Корреспондент «ДорИнфо» узнал, каким образом обеспечивается безопасность на федеральных трассах Северо-Запада

Автомобильные дороги всегда были зоной повышенной опасности. Поэтому, чтобы снизить риски для участников движения, дорожникам приходится предпринимать целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение безопасности, которая всегда остается одним из важных критериев качества дороги.

Для достижений высоких результатов здесь недостаточно производить своевременный ремонт и содержать полотно в нормативном состоянии. Безопасность - это и технические средства по предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций, и способность оперативно ликвидировать их последствия, если ЧС все-таки произошло. О том, что делается для безопасности автомобилистов, передвигающихся по дорогам Северо-Запада, корреспонденту «ДорИнфо» рассказал заместитель начальника отдела по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ «Севзапуправтодор» Алексей Курчаков.

- Алексей Григорьевич, после декабрьского коллапса, случившегося на трассе М-10 в Тверской области в конце 2012 года Росавтодор совместно с ГИБДД и МЧС на федеральном уровне начал разработку Регламента межведомственного взаимодействия. Этот документ призван четко разделить обязанности всех сторон, заинтересованных в обеспечении безопасности на федеральных трассах. Однако документ еще не принят. Как организовано взаимодействие Севзапуправтодора с профильными структурами в настоящее время?

По вопросам обеспечения безопасности на наших трассах проработана четкая схема взаимодействия. Центром, куда стекается вся информация с дорог, является диспетчерская служба Управления. Заявки о каких-либо дефектах поступают от ГИБДД и МЧС, из местных администраций, а также от самих пользователей дорог. У дежурного диспетчера заведен специальный журнал, в котором фиксируется характер заявки, источник информации и время ее поступления. Зимой обычно сообщают о гололедных явлениях и неубранном снеге. Летом это больше касается повреждений дорожного полотна, размывов обочин, отсутствия дорожных знаков.

Если заявка сложная, и требует вмешательства руководства Управления, информация передается заместителю начальника по вопросам содержания Павлу Брюхову. После этого он распоряжается действиями подрядных организаций. Но бывает, что для исправления ситуации не требуется участие руководящего состава. Тогда данные отправляются подрядчику напрямую, по линии диспетчерской службы. В этом случае вновь фиксируется момент передачи информации и время устранения подрядчиком выявленных недостатков. Но это больше касается вопросов содержания автодорог.

Что касается чрезвычайных ситуаций, то сейчас разрабатывается так называемый План действий. Этот документ определяет порядок работы всех дежурных смен, включает регламент работы комиссии по ЧС, алгоритм действий дежурной смены и руководства, схемы оповещения комиссии, схемы связи с МЧС, ГИБДД и прочими структурами. Здесь также прописан календарный план основных профилактических мероприятий на дорогах, состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС, а также расположение подрядных организаций. На картах обозначены потенциально опасные участки, где может возникнуть ЧС (например, подтопление во время паводка) и схемы их объезда. Несмотря на то, что этот документ разрабатывался для сотрудников Управления, мы его согласуем с МЧС, ГИБДД и прочими заинтересованными ведомствами, включая штаб военного округа. Таким образом, в случае ЧС мы имеем возможность скоординировать свои действия. Также с ведомствами подписаны соглашения о сотрудничестве.

Вопросами межведомственного взаимодействия занимаются и сами подрядчики на местном уровне. Они разрабатывают собственные планы по ликвидации ЧС и согласовывают их в территориальных органах МЧС и ГИБДД, налаживают контакты с местными администрациями.

Также в Управлении разработан еще один важный документ – план прикрытия участка М-10 «Россия», проходящего по Ленинградской области. Это самая сложная дорога, которая находится в нашем управлении. Документ аналогичен Плану действий, но в его разработке принимали участие гораздо больше ведомств. Помимо ГИБДД и МЧС план согласован в скорой помощи, Аварийно-спасательной службе, в противопожарной охране, а также утвержден в Росавтодоре. Таким образом, все эти структуры заранее знают что делать, если вдруг случится чрезвычайная ситуация.

Стоит отметить еще один нюанс межведомственного взаимодействия. В Управлении нет специализированного оборудования, поэтому оповещением населения о вероятных неблагоприятных условиях, на основании нашей информации, занимается МЧС.

- В конце мая ФКУ «Севзапуправтодор» совместно с МЧС и ГИБДД проводило учения. Каковы их результаты, можно ли сказать, что механизм взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций отработан достаточно хорошо?

Это уже не первые совместные учения по отработке этого вопроса. В конце декабря 2012 года мы выступили с инициативой по проведению командно-штабной тренировки. Грубо говоря, это стало проверкой связи - были задействованы только дежурные смены без привлечения сил и средств. Диспетчеры по телефону отрабатывали схему взаимодействия, причем вполне успешно.

Согласно вводной, на пульт оперативного дежурного УГИБДД по Ленобласти в 11.10 поступило сообщение от автомобилистов о ДТП на 73 км трассы А-181 «Скандинавия». Столкнулись два грузовика: лесовоз Скания и топливозаправщик Вольво. Сначала информация о происшествии передается дежурному экипажу ГИБДД. Инспекторы должны обеспечить управление дорожным движением. Следующие на очереди: скорая помощь, Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС и диспетчерская подрядной организации. Затем подрядчик доносит сообщение о ДТП в Управление. Прохождение информации заняло 23 минуты. По сценарию через 15 минут на место происшествия прибывают инспекторы ГИБДД, через 25 - МЧС. Также, спустя 25 минут после поступления сигнала в 11.50 на ликвидацию ЧС приезжают специалисты подрядной организации. Дорожники совместно со спасателями растаскивают попавшие в аварию грузовики и устраняют угрозу возникновения ЧС техногенного характера из-за разлитого топлива. В 14.30 в «Севзапуправтодор» проведен доклад о ликвидации последствий ДТП. Эта тренировка показала, что связь между ведомствами налажена.

Такая же ситуация, но уже с привлечением технических средств, была отработана 23 мая на участке 0 - 1 км подъезда к городу Тосно в Ленинградской области. В этот раз по легенде столкнулись бензовоз, пассажирский автобус и три легковых автомобиля - то есть мы постарались смоделировать одну из наиболее сложных ситуаций. Движение было перекрыто на 40 минут - этого хватило, чтобы ликвидировать последствия ДТП, растащить столкнувшиеся автомобили и вертолетом МЧС эвакуировать раненных. Все службы сработали слаженно, оперативно. Так что можно говорить, что межведомственное взаимодействие у нас отработано на достаточно высоком уровне.

- Но главная задача - предупредить возникновение опасной ситуации. Какие технические средства применяются в Управлении для того, чтобы обезопасить автомобилистов?

В первую очередь стоит назвать автоматизированную информационно-измерительную систему (АИИС) «МетеоТрасса». Система предназначена для обеспечения службы содержания автомобильных дорог своевременной метеорологической информацией. На основании получаемых данных диспетчер может прогнозировать возникновение неблагоприятных погодных явлений. При угрозе их возникновения информация пересылается в ЦУКС МЧС, а так же СМС-сообщением руководству Управления. АИИС оборудована камерами видеонаблюдения, что позволяет визуально оценить состояние дороги. Система также позволяет более эффективно взаимодействовать с подрядчиками.

С этого года дороги Северо-Запада начнут подключаться к АСУДД, развернутой на Кольцевой автодороге вокруг Санкт-Петербурга. Таким образом, в регионе будет разворачиваться полноценная Интеллектуальная транспортная система. Этот процесс растянется не на один год. Новое оборудование будет появляться постепенно, симметрично реконструкции автодорог. На первом этапе к АСУДД будет подключена дорога А-121 «Сортавала». На очереди Р-21 «Кола». В текущем году планируется начать работы по реконструкции трассы М-181 «Скандинавия». По предварительным данным работы на всей ее протяженности будут закончены к 2018 году. К этому моменту между Петербургом и Выборгом вместо старой четырехполосной появится современная «умная» дорога на шесть полос движения.

- В вопросе безопасности невозможно обойти тему сохранности автотрасс, ведь любой дефект дорожного покрытия повышает вероятность возникновения ДТП. Каким образом Управление следит за содержанием дорог?

Мы довольно жестко работаем с подрядчиками. С начала 2013 года вступил в силу приказ Минтранса №163, который определяет порядок проведения оценки уровня содержания федеральный автодорог. По сути дела это оценка действий наших подрядчиков.

В госконтрактах на обслуживание прописывается уровень содержания дорог. Существует всего три показателя содержания, которые Управление может задавать как заказчик: допустимый, средний и высокий. Каждый из них характеризуется определенными допусками. Например, при высоком уровне недолжно быть никаких дефектов дорожного покрытия. Средний уровень содержания дороги категории I-Б, такой как А-121 «Сортавала», весной допускает 1 кв. м выбоин на 1 000 кв. м покрытия. При этом установлены предельные размеры разрушений, так называемые аварийные ямы размером 5х15х60 см. Если такие дефекты не устранены в положенные сроки, то подрядчику ставиться «двойка» и к нему применяются соответствующие меры за невыполнения обязательств по госконтракту.

Состояния трасс контролируется на нескольких уровнях. Как уже говорилось выше, время появления дефектов на дороге фиксируется в журнале, и если они не устраняются вовремя, подрядчику просто не перечисляют часть средств. Как минимум раз в неделю сотрудники отдела объезжают все трассы, и если обнаруживаются какие-либо дефекты, выписывают предписание на их устранение. Затем раз в месяц проходит приемка выполненных работ и по каждому пропущенному дефекту выставляется коэффициент снятия, на основании которого будет рассчитана сумма, которая будет удержана с подрядной организации за невыполнение условий договора. Затем, раз в квартал, с проверкой уже нашей работы состояние федеральных трасс оценивают специалисты ФКУ «Росдортехнология».

- Но несмотря на проводимый комплекс работ проблемы остаются. В чем причина?

Причина характерна для всех российских дорог - хронический недоремонт. Управление не получает достаточно средств, чтобы провести работы везде, где это необходимо. Но стоит отметить, что эта ситуация постепенно исправляется. В течение последних 7 лет объем работ заметно вырос, и нам удалось привести в порядок многие трассы. К тому же добиться удовлетворительного качества дорог нам зачастую удается лишь за счет содержания. Мы делаем так называемый ремонт «картами». Технология та же, что и при обычном ремонте, но в этом случае слой износа меняется на небольших, наиболее проблемных участках. Цвет нового асфальта выделяется и появляется ощущение, что на дорогах темными прямоугольниками положены карты - отсюда и название. Некоторые дороги остро нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции, особенно в восточной части Ленинградской области. Там необходимо менять основание, но опять же все упирается в финансовый вопрос.

Но проблем хватает и без этого. На безопасность существенно влияет появление незаконных съездов. Чаще всего они появляются в районах, где добывают древесину. С этой проблемой мы боремся, но вопрос остается открытым. Хотя нарушают не только владельцы лесовозов. На 452 км трассы А-114 в деревне Усть-Шомушка Ленинградской области, предприимчивый коммерсант самовольно сделал съезд к кафе и поставил знаки стоянки. Заезд на такую парковку - опасный вираж для водителей. Этот съезд ранее не согласовали в Управлении из соображений безопасности движения, но такое решение предпринимателя не устроило. Теперь с этим вопросом будет разбираться суд. Незадачливому коммерсанту придется возместить ущерб, нанесенный дороге.

Илья БЕЗРУЧКО

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789