионной системы страны, должно дать существенный толчок развитию инфраструктуры, и соответственно, российской экономики в целом.
В последнее время создается ощущение, что власть всерьез озабочена состоянием российской инфраструктуры и стремится исправить ситуацию. Одним из подтверждений этого стало недавнее Постановление президента, согласно которому объемы дорожного строительства должны быть удвоены. Теперь, используя средства фонда, президент переносит точку равновесия от привычного курса «стабильности» в сторону интенсивного развития. Столь существенное участие государственного капитала в реализации инфраструктурных проектов, по мнению главы государства, позволит снизить риски и привлечь инвесторов.
Развитие или стабильность
Транспортная стратегия России – 2030 предполагает два варианта развития - инновационный и консервативный, то есть энерго-сырьевой. Естественно, первый сценарий гораздо привлекательнее во всех отношениях. Однако проза жизни и скепсис экспертов, не позволяют с излишней уверенностью надеяться на такое развитие событий в ближайшее десятилетие. Понятие «стабильность» глубоко засело в сознание россиян, и чаще предполагает экстенсивный путь развития, при котором лидирующие позиции будет занимать энерго-сырьевой комплекс. В этом контексте привлечение фондовых средств к созданию инфраструктуры выглядит как настоящий прорыв. Этот шаг увеличивает шансы реализации инновационного сценария развития транспортного комплекса в целом, в том числе и дорожной отрасли. Но у этого решения есть обратная сторона.
С одной стороны вложения в инфраструктуру обеспечит развитие, но с другой - это лишение страховки для будущих пенсионеров. Фонд национального благосостояния изначально предполагался как финансовый инструмент, призванный стабилизировать пенсионную систему. Минфин описывает предназначение ФНБ следующим образом: «Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».
То есть это средства, зарезервированные в федеральном бюджете для поддержания социальной стабильности. На 1 июля 2013 года ФНБ аккумулировал 2 828 млрд рублей. Но даже 450 млрд рублей, которые планируют выделить на инфраструктуру, для Минфина - серьезные траты. На заседании Совета по модернизации экономики и развитию инноваций при президенте РФ министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин может разместить в экономику лишь такой объем средств. Сверх этого размера возникнут риски для стабильности пенсионной системы.
Против инициативы Владимира Путина высказался экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он предположил, что такое использование средств ФНБ в будущем негативно скажется на российской пенсионной системе. Определенные риски возникнут через 10-15 лет, когда в стране обострятся демографические проблемы. ФНБ является источником погашения дефицита Пенсионного фонда России, а к этому периоду вложенные средства еще не вернутся.
Однако предложенный президентом шаг важен. Транспортную инфраструктуру развивать крайне необходимо, от этого напрямую зависит состояние экономики.
Длинные деньги
Доцент кафедры теории и практики государственного управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Павел Кудукин основной экономической проблемой в реализации инфраструктурных проектов называет необходимость привлечения «длинных денег».
Когда государство строит дорогу за свой счет, это не требует прямого возвращения вложенных средств. Экономический эффект появляется за счет развития территорий. Таким образом, государство тратит деньги на себя, занимаясь собственным развитием. Единственным источником финансирования дорожных работ, находящимся под управлением Федерального дорожного агентства является дорожный фонд. Однако, ясно, что нельзя решить всех проблем дорожного хозяйства одним лишь увеличением бюджетного финансирования.
«В ведомстве активизирована работа по привлечению дополнительных средств на нужды развития и улучшения качества дорог путем применения механизмов государственно-частного партнерства», - отметили в Росавтодоре. Конкурсы по двум концессионным проектам: строительство моста через Лену в Якутии и создание системы взимания платы с грузовиков – ФДА объявит уже летом 2013 года. Это наиболее простой выход из ситуации - заинтересовать бизнес возможностью получения прибыли, и таким образом привлечь инвестиции. В этот момент фраза «длинные деньги» становится решающей для бизнеса.
Возвращение инвестиций требует длительное время. Для вложений в инфраструктуру лучше всего подходят крупные бюджеты. В Соединенных Штатах Америки таковые имеются преимущественно в институтах, использующих накопительные схемы. В 1980-1999 годы в США активно развивались пенсионные фонды. В это время они превращаются в крупнейших институциональных инвесторов. То есть огромное количество инвестиционный проектов, в частности строительство дорог, финансировалось за счет средств этих компаний. Гигантские бюджеты - активы частных пенсионных фондов достигли 4 678 млрд долларов - позволили вкладывать в долгосрочные проекты, возвращение средств по которым может затянуться на десятки лет.
В России пока не появился кластер таких компаний с емким капиталом, которые бы активно вкладывали бы средства в развитие инфраструктуры. К этому сейчас приходят некоторые российские банки, но этот процесс требует времени. В этой ситуации средства ФНБ становятся катализатором для начала привлечения инвестиций в отрасль. Значительное финансовое участие государственного бюджета позволяет избежать бизнесменам многих рисков.
Необходимость привлечения «длинных денег» заставила и российских специалистов обратиться к пенсионным накоплениям. На выставке-форуме «Дорога-12», которая проходила в Москве в конце октября 2012 года, заместитель руководителя Росавтодора Иннокентий Алафинов поднимал этот вопрос. Он высказал заинтересованность Федерального дорожного агентства в привлечении средств Пенсионного фонда (ПФ) РФ для строительства дорог. Сейчас, ввиду определенных трудностей, в проектах Росавтодора нет финансовой составляющей ПФ РФ. Однако, в пресс-службе ФДА отметили, что такая возможность обсуждается. Также существует вероятность, что средства из Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты может получить и Росавтодор.
Деньги должны работать
Обращение к ресурсам ФНД позволяет сделать вывод, что такой процесс начался и в России. С той лишь разницей, что в нашей стране на первый план выходят государственные активы. По мнению Павла Кудукина, вложение в создание инфраструктурных проектов наиболее - разумное использование средств Фонда национального благосостояния. ФНБ, как из американские частные пенсионные фонды, с реализацией инфраструктурных проектов становится институциональным инвестором.
«С точки зрения стратегии, вложение средств ФНБ в инфраструктуру наиболее эффективное использование фондовых средств, - говорит эксперт. - Для экономики это лучше чем выплата пенсий, несмотря на обязательства государства перед гражданами».
Привлечение государственных финансов выгодно и для бизнеса. В первую очередь потому, что снижаются риски и появляется возможность увеличить прибыль. В этих проектах инвестор может возвращать вложенные средства по двум каналам. В первую очередь - это прямые доходы, например это могут быть сборы за проезд по трассе. Также существует так называемая косвенная окупаемость. Новая дорога может приносить доход за счет повышения эффективности прилегающих к ней районов. Рядом с магистралями активизируется бизнес, увеличивается товарооборот, территория становится зоной с благоприятным инвестиционным климатом. Особенно эффективным возвращение средств может стать при разработке целевой программы развития дороги и прилегающих территорий. Например, ЦКАД находится в непосредственной близости от Москвы - это отличное место для расположения гостиниц, складских помещений и терминалов.
Вложение средств ФНБ в инфраструктуру принесет немало выгод, однако и здесь могут возникнуть проблемы. Эффективность реализации проектов во многом зависят от качества государственного управления и сбалансированности отношений с бизнесом. В частности это касается проблемы целевого использования средств, считает Кудукин. Коррупционные схемы никто не отменял, а бюджет строительства весьма значителен, что может вызвать определенное искушение.
Обращение к средствам Фонда национального благосостояния, безусловно, позитивный шаг правительства. Несмотря на возможные риски, как с экономической, так и с организационной стороны, деньги ФНБ станут серьезным инструментом для развития транспортной инфраструктуры России. Возможно эта практика будет продолжена. В ходе ПМЭФ-13 Владимир Путин также отметил, что в целом на транспортные проекты может быть вложено до половины средств Фонда, а это около 40 млрд долларов.
Илья БЕЗРУЧКО