13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

В мире нет технологии, которая не использовалась бы в России на федеральных трассах – Роман Старовойт

Инновационное развитие — тема не только актуальная, но и весьма широкая в своей трактовке. При должном навыке под нее можно подвести как коренные преобразования в той или иной отрасли, так и декоративные изменения, призванные лишь создать иллюзию большого дела. Но есть сферы, работа в которых не только требует постоянного внедрения новых технологий, но и предъявляет серьезные требования к их практической эффективности. Дорожная отрасль — одна из таких сфер. Особенностью ее работы является то, что оценивать эффективность применяемых решений может конечный пользователь в лице простого автомобилиста. В рамках эксклюзивного интервью на наши вопросы об инновационном развитии российских дорог ответил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

Роман Владимирович, в контексте сформировавшейся в последнее время новой экономической реальности разговоры о модернизации российской экономики, хоть и не без определенных проблем, но начали переходить в практическую плоскость. Как реализуется программа внедрения инноваций в дорожной отрасли?

- За последнюю «пятилетку» количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось на 63%. В этом году на федеральных трассах будет задействовано более 200 инновационных технологий. Вместе с отраслевым сообществом нам удалось существенно обновить нормативную и законодательную базу. Если в 2005-м году было подготовлено только три новых отраслевых стандарта, то в 2016-м - уже 245 новых документов.

В связи с вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании «Автодор» был подготовлен и введен в действие 171 ГОСТ. Это беспрецедентные изменения в нормативном обеспечении отрасли. Более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований для обеспечения современного уровня безопасности.

Можно ли сравнивать основные направления внедрения инноваций в нашем дорожном строительстве с зарубежным опытом развития индустрии? Существуют ли технологии, которые стоило бы адаптировать к российским условиям?

- Сейчас в мире нет ни одной современной дорожной технологии, которая не использовалась бы в России на федеральных трассах. Кроме того, есть области, где российские дорожники занимают лидирующие позиции, например применение композитных материалов. Ни одна страна не использует столько композитов для производства и установки мачтовых опор линий электроосвещения, для строительства надземных переходов или перильного ограждения на мостах.

Среди методов, которые наиболее активно применяются на федеральных трассах преобладают технологии устройства покрытий автомобильных дорог с использованием модификаторов асфальтобетонных смесей, щебеночно-мастичного асфальтобетона с различными добавками, технологии регенерации покрытий, устройство макрошероховатых покрытий, а также геосинтетические материалы.

Успешный пример адаптации в России зарубежных стандартов - внедрение отечественного аналога системы Superpave, который у нас получил название «СПАС». В 2016 году этот метод объемного проектирования асфальтобетонной смеси был применен на 10 федеральных трассах, в том числе на дорогах с повышенной интенсивностью движения. Применение «СПАС» позволяет увеличить срок службы покрытия на 20–30% за счет точного подбора состава смесей асфальтобетона, параметров вяжущего и каменного материалов.

Ранее Росавтодор сообщал, что экономический эффект от внедрения новых технологий в сфере ремонта дорог может составить 14 млрд. рублей в год. За счет чего достигается такая экономия?

- Речь идет о предстоящем переходе отрасли на новые нормативы по ремонту и содержанию дорог. Мы ведем эту работу на протяжении последних четырех лет в рамках внедрения современных технологий, которые повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе грузового транспорта, а также к климатическим факторам.

В новые дороги мы закладываем обновленные параметры, предусматривающие более продолжительные сроки службы. Предполагается, что проводить капитальный ремонт (замену верхнего и нижнего слоев, ремонт основания) дороги высшей технической категории нужно будет один раз в 24 года, а не в 12, как сейчас. Обычный ремонт (замена верхнего слоя) – один раз в 12 лет, а не каждые 4–6 лет. Такое сокращение объемов ремонта позволит нам сконцентрироваться на качественном обслуживании уже отремонтированных трасс – их содержании. Расчетный экономический эффект от реализации стратегии финансирования по откорректированным нормативам составляет 14 млрд. рублей в год. С учетом дисконтирования за период сравнения 24 года эффект составит 159 млрд руб.

Инновационное развитие это не всегда разработка технологий на иных, относительно уже работающих, принципах. Нередко большой потенциал заложен в уже существующих технологиях. В частности, многие отрасли активно переводят рабочие процессы в цифровую форму – участвуют ли дорожники в такой работе?

- Росавтодор следит за трендами и стремится к внедрению таких подходов. Хороший пример – запуск системы «Платон», благодаря которой удалось «оцифровать» работу грузоперевозчиков. Сейчас она в автоматическом режиме собирает и обобщает для государства уникальную статистику о деятельности перевозчиков и движении грузов. Это бесценные данные не только для транспортников, но и для налоговых служб, таможни, правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств. Регистрация в «Платоне» показала, что 60% рынка составляют физические лица, то есть более половины перевозчиков работает без образования юридического лица и раньше могли уклоняться от уплаты налогов. Теперь началось «обеление» ранка, сократился демпинг, надзорные органы получили еще одно эффективное средство для борьбы с контрабандными перевозками.

Отмечу и новый проект – проведение комплексной автоматизированной диагностики всей федеральной дорожной сети. Планируем выполнить эту задачу до конца 2019 года. Диагностика будет производиться спецавтомобилями, которые позволяют строить детальные 2D и 3D модели дорожного полотна в автоматическом режиме в движении на скорости до 100 км/ч. Автоматика за секунды выполнит расчет динамических модулей упругости слоев дорожной одежды и определит их остаточный срок службы. «Дорожные лаборатории» будут проводить оперативный и максимально точный анализ коэффициента сцепления автомобилей с дорогой, оценивать степень износа, выявлять участки потенциального образования трещин и деформаций. За счет проведения такой диагностики повысится эффективность расходов бюджета и будет достигнута экономия средств дорожного фонда. На основе полученных данных дорожники будут проводить превентивные мероприятия по повышению сохранности и качества дорожных покрытий. Это позволит увеличить межремонтные сроки при эксплуатации дорог.

Летом прошлого года Росавтодор и Фонд инфраструктурных и образовательных программ подписали соглашение о сотрудничестве. Какова цель вашей совместной работы, и какие задачи она позволит решить?

- Мы координируем наши действия в области внедрения инноваций, в том числе нанотехнологий, при строительстве автомобильных дорог. Российская наноиндустрия выпускает целый ряд инновационных продуктов, которые применяются или предполагаются к использованию в дорожных проектах – от компонентов покрытия проезжей части, до интеллектуальных систем безопасности и контроля. Цель нашего сотрудничества с Фондом - ускорить внедрение таких технологий и решений для того, чтобы в конечном счете сделать российские дороги долговечными и надежными.

Сейчас растут нагрузки на ось автотранспортных средств, которые перевозят грузы по нашим дорогам, с каждым годом повышается интенсивность движения – для того, чтобы обеспечить нормативный срок службы дорожных конструкций при таких условиях необходимо активное внедрение новых технических решений и инновационных материалов. Инновации позволят выполнить задачи по приведению уже к концу 2018 года всех федеральных трасс страны в нормативное состояние, а также удвоению межремонтных сроков службы покрытий.

Одной из самых амбициозных инициатив последнего времени стал анонсированный запуск тестовой трассы для испытания движения автомобилей-беспилотников на участке федеральной трассы М-7 «Волга». На какой стадии находится эта работа сегодня?

- В прошлом году началась реализация проекта «Караван» и сейчас в нем участвуют ведущие игроки рынка - это и транспортно-логистические компании, и телекоммуникационные. Участвуют и профильные ведомства, так как помимо подготовки соответствующей инфраструктуры должна быть выработана нормативная база. Наша задача за минимальные деньги обеспечить проезд такого автомобиля по трассе. Поэтому мы на начальном этапе начали совместно с потенциальными производителями реализовывать этот проект. Прежде всего с «КамАЗом».

Мы ставим перед собой задачу запустить пилотный участок для движения фур с автопилотом на участке трассы Казань – Набережные Челны в 2018 году. Эта трасса выбрана не случайно, так как она соответствует высоким стандартам качества и находится вблизи полигона «КамАЗа», который является одним из отечественных лидеров по беспилотным разработкам.

Надо понимать, что беспилотные технологии уже активно внедряются в последних моделях автомобилей всех ведущих производителей. Уверен, что большинство автолюбителей такими уже пользуются – это вспомогательные системы для водителей, обеспечивающие плавность движения, своевременное торможение, оптимальную парковку. Надо понимать, что появление беспилотников на федеральных дорогах это не единовременный процесс. Он будет проходить в несколько этапов. Сейчас мы готовимся к тому, что на трассу сможет выехать грузовик, который еще предполагает наличие в кабине водителя, но оборудован автоматизированными системами интеллектуальной помощи в управлении машиной. В дальнейшем такие программные комплексы будут совершенствоваться, постепенно мы подойдем к тому, что управлять транспортным средством будет полностью автоматизированная система – это уже полноценный беспилотник. Но данная стадия развития наступит, по расчетам и прогнозам экспертов, не раньше 2026 года.

Требуется ли для реализации этих проектов строительство особого типа дорог или особая модернизация уже существующих?

- Колоссальных инвестиций непосредственно в дорожную инфраструктуру не требуется. Безусловно, дорога должна быть в нормативном состоянии, качественной, с разделительным ограждением для встречных потоков, но в первую очередь для движения автомобиля беспилотника должна быть обеспечена его полноценная радиовидимость, чтобы компьютер на основе данных ГЛОНАСС или других датчиков мог четко ориентироваться по полосам и «видеть» движение машин рядом. В этом направлении мы ведем разработки и с АО «ГЛОНАСС» и с «Ростелекомом», мобильными операторами.


беседовал Алексей Ботев

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
  1. stham

    Они конечно нашли на чем эксперименты ставить - фуры, камазы. Беспилотники еще неизвестно как себя на дороге будут вести...

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений