13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Что или кто мешает малому и среднему бизнесу создавать ИТС для дорог России

В Санкт-Петербурге в рамках третьей международной конференции «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети платных автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития» (ITSONROAD) обсуждались вопросы внедрения ИТС в нашей стране. Не обошли и финансовую сторону дела. Так, председатель Совета директоров ГК «РУСКОМПОЗИТ», член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Баянович Фахретдинов выступил с докладом «Перспективы привлечения малого и среднего бизнеса при создании интеллектуальных транспортных систем».

Согласно поручению Президента России Владимира Путина, к 2020 году объемы строительства дорог должны значительно вырасти. Например, протяженность автомобильных дорог ГК «Автодор» к 2020 году, как ожидается, составит 3994 км. Из которых 1333 км - новые трассы. Но это ещё не всё. Мало строить новые дороги, необходимо создавать на них интеллектуальные транспортные системы. Внедрение IT-технологий и систем беспилотного транспорта - очевидный тренд, который нельзя упускать. Если в России примут поправки в соответствующие нормативные документы, наша страна сможет стать второй после Соединённых Штатов, где будет разрешено передвижение автомобилей без водителя на дорогах общего пользования. Однако развитие современной транспортной инфраструктуры крайне затруднительно без привлечения малого и среднего бизнеса.

Сейчас компания КАМАЗ работает над полностью беспилотными автомобилями. Тестирование таких грузовиков на обычных дорогах запланировано уже на 2018 – 2019 годы. Однако создание беспилотного транспорта и дорожных IT-систем невозможно без привлечения частного бизнеса. Сергей Фахретдинов в своём докладе привел следующие цифры: по данным Минкомсвязи, количество аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в IT-отрасли, составляет 6237 предприятий. Большинство из этих организаций являются представителями малого и среднего сектора экономики. Согласно Реестру товаров, работ, услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых только субъектами малого и среднего предпринимательства для Государственной компании «Российские автомобильные дороги», порядка пятнадцати пунктов закупок связаны с IT-технологиями.

В связи с этим задачи по созданию, внедрению и развитию ИТС в России нужно решать государству совместно с бизнесом. Необходим скоординированный подход государственных институтов и частного бизнеса с его талантом, инновациями и конкуренцией. О том, каким образом нужно привлекать деньги и технологии для развития интеллектуальных транспортных систем России, Сергей Баянович рассказал в интервью корреспонденту «ДорИнфо».

- Сергей Баянович, вы говорили о том, что в России декларируется необходимость развития IT - отрасли. Нужно поощрять внедрение разработок, технологий. Однако на деле всё оказывается сложнее. Объективные условия для развития бизнеса не очень благоприятные. В отличие от Белоруссии, которую вы приводили в пример в своём докладе. Что должно быть сделано в первую очередь, чтобы дать людям, занятым в высокотехнологичной сфере, возможность работать и получать результат?

- Мы все понимаем, что IT-отрасль сегодня является фундаментальной. Она связывает все сферы производства. Абсолютно правильно говорить, что IT является стратегическим направлением для нашей страны. Несмотря на это, я против пустых планов, деклараций, потому что мы много писали стратегий, но все эти планы в основном оставались на бумаге. Финансирование этих начинаний не превышало 30% от необходимых сумм. Конечно, всё что мы планировали, не реализовывалось, или реализовывалось, однако не в том виде, в котором бы хотелось. Если в стране принимается IT - отрасль, как фундаментальное направление, то мы должны быть конкурентоспособными по отношению к другим. Однако мы должны сравнивать себя с развивающимися странами, потому что разрыва между ними и нами гораздо меньше, чем скажем с Европой и США.

Например, в соседней с нами Белоруссии созданы очень приятные условия для ведения высокотехнологичного бизнеса. Налог на прибыль там составляет 0%, а подоходный 9%. У нас в России для IT-отрасли налоговая ставка 20%, а некоторые регионы дают снижение за счёт собственного бюджета от 5 до 15%. Но это всё равно много. Даже не смотря на это, регионам удаётся привлекать инвестиции из-за рубежа, как, например, в Калужской области. В Китае развивающиеся компании вообще освобождаются от налогов на определённый срок. Вот как нужно давать отрасли приоритет. В России должны создаваться более комфортные условия для ведения бизнеса, чем в других развивающихся странах.

- В России очень давняя патерналистская традиция. Почему наша страна искусственно стимулирует ту же IT-отрасль? Почему бы не дать творческим людям самим развиваться в хороших условиях?

- Начнём с ответа на вопрос: почему? В России работает очень ошибочный подход - мы думаем о наполнении бюджета в первую очередь. Страна должна повернуться лицом к бизнесу и думать, что, чем больше компаний, тем больше получит наш бюджет и страна в целом. Это длинные инвестиции. Этим должны заниматься регионы в том числе, не только центр (Москва – авт.). Следует рассматривать траты на создание условий как инвестиции, а не как расходы бюджета. Очень выгодно, чтобы создавалось огромное количество объектов малого и среднего предпринимательства. Деньги любят, когда тихо, спокойно, когда нет страха. Бесполезно запрещать, наказывать, деньги всё равно будут перетекать в другие карманы - туда, где более благоприятные условия. Например, в Белоруссию или Казахстан.

- Я правильно понимаю, что нужно перейти от государственного капитализма к простому, самому обычному капитализму?

- Совершенно верно. Это первый ответ на вопрос: почему? Второй ответ - об этом я говорил в своём докладе - 50% экономики страны - это госсектор. Это неконкурентная среда, это возвращение к старой системе. Если половина всех денег там, то никогда эти компании не будут работать эффективно.

- Начальник отдела интеллектуальных транспортных систем Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Игорь Евстигнеев считает, что бизнес не хочет вкладывать деньги в воздух – неготовые и непонятные инфраструктурные объекты. Для инвестиций нужно много разных ИТС проектов. Соответственно, государство должно создавать условия для ведения и развития бизнеса. Почему у нас декларируется такое отношение, но мало что делается. Тот же «Пакет Яровой» затрудняет развитие ИТС, верно?

- Да, безусловно, нужно находить баланс между безопасностью и экономикой. Не стоит делать политику, оборону и безопасность единственными приоритетами государства. Почему? Потому что это - расходы, а не инвестиции. Если у нас такие расходы, то сложно заботиться о бизнесе. Интересы обороны и безопасности не должны перекрывать развитие бизнеса. Ведь чем больше бизнеса, тем больше налогов, и тем больше можно перераспределить на ту же оборону и безопасность. Поэтому если мы говорим о том, что нам нужно тратить на оборону, социалку и безопасность, то надо думать о том, где взять средства на это, ведь резервы не вечны.

Помимо этого, если мы говорим про инфраструктурные объекты, то бизнесу не только важно иметь объект для инвестиции, также нужно иметь источник средств для инвестиций. Сегодня у нас процент по кредитам таков: средний бизнес - 14%, крупный бизнес кредитуется под 10%. Всё, инструментов больше нет. А если дорога окупается 30 лет? Центробанку необходимо заниматься этим важным вопросом, ведь ставка рефинансирования должна быть стимулом, а не тормозом развития. Невозможно кредитоваться под 1,5 - 3 процента, когда ставка рефинансирования более 10 процентов.

Инфраструктура в России плохо развивается, потому что деньги очень дорогие. Это осложняется ещё и санкциями, когда нельзя, как раньше, взять дешёвые деньги за рубежом. Деньги не только сложно взять за границей - в самой России существенные финансовые риски. Например, курс иностранной валюты, который далеко не самый стабильный и предсказуемый. Поэтому кредитоваться в рублях - дорого, а в валюте - рискованно. Бизнес может развиваться, только когда уверен в завтрашнем дне. Также инвестор должен понимать, каким образом к нему вернутся деньги.

- Получается, что ИТС в России в сложной ситуации - все понимают, что нужно двигаться в этом направлении, но объективные условия явно этому не способствуют. Ваш прогноз на ближайшие пять-десять лет?

- В любом случае прогноз позитивный. Почему? Потому что, если не мы это сделаем, то это сделают на Западе, а потом уже их компании придут со своими технологиями в Россию. Потому что у нас рынок - почти 150 млн человек и огромная протяжённость дорог. Наша страна - это перспективный рынок для западных компаний. А если не мы это сделаем, а они, мы можем опять стать догоняющими.

беседовал Влад Чертыков, фото с сайта sbfakhretdinov.ru


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений