Какие дороги планируется построить заново, какие реконструировать или отремонтировать в рамках развития международных транспортных коридоров в Приморье, читайте в материале «ДорИнфо».
Правительство РФ в конце прошлого года утвердило Концепцию развития международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», которая включает в себя конкретные действия по развитию коридоров, а также нормативные и организационные моменты. Современные и конкурентоспособные МТК планируется создать как за счет существующей инфраструктуры, так и за счет нового строительства. При этом коридоры рассматриваются как цельные пути доставки грузов - и по железнодорожным путям, и по воде, и по автодорогам. Какие дороги планируется построить заново, какие реконструировать или отремонтировать - читайте в материале «ДорИнфо».
Концепция развития МТК на Дальнем Востоке
Существующие международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» неконкурентоспособны из-за небольшой пропускной способности участков, административных барьеров и других факторов. Развитие же МТК является средством реализации транзитного потенциала Дальнего Востока, который обусловлен не только вектором внешнеполитического развития России, но и геоэкономическим расположением данных территорий, спецификой международных связей и международной интеграции, отмечается в тексте Концепции. Цель развития коридоров заключается в укреплении экономического международного сотрудничества, интеграции России в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона, социально-экономическом развитии территории Дальнего Востока и Байкальского региона.
Развитие коридоров решит задачи по повышению эффективности перевозочного процесса, сокращению рисков и транспортных издержек, обеспечению сохранности грузов, соблюдению сроков доставки. Повышение эффективности грузоперевозок планируется достичь за счет развития, обновления и модернизации инфраструктуры, повышения её пропускной способности, оптимизации грузовых поставок, развития современных логистических центров, устранения административных барьеров.
Эксперты транспортной отрасли соглашаются с тем, что инфраструктура Дальнего Востока нуждается в улучшении.
«В связи с развитием торговли между Россией и Китаем, в том числе в сегменте электронной коммерции, идет постоянный процесс обмена грузами между этими двумя странами. Поэтому, безусловно, развивать транспортный потенциал на Дальнем Востоке нужно», - прокомментировал «ДорИнфо» руководитель Восточного региона Itella в России Александр Ничипорчук.
«Реконструкция, расширение дорог и увеличение их качества просто необходимы в этом регионе, чтобы у транспортных компаний была возможность увеличить скорость доставки товаров и минимизировать себестоимость перевозок», - отмечает руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.
В Концепции выделяются пять основных категорий грузопотоков на территории Дальнего Востока и северных провинций Китая, которые и были взяты для определения дальнейшего развития МТК. Первый - российские перевозки в направлении портов Приморского края (совокупный грузооборот в 2015 году - 100 млн тонн, потенциал - до 120-160 млн тонн к 2020 году). Этот путь учитывается в плане мероприятий, но не является целевым для обоих МТК, поскольку его маршрут затрагивает только участок от Уссурийска до Находки. Второй грузопоток - наземное грузовое сообщение между Россией и Китаем, в основном это экспорт сырья, стройматериалов и удобрений. Развитие коридоров улучшит условия для этого потока, но не создаст предпосылок для существенного увеличения объемов внешней торговли в данной категории грузов (потенциал к 2020 году - до 35 млн тонн в год).
Третий поток - доставка грузов из Китая в другие страны АТР (не в Россию). Здесь имеется большой потенциал роста товарооборота, но для доставки грузов по территории России необходимо увеличить пропускную способность автодорог, мощности портов, упростить режим транзита грузов из Китая через Приморский край. В качестве четвертого грузопотока рассмотрена транзитная доставка грузов через Китай в Среднюю Азию, китайский реэкспорт грузов стран АТР и дальнего зарубежья в страны Средней Азии без доступа к морю. По этому потоку сейчас объем грузоперевозок ограничен, включает обширный перечень номенклатур, в 2015 году составил 10 млн тонн.
Пятый поток - доставка грузов между северо-восточными, центральными и южными провинциями Китая (250-300 млн тонн в 2015 году). Сейчас для грузооборота внутри КНР между тремя провинциями в основном используются железные дороги, ресурсы которых исчерпаны, а также порты. При этом расстояние от порта до городов в среднем составляет 1 тыс. км. В данном случае, как отмечается в Концепции, привлекательной альтернативой станет доставка грузов по территории Приморского края - это сократит наземный маршрут на 200-500 км, снизит стоимость доставки на 10-40%.
Именно последний поток и был взят за основной целевой показатель грузовой базы для развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». При этом мероприятия по развитию коридоров определены с учетом использования автодорог, железных дорог, с учетом тарифных политик транспортных компаний, платных объектов инфраструктуры и проч.
Дороги МТК «Приморье-1» и планы работ на них
Основными объектами, входящими в состав в МТК «Приморье-1», являются многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Пограничный», двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Полтавка», Железнодорожная станция Гродеково, железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Пограничный», ж/д линия Госграница - Гордеково - Владивосток, Находка - п. Восточный, автомобильные дороги от госграницы до портов во Владивостоке, Находке и Восточном, а также контейнерные терминалы и морские пункты пропуска в портах этих трех городов.
«В этом регионе сейчас далеко не все дороги надлежащего качества, поэтому работа в сторону улучшения дорожной инфраструктуры должна идти. Например, дорога из Уссурийска до станции «Гродеково» и автомобильного перехода «Пограничный» очень нуждается в расширении и улучшении качества. Однако стоит отметить, что уже много делается в этом направлении. Яркий пример – федеральная трасса «Владивосток - Хабаровск», где идет мощное строительство дороги», - отмечает Александр Ничипорчук.
Путь по Дальнему Востоку для китайского грузовика начинается с прохождения границы. Действующий сейчас МАПП «Пограничный» расположен между одноименным российским поселком и китайским городом Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян на 7-м км автодороги А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница». Пункт пропуска бесплатный, он имеет шесть полос для транспорта, в том числе четыре - для грузовиков, две - для автобусов. Ежесуточно через пункт пропуска проходит 86 грузовиков, в то время как проектная пропускная способность пункта - 130 грузовых машин в сутки. Текущая загрузка МАПП составляет 0,5 млн тонн в год, свободные мощности пункта - 0,1 млн тонн в год.
«Сдерживающим фактором грузового товарооборота является отсутствие современных многосторонних автомобильных пунктов пропуска (МАПП) и железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП) со стороны России. Указанные пункты пропуска не успевают быстро обрабатывать увеличивающиеся с каждым годом потоки товаров, в первую очередь из-за отсутствия современной инфраструктуры (сейчас одновременно может проверяться маленькое количество транспортных средств, подвижного состава) и устаревших IT-технологий», - комментирует Игорь Алексашов.
Для расширения существующего пункта пропуска предусматривается завершить строительство по ФЦП «Государственная граница РФ 2021-2021 годы» нового МАПП «Пограничный», через который в сутки смогут проходить 500 грузовиков, 200 автобусов, 600 легковых автомобилей. Пункт оборудуют пятью полосами на въезд и пятью полосами на выезд, 18 кабинами паспортного контроля. Работать пункт будет 23 часа в сутки с часовым технологическим перерывом. Ожидается, что грузооборот через новый пункт пропуска составит 2,2 млн тонн в год. Вместе с тем, специалистам еще предстоит определить источники финансирования для подключения объектов нового МАПП к электрическим сетям России, эти мероприятия не предусмотрены ФЦП «Государственная граница РФ 2021-2021 годы».
Еще один автомобильный пункт пропуска в составе «Приморье-1» расположен на 6-м км дороги «Полтавка - Заставка» в Октябрьском районе Приморского края. Сейчас ДАПП «Полтавка» выполняет функции вспомогательного пункта пропуска, компенсируя недостаточную пропускную способность указанного выше пункта по части пассажирского движения. Пункт имеет семь полос (одна пассажирская, три грузовых для въезда в Россию; одна пассажирская, две грузовых - на выезд). Фактически через пункт ежесуточно проезжают 200 грузовиков, что соответствует проектным показателям, загрузка пункта пропуска составляет 0,6 млн тонн в год, еще 0,3 млн тонн в год - свободные мощности пункта пропуска. В то же время при прохождении границы через ДАПП «Полтавка» взимается плата - 3 тыс. рублей за 1 грузовик.
Для расширения данного пункта пропуска Концепция предполагает строительство моста через реку Гранитная около ДАПП «Полтавка» за счет средств частного инвестора в связи с неудовлетворительным состоянием существующего мостового перехода. В случае привлечения частного капитала для строительства объекта проезд по нему, скорее всего, будет платным.
Что касается автодорожной сети от границы до морских портов Владивосток, Находка, Восточный в составе «Приморье-1», то в нее включены трасса А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница» протяженностью 112 км, планируемый к строительству Северный обход Уссурийска (предположительно 22 км), Обход села Раздольное, участок трассы А-370 «Хабаровск - Владивосток» (80 км), «Артем - Находка - Порт Восточный», «Владивосток - Находка - Порт Восточный», Подъезд к селу Покровка от трассы А-184, дороги «Покровка - Новогеоргиевка», «Галенки - Новогеоргиевка - Полтавка - Заставка». Все дороги сейчас бесплатные.
На трассе А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница» Концепция предполагает реконструкцию участка длиной почти 24 км с 72-го км по 96-й км, а также ремонт участка с 0-го км по 13-й км для пропуска транспорта на период строительства Северного обхода Уссурийска. Отметим, на этой дороге работы уже активно идут. Северный обход планируется построить, его ориентировочная протяженность составит 22,5 км. Дорога пройдет от Михайловки до трассы «Уссурийск - Пограничный - госграница» и позволит вывести транзитный транспорт с улиц Уссурийска. Весь обход села Раздольное протяженностью почти 16 км нуждается в капитальном ремонте. В МТК входит участок федеральной трассы А-370 «Уссури» (Хабаровск - Владивосток) с 670-го км по 750-й км. Здесь нуждаются в реконструкции два участка - с 703-го км по 715-й км и с 715-го км по 725-й км.
На региональной дороге «Владивосток - Находка - порт Восточный» уже построен 16-километровый обход Артема, движение по нему открыли в августе 2016 года. На последующем этапе (до 2020 года) предполагается строительство 25-километрового участка дороги с обходами Шкотово, Смоляниново с обеспечением проезда к городу Большой Камень. На этом этапе стоимостью 21 млрд рублей работы стартовали в начале 2017 года. Еще один этап работ на этой трассе предполагает строительство 105-километрового участка с обходами н. п. Петровка, Большой Камень, Фокино, Волчанец, Находка, Врангель и выходом на порт Восточный. Отдельные участки этой дороги могут быть платными.
В состав международного коридора входит участок трассы «Артем - Находка - порт Восточный» с 148-го км по 168-й км (непосредственно подъезд к мощностям порта), на всем протяжении отрезка покрытие нуждается в капитальном ремонте для развития МТК. Подъезд к селу Покровка протяженностью чуть более 13 км планируется реконструировать, как и всю дорогу «Покровка - Новогеоргиевка» длиной 22 км. На трассе «Галенки - Новогеоргиевка - Полтавка - Заставка» Концепция предусматривает реконструкцию участка длиной 15 км.
По оценкам экспертов, пропускная способность автодорог от граница до портов Владивосток, Находка и Восточный в настоящий момент составляет порядка 12,6 млн тонн грузов в год. Дороги загружены на 80%, сдерживающим фактором является прохождение дорог через населенные пункты. Работы на дорожных составляющих МТК «Приморье-1» позволят увеличить пропускную способность трасс, привести их в нормативное состояние. Ожидаемый максимальный дополнительный грузооборот от дорожно-строительных работ - 2-3 млн тонн в год.
Концепция предусматривает возможность взимания платы за проезд по вновь построенным участкам автодорог, мостам, но при наличии альтернативного бесплатного маршрута, отмечается в документе.
Руководитель Дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Сергей Ремизов в беседе с корреспондентом «ДорИнфо» отметил, что перевозчики не готовы пользоваться платной инфраструктурой. Более того он скептически отнесся к заявленным планам развития МТК. По его словам, «на бумагах» уже неоднократно заявлялись масштабные работы по развитию инфраструктуры, предоставление льгот, что должно было способствовать увеличению грузооборота между странами на Дальнем Востоке, однако сейчас поток очень небольшой, в том числе и из-за ряда сдерживающих факторов, в частности, низкой пропускной способности пограничных пунктов. Также, по словам эксперта, в планах развития коридоров больший акцент делается на развитии железнодорожных и морских транспортировках. Действительно, согласно тексту Концепции в портах и на железнодорожных линиях также запланированы работы по реконструкции и строительству объектов.
Дороги МТК «Приморье-2» и планы работ на них
В состав МТК «Приморье-2» в настоящий момент входят МАПП «Краскино», морской пункт пропуска «Зарубино», ЖДПП «Махалино», ж/д линия Госграница - Зарубино, автодороги от границы до порта Зарубино, а также универсальный терминал по перевалке контейнеров в Зарубино.
МАПП «Краскино» является единственным действующим пунктом пропуска на российской границе с китайской провинцией Цзилинь, он находится между приморским поселком Краскино и китайским городом Хуньчунь. Он бесплатный и имеет по одной полосе на въезд в Россию и выезд из России и для грузовиков, и для пассажирских транспортных средств. Текущая загрузка пункта составляет 0,15 млн тонн грузов в год, свободные мощности - 0,05 млн тонн в год. Здесь также планируется завершить строительство нового пункта пропуска, на котором будет по пять полос на въезд и выезд, с пропускной способностью 150 грузовиков в сутки, 50 легковых автомобилей, 50 автобусов. Пропускная способность «Краскино» составит 0,66 млн тонн грузов в год.
