О наиболее масштабных и значимых объектах дорожной отрасли 2016 года читайте в материале «ДорИнфо».

В последние дни года принято подводить итоги. Окидывая взглядом уходящий 2016 год, нельзя не отметить, что он выдался непростым, в том числе для дорожной отрасли. Это прогнозировали в начале весны и сами дорожники. Однако, безрезультатным назвать его, по меньшей мере, сложно. Не обошлось без ввода крупных объектов, без масштабных ремонтов, капремонтов дорог и мостов в регионах нашей страны. Стартовало несколько долгожданных строек, речь о которых велась на протяжении последних лет. Редакция «ДорИнфо» вспоминает ключевые проекты отрасли, значение которых сложно переоценить даже в масштабах всей страны.

Начало строительства моста в Крым

Непосредственно строительно-монтажные работы на транспортном переходе через Керченский пролив между Крымом и Краснодарским краем стартовали зимой 2016 года после получения разрешения на работы. До этого времени в районе будущей стройки был проделан большой объем работ по подготовке территории, сооружению временных объектов, разминированию, экологическому сопровождению и проч. С зимы ведется строительство самого моста - работы по сооружению 19-километрового перехода идут одновременно на 8 участках, и уже концу года для него построили 200 опор (из 595), погрузили более 3,3 тыс. свай (из 7 тыс.), на 40% выполнена сборка арочных судоходных пролетов. На следующий год запланирована установка этих пролетов, завершение строительства всех опор и начало асфальтобетонных работ, а также выбор названия моста.

IMG_0075-001.JPG

Обход Торжка и развязка на въезде в Тверь на трассе М-10 в Тверской области

На федеральной трассе М-10 «Россия» в этом году произошло два знаковых события и оба в Тверской области. Во-первых, в августе открыли Обход города Торжок, во-вторых - в декабре ввели в эксплуатацию развязку на въезде в Тверь. Обход Торжка теперь - современная четырехполосная трасса протяженностью 15 км. В перспективе интенсивность движения по объездной трассе составит 40 тыс. автомобилей в сутки. Строительство Обхода велось с декабря 2013, стоимость работ составила - 2,756 млрд рублей. Новый участок дороги важен не только для автомобилистов, следующих транзитом по трассе М-10 «Россия», но и для Тверской области, поскольку объект даст толчок развитию туризма, торговли, предпринимательской активности. Второй объект - развязка, построенная на 179-м км трассы М-10 на въезде в Тверь. Развязка из двух путепроводов с расширенной проезжей частью дороги, тротуарами, ограждением и освещением решает проблему безопасности на трассе и увеличивает ее пропускную способность. Транспортный узел соединяет дорогу «Москва - Санкт-Петербург» с северной частью Твери, обеспечивая беспрепятственный въезд и выезд транспорта.

WP_20160802_15_43_53_Pro.jpg

Южный обход Подольска и Обход Тарасовки на трассах в Подмосковье

Сразу два крупных дорожных объекта открыли в Московской области в августе и сентябре этого - Южный обход Подольска и Обход Тарасовки на федеральной трассе М-8 «Холмогоры». Южный обход Подольска протяженностью 15,8 км способен пропускать в сутки почти 40 тыс. автомобилей. Автодорога в объезд города позволяет вывести из него транзитный транспорт, тем самым разгрузив городские улицы, улучшив экологию, обезопасив местных жителей. Помимо строительства основного хода трассы построен путепровод, реконструирован участок Старосимферопольского шоссе.

Обход Тарасовки на трассе М-8 «Холмогоры», а точнее его вторую очередь, открыли в конце августа. Первый этап ввели в эксплуатацию в декабре прошлого года. До реконструкции участок дороги проходил по населенному пункту и имел четыре полосы, теперь же автомагистраль уводит транспорт в объезд и имеет 10 полос, что в разы увеличивает пропускную способность трассы в Подмосковье. В составе обхода также построены четыре развязки, пять мостов, шесть надземных пешеходных переходов.

Северный обход Пскова

В сентябре стартовали работы по строительству второй очереди Северного обхода Пскова с мостом через реку Великая. Дорога протяженностью 9 км соединит между собой трассы «Псков - Гдов - Сланцы» и «Псков - Изборск», опять же выведет из города транзитный транспорт, повысит безопасность участников движения. Стоимость строительства составляет 6,8 млрд рублей. Работы по сооружению дороги должны завершиться в декабре 2019 года, однако региональные власти рассчитывают, что подрядчику удастся открыть движение по мостовому переходу через Великую досрочно - к Международным Ганзейским дням, которые пройдут во Пскове в июне 2019 года.

