ГЧП - это аббревиатура уже не страшит бизнес. Напротив, инвесторы готовы вкладывать деньги в крупные инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства. Очередным подтверждением этого тезиса стала реакция участников транспортного инвестиционного клуба на презентацию крупнейших инвестпроектов дорожной отрасли России.
ГЧП - это аббревиатура уже не страшит бизнес. Напротив, инвесторы готовы вкладывать деньги в крупные инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства. Очередным подтверждением этого тезиса стала реакция участников транспортного инвестиционного клуба на презентацию крупнейших инвестпроектов дорожной отрасли России.
Встреча состоялась 21 июня при участии Министра транспорта России Максима Соколова в рамках Петербургского международного экономического форума-2013. В деловой встрече Транспортного инвестиционного клуба также приняли участие топ-менеджеры и представители инвестиционных, инфраструктурных, юридических, строительных, консалтинговых и финансовых компаний. В числе наиболее известных «European Bank for Reconstruction and Development», «Goldman Sachs», «Стэндарт энд Пурс», Российский Фонд Прямых Инвестиций, «Газпромбанк», «Сбербанк России», «Банк ВТБ», «Сосьете Женераль», «ЮниКредит Банк» и другие.
Государственная компания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство представили планы строительства скоростной платной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петребург», моста через реку Лена в Якутии, а также создания системы взимания платы (СВП) с владельцев грузовиков массой более 12 тонн.
СПАД для экономического роста
"От общих подходов мы переходим к конкретным проектам. Сегодня государственной компанией «Автодор» будет представлен концессионный проект строительства 140 км скоростной платной автомобильной дороги (СПАД) Москва – Санкт-Петербург со стороны северной столицы. Концессионный проект строительства этого участка важен не только с точки зрения привлечения частных инвестиций, но и с точки зрения реализации нового механизма государственно-частного партнерства", - заявил, открывая встречу, Максим Соколов.
С основными условиями проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684» участников познакомил председатель правления Государственной компании "Автодор" Сергей Кельбах.
Конкурс был объявлен 17 июня 2013 года. С конкурсной документацией можно ознакомиться на сайте Государственной компании «Автодор». Конкурс будет проходить в два этапа. Заявки на участие в нем будут приниматься до 2 сентября 2013 года.
Участок протяженностью 138,8 км будет построен за три года (2015 – 2017). Общая стоимость строительства объекта составляет 83,1 млрд. руб. Финансирование строительства будет осуществляться концедентом и концессионером в следующей пропорции: 75% и 25%.
Участок 543-й км - 684-й км пройдет по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Он будет соответствовать высшей категории IA. Расчетная скорость движения по автомагистрали составляет 150 км/ч. С 646-го по 684-й км автомагистраль будет шестиполосной, с 543-го по 646-й км – четырехполосной. При строительстве участка будет возведено 52 моста и путепровода, один тоннель и три транспортные развязки. Со стороны Петербурга новая трасса будет примыкать к Кольцевой автодороге в районе створа Западного скоростного диаметра. Обе платные дороги станут частью скоростного транзитного коридора Москва - Хельсинки.
Проект прошел Главгосэкспертизу и отвечает требованиям минимального воздействия на окружающую природную среду. Будучи расположенным в относительной близости от существующей автомобильной дороги М-10 «Россия», данный вариант обеспечивает возможность сохранения сложившихся транспортных связей внутри субъектов Федерации и учитывает перспективное развитие транспортной инфраструктуры.
Автомагистраль станет важным элемента Санкт-Петербургского транспортного узла, и позволит вывести часть трафика с существующей перегруженной сети автодорог. Кроме того, новая автодорога обеспечит межрегиональное сообщение, поскольку она начинается и заканчивается на развязках с существующими федеральными трассами: Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга на 684 км и трассой М-10 на 543 км. Участок имеет самостоятельное транспортное значение и, вместе с тем, его ввод в эксплуатацию будет синхронизирован с запуском следующего участка дороги Москва - Санкт-Петербург (334 км - 543-й км).
После завершения строительства концессионер в течение 24 лет будет заниматься эксплуатацией участка, включая проведение ремонтов, капитальных ремонтов и осуществлять сбор платы за проезд в пользу концедента. Проектной документацией предусмотрена закрытая система взимания платы за проезд, т.е. устройство пунктов взимания платы (ПВП) на всех въездах и выездах с платной дороги. В настоящее время проект предусматривает размещение следующих ПВП: на 545 км, на 647 км, а также на 679 км. Размер платы за проезд будет определяться на основании фактически пройденного расстояния.
Концессионным соглашением предусмотрен сбор платы концессионером в пользу концедента. Концедент утверждает тарифные ставки в пределах установленных концессионным соглашением границ с применением методики средневзвешенного тарифа. Для легковых автомобилей тариф будет колебаться в пределах 1,75 - 2,60 рублей за км. По словам Сергея Кельбаха трасса М-11 полностью откроется летом 2018 года и стоимость проезда от Москвы до Петербурга составит порядка тысячи рублей.
Мост через Лену
Еще один объект транспортной инфраструктуры, запланированный Росавтодором, будет основываться на принципах государственно-частного партнерства. После строительства моста через реку Лена в районе города Якутска, в регион будет налажена круглосуточная бесперебойная поставка грузов. В итоге реализация проекта даст мощный импульс экономическому развитию всего Дальнего Востока.
В техническом плане он представляет собой комплекс автомобильного мостового перехода. Он состоит непосредственно из моста длиной 3 181 метр, автодорожных подходов к нему с примыканием к трассам «Лена» и «Умнас» общей протяженностью 18 км. Также концессионер должен обустроить инженерно-технические сооружения, сооружения охраны и эксплуатации моста.
Строительство должно занять 6 лет, его стоимость составит 64 млрд рублей. Концессионеру предстоит разработать проектную документацию, построить переход, и затем эксплуатировать его в течение 8 лет. Проезд по мосту будет бесплатным и затраты инвестора будет возмещать государство.
Стоит отметить, что как и в проекте по строительству участка СПАД, заказчик, в данном случае Федеральное дорожное агентство берет на себя все вопросы по подготовке территории и предоставлению земельных участков под строительство.
Еще три буквы - СВП
С начала 2015 года перевозчикам придется выплачивать 3,5 рубля за каждый километр, пройденный по федеральным дорогам. Конкурс на создание системы взимания платы (СВП) с владельцев транспортных средств массой более 12 тонн планируется объявить уже в июле 2013 года. Система же должна быть сдана в эксплуатацию в ноябре 2014 года.
По расчетам специалистов, благодаря реализации проекта прогнозируемый прирост ВВП России составит от 189 млрд руб. в 2015 году, а к 2024 году это значение может достигнуть 363 млрд. рублей. Объемы налоговых поступлений могут составить соответственно от 83 млрд. рублей в 2015 году до 159 млрд. руб. в 2024 году. Предполагается, что с 2015 года, в связи с введением платы в доход федерального бюджета будет дополнительно поступать более 50 млрд рублей с дальнейшей индексацией этой суммы.
СВП предполагает, что каждый грузовой автомобиль массой свыше 12 тон (согласно конкурсным требованиям не менее 92%) будет оборудован специализированным бортовым устройством, которое при помощи технологии ГОЛАНАСС (или ГЛОНАСС/GPS) будет определять пройденное автомобилем расстояние. Стоимость проезда составит 3,5 рубля за каждый километр. При этом взимание платы будет происходить в безостановочном режиме. За этим будут следить системы стационарного и мобильного контроля. Все данные будут стекаться в центр управления и мониторинга СВП. Исчерпывающая информация о работе СВП будет круглосуточно доступна пользователям в центрах информационной поддержки. Получить консультацию, а также оформить запрос на выдачу бортовых устройств можно будет в колл-центре или по средствам интернет-сайта.
«Мы берем за основу принцип «пользователь платит», согласно которому бизнес несет прямую ответственность за свою деятельность и возмещает ущерб, причиняемый государственной инфраструктуре. Такой подход является обоснованным, так как воздействие одного грузового автомобиля массой свыше 12 тонн на дорожное покрытие эквивалентно воздействию около 50 тысяч легковых автомобилей», - отметил Роман Старовойт.
Одной из составляющих СПВ станет автоматизированная система весогабаритного контроля. В 2014 году на федеральных трассах появится более 50 автоматизированных постов. Таким образом, на федеральных трассах будет решена проблема весогабаритного контроля.
Однако проект СВП, в глобальном смысле, нуждается в доработке. Система создается для возмещения ущерба автомобильным дорогам, нанесенного грузовиками. Но она распространяется лишь на федеральную сеть дорог. Таким образом, перевозчики желающие сэкономить отправятся на региональные трассы. Учитывая, что местная сеть дорог расчитана на гораздо меньшие нагрузки, нежели федеральные дороги, это грозит серьезными проблемами для регионов. Роман Старовойт считает, что это стимулирует властей субъектов федерации параллельно с Росавтодором внедрять аналогичные системы на территории регионов.
Также остается открытым вопрос налогообложения перевозчиков. В себестоимости товара расходы на перевозку составляют около 20%, в то время как европейские коллеги затрачивают около 12%. С добавлением нового платежа за перемещение по федеральным дорогам издержки увеличатся. Однако СПВ можно использовать как инструмент гармонизации отчислений на основе принципа «пользователь платит». «Проект СПВ проходил общественное обсуждение, - прокомментировал Старовойт. - Но если у перевозчиков есть конструктивные предложения, мы готовы к диалогу».
Глава Росавтодора заявил, что подобная система успешно работает в ряде европейских стран. СПВ будет создаваться на принципах государственно-частного партнерства. В ходе обсуждения представители бизнес-сообщества отметили, что ФДА выставляет жесткие требования к концессионеру, которая займется реализацией проекта. В ответ Роман Старовойт отметил, что компания, которая займется созданием, а затем долгосрочной эксплуатацией системы придется работать с личными данными пользователей, что предполагает серьезную ответственность.
Фоторепортаж с встречи Транспортного инвестиционного клуба
Илья Безручко