Автодорожная составляющая МТК «Приморье-2» представлена региональной дорогой «Раздольное - Хасан - Зарубино», «Краскино - Госграница», а также планируемым к строительству Обходом села Краскино. Эти дороги бесплатные.
Вместе с тем, для увеличения пропускной способности дорог и допустимой нагрузки на дорожную одежду более 11,5 тонны необходима реконструкция существующих участков дорог с расширением до четырех полос и строительство объездной трассы Краскино. В то же время в качестве альтернативы рассматривается вариант - строительство платной автомагистрали, идущей параллельно существующему маршруту от границы до порта Зарубино (реализация проекта до 2020 года). Для строительства платной трассы сначала необходимо подготовить технико-экономическое обоснование за счет средств заинтересованного инвестора. Работы на развитии дорожной сети «Приморье-2» позволят увеличить способность грузооборота на 15 млн тонн в год.
Специалисты считают, что российские перевозчики при выборе платного проезда и бесплатного маршрута будут ориентироваться на комфорт передвижения, расстояние, а особенно на тарифы.
«Перспектива у данного направления развития есть. Но стоит отметить, что платные трассы будут востребованы при ряде условий: приемлемой стоимости оплаты проезда, протяженности платных дорог, прохождении дороги в объезд проблемных участков основной трассы (мимо населенных пунктов и т.д.)», - отмечает руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК».
Также эксперты отмечают, что использование платных дорог в конечном счете отразится на стоимости товаров.
«Если вновь построенные дороги на Дальнем Востоке сделают платными, а возможности их объехать не будет, то перевозчики будут вынуждены пользоваться этими трассами и платить, но надо понимать, что в конечном итоге это может отразиться на стоимости товаров. При наличии путей объезда, вероятно, транспортные компании будут ими пользоваться. Но на выбор перевозчика, объезжать платные участки или нет, будут влиять в первую очередь качество дорожного полотна и размер платы за проезд», - рассказал руководитель Восточного региона Itella в России Александр Ничипорчук.
Руководитель АСМАП Сергей Ремизов отметил, что перевозчики вряд ли будут пользоваться платными дороги в Приморском крае.
Этапы развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»
В целом Концепция развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» предполагает три этапа работ с параллельной эксплуатацией МТК «Приморье-1», поскольку большая часть составляющих этого коридора уже существует. Также отмечается, что есть вероятность «не привлечения» проектируемых объемов грузопотоков, и поэтапное развитие МТК в этом случае позволит учитывать реальную обстановку.
Первый этап (2016 - 2017 годы) предусматривает эксплуатацию существующего МТК «Приморье-1» и проектирование работ на МТК «Приморье-2». На этом этапе планируется оптимизировать регуляторные ограничения для транзитных грузовиков из Китая, реконструировать МАПП «Пограничный» (из первого коридора) и МАПП «Краскино» (из второго коридора), реконструировать дорогу А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница» (часть работ уже выполнена по состоянию на январь 2017 года), а также разработку проектов и начала их реализации для инфраструктуры в составе МТК «Приморье-2».
На этом же этапе предполагается подготовка ТЭО по строительству новых объектов, определение круга инвесторов (в том числе и иностранных), а также заключение прединвестиционных соглашений (меморандумов) с инвесторами.
Второй этап - 2018 - 2019 годы - включает в себя эксплуатацию и развитие МТК «Приморье-1» и строительство объектов МТК «Приморье-2». По части дорог на втором этапе предполагается продолжить реконструкцию трассы А-184 «Уссурийск - Пограничный - госграница». Третий этап наиболее длительный - с 2020 по 2030 годы - предусматривает уже завершение создания инфраструктуры и полную эксплуатацию обоих коридоров.
В концепции отмечается, что финансирование этапов развития МТК планируется за счет бюджетных и внебюджетных средств (в том числе иностранного частного капитала), при этом риски для инвесторов, по мнению специалистов, работавших над документом, умеренные. Ожидается и социально-экономическое развитие территории Дальнего Востока за счет мультипликативного эффекта от развития МТК. Развитие двух коридоров даст вклад в экономику Приморского края, который к 2030 году приведет к увеличению реального ВВП на 30 млрд рублей в год (в ценах 2015 года), а также к росту налоговых поступлений на 5-6 млрд рублей в год и создаст до 4 тыс. новых рабочих мест. Также разработчики Концепции ожидают, что развитие МТК создаст привлекательные условия для частного бизнеса на территории Приморского края. Целевая модель развития коридоров предполагает ежегодный грузопоток к 2030 году по МТК «Приморье-1» 7 млн тонн, по МТК «Приморье-2» - 38 млн тонн, отмечается в документе.