Трасса важна не только для жителей и автомобилистов Пскова, но и для развития приграничного транспортно-логистического комплекса и особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Моглино».

Участок трассы Р-402 Тюмень - Омск с мостом через Тобол в Тюменской области

В сентябре состоялся досрочный запуск движения по участку трассы Р-402 «Тюмень - Ишим - Омск» (с 77-го км по 89-й км) в Тюменской области с мостом через реку Тобол в районе города Ялуторовск. Дорожно-строительные работы (реконструкция трассы, старого моста и возведение новой переправы) проводились в течение четырех лет вместо шести, как планировалось. На участке федеральной дороги до реконструкции мостового перехода скапливались пробки, теперь же два региона страны получили современный мост с развязкой, обновленный широкий участок трассы. На объекте также построили пешеходный и автомобильный тоннели.

Примечательным объект является с точки зрения финансирования работ - это пилотный проект на федеральной сети, реализованный по принципу софинансирования из госбюджета (75% от всей стоимости работ) и региональной казны (25%).

Первый реконструированный участок трассы А-181 Скандинавия в Ленобласти

В конце октября в Ленинградской области открыли движение по первому участку трассы А-181 «Скандинавия» после масштабной реконструкции. Дорога обеспечивает транспортную связь Северо-Запада России со скандинавскими странами и по итогам всей реконструкции, разбитой на пять этапов, станет современной автомагистралью с четырьмя - шестью полосами движения. Эта же дорога стоит в череде открытия новых участков и объектов в рамках панъевропейского коридора, коридора «Север - Юг», и международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай».

Осенью этого года открыли первый участок (км 44-52), работы на котором ликвидировали «бутылочное горлышко» в месте, где трасса примыкает к Западному скоростному диаметру Петербурга (ЗСД). При реконструкции участка использовали дорожно-строительную технику с системами 3D-нивелирования, обещают, что покрытие прослужит 14 лет. Решена проблема загруженной трассы - обеспечение безопасности. На всем протяжении встречные потоки разделяет металлический или бетонный отбойник, в темное время суток дорога освещена, а от выхода лосей и других диких животных спасает сетчатое ограждение.

IMG_0002.JPG

Новый мост через Каму в Удмуртии

Несмотря на трудности и тяготы в начале ноября все же состоялось открытие мостового перехода через реки Кама и Буй в Удмуртской республике. Открытие - пока громко сказано, но по мосту запустили «техническое движение» транспорта, полный ввод в эксплуатацию объекта намечен на 2017 год. Строительство перехода велось с 2013 года в рамках государственно-частного партнерства. Это один из первых ГЧП-проектов регионального уровня в России, проезд по мосту в дальнейшем будет платным.

Протяженность мостового перехода через Каму у Камбарки составляет более 10 км, количество полос - четыре, расчетная скорость движения - 120 км/ч. Новый мост ускорит развитие республики, кроме того, переход даст круглогодичную транспортную связь Камбарскому району Удмуртии и обеспечит бесперебойное движение транспортных потоков между несколькими регионами страны - Татарстаном, Башкортостаном, Удмуртией, областями Предуралья и Урала.

Год «Платону» и его первые деньги

В середине ноября исполнился год с момента запуска в России системы взимания платы за проезд по трассам с 12-тонников «Платон». В общем-то, в рейтинг система на этот раз попала не за счет «годовщины», а за первые свои итоги в дорожном ремонте. К этому времени в 40 субъектах и городах страны на деньги, собранные системой, отремонтировали более 1 тыс. км дорожного покрытия (примерное расстояние от Москвы до Волгограда). Кроме неотложного ремонта, в этом году уже открыли движение по мосту через реку Белая в Уфе (Башкирия), треть строительства которого профинансировали за счет собранных «Платоном» средств. Еще ряд объектов, ремонт или реконструкция которых будет проводиться в дальнейшем, получили финансирование от системы взимания платы, в частности, Гоголевский путепровод в Петрозаводске (Карелия), мост через Волгу в Дубне (Подмосковье) и другие.

Пока в самой системе остается открытым вопрос относительно тарифа - в 2017 году его планируют поэтапно увеличить до 3,06 рубля, сейчас ставка равна 1,53 рубля за 1 км пути.

