Покупая доступное жилье в Мурино и Новом Девяткино, люди, конечно, не надеются на комфорт высочайшего класса, понимая, что чем-то ради более низкой стоимости квартиры придется пожертвовать. Однако многие просто не представляют, насколько сложной сейчас является транспортная ситуация в этих районах.
На территории поселков Мурино и Нового Девяткино, которые относятся к Ленобласти, но фактически являются продолжением Санкт-Петербурга за КАД, уже сейчас располагается более 30 жилых комплексов, в которых проживают десятки тысяч людей. Строительство здесь еще продолжается. Существующие узкие дороги, построенные много лет назад для сельских территорий, но не для огромных районов многоэтажной застройки, явно не были рассчитаны на такое количество автомобилей. Поселки по сути превратили в часть мегаполиса, забыв, что и инфраструктуру, в первую очередь, дорожную, нужно существенно модернизировать.
Поселок Мурино занимает территорию справа и слева от железной дороги в районе станции метро «Девяткино». Ту часть, что расположена слева от железнодорожных путей (если смотреть на карту) принято называть Западное Мурино, справа — Мурино, далее идет Новое Девяткино. И дорожные проблемы этих территорий стоит рассматривать по-отдельности.
Мурино и Новое Девяткино
Основными автомобильными путями в Мурино и Новом Девяткино, обслуживающими десятки тысяч людей, являются два небольших шоссе, хотя таковыми их назвать сложно. Речь идет о Токсовском шоссе, имеющем развязку с КАД, и шоссе в Лаврики, уходящем от Токсовского в деревню Лаврики к молокозаводу. Практически все остальные дороги являются внутриквартальными проездами между домами, но за неимением других путей они используются как улицы общего пользования.
«Практически все дорожки на территории ЖК «Девяткино» в Новом Девяткино и улица Арсенальная заполнены машинами утром и вечером, плюс сплошной поток стоит из деревни Лаврики. В районе моста через реку Охта два потока сливаются вместе, и всё это стоит до Токсовского шоссе, где нет никаких светофоров, и никому не выехать», — говорит местная жительница Алина Романова (имя изменено по просьбе собеседницы - ред.).
В декабре 2016 года жители Мурино и Нового Девяткино из-за транспортных проблем даже провели согласованный пикет, чтобы привлечь внимание федеральных властей и Президента РФ Владимира Путина. В частности, местные жители просили выделить федеральные средства на строительство бесплатной дороги в обход Мурино и Нового Девяткино. На их плакатах были написаны такие лозунги: «Нет строительству без дорог!», «Нет транспортной блокаде Девяткино!», «Дрозденко, где дороги?!» и другие. Тогда активистам удалось собрать несколько сотен подписей.
Как видят решение проблемы власти
Власти Ленинградской области разработали вариант поэтапного решения транспортной проблемы новостроек Мурино и Нового Девяткино. Для территории справа от железной дороги планируется сделать так называемый «обход Мурино справа» — здесь хотят построить платную скоростную дорогу от КАД до трассы Санкт-Петербург — Матокса в створе Пискаревского проспекта. Длина четырехполосной дороги составит 7,2 км. Предполагается устройство двух двухуровневых транспортных развязок, моста через реку Большая Охта и путепровода.
Дорогу хотят сделать платной только для транзитных машин, а для жителей Мурино она будет бесплатной. Стоимость дороги оценивается в 5,7 млрд рублей, проект и финансовую модель, по данным чиновников, планируется полностью подготовить к середине 2017 года. Вероятнее всего, она будет строиться по схеме государственно-частного партнерства, однако инвестор еще не найден, а приблизительные сроки строительства неизвестны.
«Эта дорога не решит проблемы. Уже сейчас здесь много жилых комплексов построено, собираются построить огромный многотысячный ЖК «Галактика», компания ЦДС строит ЖК «Муринский Посад», который будет, как минимум, в два раза больше, чем существующий немаленький ЖК «Девяткино», дальше идет много других жилых комплексов. Дорога в продолжение Пискаревского проспекта будет идти в обход всего, как кольцевая. Как она нам поможет? Мы, жители, хотим отсюда выехать, как нам выезжать? Говорят, что она разгрузит Токсовское шоссе от грузового транспорта, но за деньги никто на грузовиках по ней ездить не будет. Зачем, если можно проехать через двор на Арсенальной улице бесплатно. Может, процентов на десять машинопоток и снизится, но проблема решена не будет. Нам нужно расширять существующие дороги», — убеждена Алина Романова.
Что предлагают местные жители
В декабре 2016 года глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский пригласил на встречу активистов и местных жителей, чтобы они рассказали о своих предложениях по улучшению транспортной обстановки Мурино и Нового Девяткино. В первую очередь жители предлагают построить небольшой участок от дороги Санкт-Петербург — Матокса до шоссе в Лаврики.
«Это так называемый аппендикс между Токсовским шоссе и дорогой, идущей в ЖК «Девяткино», нужно проложить буквально 500 метров дороги по территории застройщика «Дальпитерстрой». В свое время компания приостановила строительство жилого комплекса здесь, но сейчас она получила разрешение на строительство и возобновляет работы», — поясняет Алина.
По данному предложению жителей уже есть положительные сдвиги. До 1 мая 2017 года застройщик должен спроектировать участок дороги, а до 1 июля 2017 года уже ввести его в эксплуатацию с тротуаром и освещением. Соответствующее решение было принято главой администрации Всеволожского района и директором ООО «Дальпитерстрой» в декабре 2016 года (копия документа имеется в распоряжении редакции). Предполагается, что дорога будет двухполосной, плюс будет полоса разгона.
«Если появится эта небольшая дорога, то огромный поток машин не будет проезжать через дворы, где находятся детские площадки и детские сады, ведь по кадастровой карте это внутриквартальные проезды для жителей, а не сквозной проезд. Этот небольшой кусочек очень поможет тем, кто живет и в Новом Девяткино, и в Мурино, и в Лавриках, потому что им не придется стоять в длинной пробке до Токсовского шоссе», — добавляет местная жительница.
Мост через реку Охта, на той стороне Арсенальная улица. Фото сделано от шоссе в Лаврики.
Еще одно предложение местных жителей — дорога в продолжение Арсенальной улицы от моста через Охту к метро «Девяткино», по улице Боровая. Дорога частично построена, и по предыдущему Генплану поселения она должна была выходить от шоссе в Лаврики к метро, однако сейчас здесь стоит кирпич. По словам активистов и общественников, между застройщиком Bonava и властями есть договоренность, что компания полностью построит эту дорогу до метро, но, скорее всего, она будет перекрыта, потому что есть противники.
Дорога к метро Девяткино в Мурино
Глава Всеволожского района Андрей Низовский поддерживает жителей в данном предложении и считает, что здесь можно организовать как минимум одностороннее и круговое движение. Глава администрации Муринского сельского поселения Валерий Гаркавый выступает против того, чтобы дорога была сквозной.
«Можно сделать все, что угодно, но какой мы реально получим результат? Тот поток машин, который выходит на шоссе в Лаврики нужно учитывать, там движение стоит полностью. У метро – непрерывное движение автобусов, областных, муниципальных. Кроме того, в том квартале, у Привокзальной площади, уже живут 5000 человек. С площади существует два выезда. Я соглашусь – хорошо, если будет третий проезд. Но он должен работать не на въезд, а наоборот – на выезд. В случае если мы будем изменять генеральный план, то это решение нужно принимать не интуитивно, а основываясь на математическом расчете, точно понимая объем транспортных потоков. Что в итоге даст транзит через площадь? Уже сейчас стоит улица Вокзальная на выезд на Токсовское шоссе. Еще раз скажу – уже там живет 5000 человек. Сдадут очередные дома – будет 10 000», — сказал Гаркавый на встрече с активистами Новодевяткинского и Муринского поселений, посвященной развитию транспортной инфраструктуры территории (встреча прошла 12 января 2017 года, стенограмма обсуждения размещена на сайте администрации Всеволожского района - авт.).
Активисты и местные жители считают, что на самом деле мотивы у представителей администрации и Совета депутатов Муринского сельского поселения, выступающих против дороги к метро, совсем другие.
«У одного здесь сделана платная парковка непонятно на каком основании, рынок сельскохозяйственный, где уже и «Лента» построена и всё на свете. У метро незаконно построены ларьки, у владельцев которых уже давным-давно закончились арендные отношения. У второго свои интересы, поэтому сквозной проезд к метро им здесь не выгоден», — поясняют активисты.
Начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района Евгений Бородаенко на встрече с активистами заявил о том, что первоочередной задачей для властей сейчас стоит запрет или приостановка застройки торговой зоны, которая продолжает развиваться на Привокзальной площади и делает идею о разгрузке транспортных потоков неосуществимой в принципе. «Уже сейчас между «Лентой» и жилыми домами невозможно проехать двум машинам. Если приостановить строительство, то по существующей транспортной схеме здесь можно пустить односторонний поток, который будет доставлять людей к метро», — считает Бородаенко.
Проезд рядом с «Лентой»
А пока, чтобы доехать до метро, люди вынуждены стоять в огромной пробке до Токсовского шоссе, и уже с него сворачивать на дорогу к метро, поскольку другого пути просто нет. Причем, пешеходы вынуждены проделывать практически такой же путь, лишь немного короче. А к метро с утра многие автомобилисты подвозят своих детей, которые учатся в школе на другой стороне железной дороги, в Западном Мурино. Попасть в нее дети могут только пешком через туннель у метро «Девяткино», проезда нет ни одного. В Западное Мурино из Мурино на автомобиле не попасть. На общественном транспорте доехать до метро тоже сложно, поскольку его почти нет, ходит несколько маршруток, но с первого раза попасть в одну из них невозможно, удается протиснуться только с третьего или четвертого раза. Есть еще одна школа в Новом Девяткино, но она уже переполнена, дети здесь учатся в две смены. Многие вынуждены ходить пешком, но важно понимать, что территория здесь немаленькая, а тротуаров зачастую нет, либо они идут вплотную к дороге.