20161130_100450-001.jpg

Центральный участок ЗСД в Петербурге

В Санкт-Петербурге в начале декабря открыли Центральный участок Западного скоростного диаметра протяженностью 11,7 км. Строительство автомагистрали, начатое в 2013 году, обошлось в 120 млрд рублей. Проект реализован с привлечением средств инвестора, и с февраля будущего года проезд по нему будет платным, как и по другим участкам ЗСД. Стоимость проезда пока неизвестна.

В составе участка построены несколько крупнейших мостовых сооружений. Так, через Морской канал возведен переход высотой 52 метра из двухэтажной металлической конструкции. На этом же участке построены еще два моста, а под Васильевским островом дорога проходит в туннельном варианте. С открытием участка трассы с севера Петербурга на юг можно добраться за 20 минут.

Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»

В начале декабря Правительство РФ утвердило паспорт приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Это «долгоиграющая» программа, нацеленная на увеличение протяженности сети дорог в нормативном состоянии и сокращение мест концентрации ДТП в крупных городских агломерациях. В программу вошли почти 40 агломераций, «ключевыми точками» реализации мероприятий станут 2018 и 2025 годы. Участники проекта подготовили свои программы с детальными планами по ремонту дорог и обеспечению безопасности движения. Зимой будущего года планируется заключить соглашения по программам.

Проект реализуется на условиях софинансирования - половину средств на мероприятия выделяют из федерального бюджета, еще половину из регионального и местного бюджетов. Разные агломерации получат в 2017 году от 625 млн рублей до 1 млрд рублей. К концу 2018 году в агломерациях должно быть приведено в нормативное состояние не менее 50% улично-дорожной сети, на 50% - сокращено количество аварийных точек. К концу 2025 года показатель по нормативному состоянию дорог должен достичь 85%, на 85% должно сократиться число мест концентрации ДТП.

Обход Хабаровска

В середине декабря было подписано концессионное соглашение по строительству Обхода Хабаровска между правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания». Трассу протяженностью 27 км с четырьмя полосами движения, пятью развязками, 24 мостами и путепроводами построят за 40 млрд рублей. Это первый дорожный ГЧП-проект, реализация которого предусматривает выделение средств от сборов «Платона», из региональной казны и средств инвестора. Непосредственно начало строительства намечено на апрель будущего года, а завершение - на 2019 год. Срок действия концессионного соглашения составит 15 лет. Проезд по дороге в обход Хабаровска будет платным.

Новый участок трассы М-4 «Дон» в Воронежской области

В Воронежской области в середине декабря состоялся запуск движения по новому 29-километровому участку трассы М-4 «Дон» (Москва - Новороссийск) в обход Новой Усмани и Рогачевки, с конца декабря проезд по дороге стал платным, обход построен также с привлечением частных средств. Проезжая часть автодороги имеет четыре полосы движения, разделительную полосу. На трассе построили две развязки, 14 путепроводов и два пешеходных перехода, расчетная скорость движения составляет 150 км/ч.

Это «предпоследний» узкий участок в Воронежской области на автомагистрали М-4 «Дон», ведущий на юг страны. Еще один отрезок М-4 - в районе Лосева и Павловска - также построят в обход населенных пунктов. В конце декабря по обходу Лосева и Павловска состоялось подписание концессионного соглашения с выбранной компанией.

Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области

В Амурской области в конце декабря началось строительство международного моста через реку Амур, который свяжет город Благовещенск и китайский город Хэйхэ. На российской стороне переправа выйдет не совсем в Благовещенске - немного дальше в районе города Каникурган, где русло реки наиболее узкое.

Протяженность моста составит около 1 км, длина подъездных путей - 11 км, строительные работы, как ожидается, займут три года. На объекте уже развернулись подготовительные работы, прибывает стройтехника. Мост, который соединит Россию и Китай, и который уже довольно давно планировали возвести, будет вантовым с двумя полосами движения.

В России за год начали строить или завершили возведение еще целого ряда объектов. Только в одной Москве за год ввели в эксплуатацию порядка 100 км, в том числе уникальный дорожный винчестерный тоннель и другие искусственные сооружения. В Крыму вовсю готовятся к строительству трассы «Таврида», по которой уже обнародованы проектные решения, на Дальнем Востоке - оперативно восстанавливают инфраструктуру после тайфуна «Лайонрок», в Алтайском крае - выбрали проектировщика для строительства Обхода Барнаула, в Рязанской области - начали строить развязку на М-5 «Урал» и проч. Не меньших, а даже больших результатов, наверное, стоит ждать и от будущего года.

Лидия Терехова 


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789