Шоссе в Лаврики
Что еще можно предпринять
По словам местных жителей, в этом году планируется расширить Токсовское шоссе: построить дополнительную реверсную полосу и с двух сторон сделать полосы разгона. Это частично должно улучшить ситуацию. Глава Всеволожского района уже согласовал вопрос организации реверсивного движения по Токсовскому шоссе с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко. Также есть широкая улица от Скандинавского проезда к шоссе в Лаврики, но застройщик, когда строил здесь дорогу, лишь частично смог построить ее широкой. Небольшой участок остался однополосным, поскольку помешал частный дом, стоящий прямо на пути. В итоге движение на участке улицы одностороннее, как раз в направлении от метро к шоссе Лаврики.
«Администрация Мурино не захотела выкупать этот дом у жильца, а хотела, чтобы застройщик бесплатно сделал эту дорогу. Он ее сделал на существующей деревенской аллее. Здесь бы мог получиться широкий прямой проспект к метро. Деньги на выкуп земельного участка нужно закладывать в бюджет, это будет нескоро, поэтому мы и предлагаем временно сделать дорогу от моста через Охту, потому что застройщик ее всё равно будет достраивать, и не нужно на это тратить деньги из бюджета. Нужно просто ее открыть, и хотя бы пустить здесь общественный транспорт, чтобы люди могли добираться до метро удобно», — считает Алина Романова.
В итоге, чтобы не стоять в многочасовых пробках, многие жители Мурино и Нового Девяткино отказались ездить на машинах по будням, пользуются ими только на выходных. Хотя, и в выходные здесь не проедешь с ветерком.
Западное Мурино
Если в Мурино и Новом Девяткино есть хотя бы две дороги, то в Западном Мурино, где жилых комплексов еще больше, дорога на въезд и выезд всего одна — так называемая дорога на Бугры, идущая вдоль КАД.
«Пробка у нас утром и вечером, и если авария какая-нибудь произойдет, всё стоит, а аварии случаются довольно часто. Стоять можно час-полтора. Пробка на выезд из микрорайона стоит вечером и утром, а на въезд — только если авария, или машины по встречке едут. Сейчас открыт выезд через поля на Бугры, по вертолетной дороге, поэтому ситуация еще более менее. Но вот если авария, то все, полный коллапс, не въехать, не выехать. Самое ужасное, что не пропустить ни скорую, ни пожарную, так как две узкие полосы, а обочины нет», — рассказывает о ситуации в Западном Мурино местная жительница Мария Кикоть.
К слову, некоторые жители Западного Мурино свою пробку пытаются объехать через Мурино и Новое Девяткино, по шоссе в Лаврики и Токсовскогому шоссе, считая, что там пробка меньше. Выехать на шоссе в Лаврики можно через гаражный кооператив, за проезд по которому с водителей тут берут по 50 рублей.
Для решения транспортной проблемы Западного Мурино областные власти подготовили два проекта. Первый — «прокол» под КАД, который сделают от улицы Верхней до дороги на Бугры, недалеко от железной дороги. Саму дорогу также предполагается расширить. По заявлениям чиновников, «прокол» должен быть готов уже к 1 мая 2017 года. Следующий этап — строительство развязки с КАД, которая выйдет в Западное Мурино в направлении метро «Девяткино». Стоимость этого этапа — около 1,2 млрд рублей. В конце 2016 года сообщалось, что проект развязки направлен в госэкспертизу, строительство должно начаться в 2017 году. Развязка будет включать в себя кольцо в створе Охтинской аллеи, дальше на север от кольца предполагается построить дорогу мимо метро «Девяткино», через железную дорогу с выездом на Токсовское шоссе.
«Данное решение властей могло бы улучшить транспортную ситуацию в микрорайоне, если бы они просто сделали развязку для выезда из нашего квартала. Но поскольку дорога пойдет на север, на ту сторону Мурино, да еще и мимо наших жилых домов, а дорога по проекту будет четырехполосная, есть сомнения. Думаю, мы просто после строительства упремся в то, что трафик с той стороны, плюс наш трафик, плюс объездной трафик на Матоксу с КАД объединятся. Не знаю, рассчитывал ли кто-то данную нагрузку вообще. В нашем районе будет больше 50 тысяч квартир, это 100 тысяч человек минимум, плюс та сторона. Надеюсь, что власти все рассчитали при проекте», — рассуждает Мария Кикоть.
На строительство «прокола» под КАД потребуется около 700 млн рублей, на строительство развязки — еще порядка 1,2 млрд рублей, стоимость дороги в продолжение Пискаревского проспекта пока не озвучивается, но можно предположить, что она будет далеко не самой дешевой, раз предполагается привлечение частных инвесторов. К тому же власти привлекут и средства застройщиков, работающих в Мурино и Новом Девяткино.
Об этих дорожных проектах стоило подумать еще тогда, когда застройщикам выдавались многочисленные разрешения на строительство высотных жилых комплексов, явно не подходящих для сельской транспортной инфраструктуры. Многим жителям Мурино и Нового Девяткино, когда они покупали жилье в новом микрорайоне, обещали и дороги, и удобства, но на деле они вынуждены бороться за транспортную доступность своего жилья самостоятельно.
Дарья Смирнова