В этом году, главному разводному мосту Петербурга - Дворцовому, исполняется ровно 100 лет. В честь этого юбилея, корреспондент портала "ДорИнфо" отправился в самое сердце разводных механизмов легендарного моста.

Санкт-Петербург - город, который знаменит своими разводными мостами. Без разводных мостов город на Неве сложно представить. В этом году, главному мосту Петербурга - Дворцовому, исполняется ровно 100 лет. В честь этого юбилея, корреспондент портала "ДорИнфо" отправился в самое сердце механизмов легендарного моста.

Дворцовый мост хоть и является самым знаменитым в городе, но он отнюдь не самый старый. Его старший родственник, который находится чуть дальше по течению Большой Невы - Благовещенский мост открыт в 1850 году. Однако, идея строительства мостовой переправы вблизи стрелки Васильевского острова появилась чуть ли не в одно и тоже время с строительством Благовещенского моста. Так как раньше, на стрелке В.О. находился торговый порт, склады и Биржа, то представители торговой общественности подавали прошение царю, чтобы тот распорядился передвинуть Исаакиевский мост, который соединял Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Так оно и случилось - в 1856 году был открыт первый Дворцовый мост, а на месте Исаакиевского моста остались только подводы по обеим сторонам реки. В этих местах сейчас располагаются памятные таблички. Дворцовым мост назвали, потому что он ведёт к Зимнему дворцу и Дворцовой площади. В те времена он был ещё плашкоутным - то есть опирался на несколько плоскодонных судов.

Но постоянный мост требовался городу. В 1882 году общественные организации обратились к властям с просьбой о строительстве постоянной переправы. Но увы, местная управа не решилась на начало строительства. Только спустя 30 лет, в 1912 году было начато строительство постоянного разводного моста по проекту архитектора Мельцера, но из-за войны стройка затянулась до 1916 года. В том предреволюционном году мост был сдан без архитектурной отделки. В частности, перила моста были совершенно простыми - деревянными. Прошёл ещё год, грянула революция, и дворцовый мост - стал последним невским мостом Петербурга, который был построен при Империи.

Свой узнаваемый архитектурный вид мост приобрёл в 30-х гг. В 1932-1933 гг "Ленгорисполкомом" был объявлен конкурс на архитектурное оформление моста. Спустя несколько лет, в 1939 году мост был оформлен по проекту Л.А. Носкова. Именно тогда деревянные перила были заменены на узнаваемые чугунные литые ограждения. Этим как раз и объясняется то, каким образом на царском, казалось бы, мосту так много советской символики.

Но мост — это не только механизмы и пролёты - это люди, которые стоят за ним. Для многих из нас персонал Дворцового моста ограничивается суровым взглядом охраны, представители которой каждую ночь расставляют ограждения и отсекают автомобильное движение. Но на самом деле вся основная деятельность скрыта от посторонних глаз. Под дорожным полотном каждую ночь дежурят шесть человек, в том числе начальник смены Дворцового моста, сотрудник Мостотреста Петербурга Пусташинский Станислав Владимирович. Его смена начинается в 21 час и длится до утра.

Каждая разводка и сводка длится пять минут. В течении этих пяти минут огромные многотонные противовесы отсекаются, и опускаются в огромный колодец, глубина которого примерно на полтора метра ниже уровня Невы. Во время разводки пролётов, значительная их часть оказывается фактически на уровне реки. Это зрелище вблизи просто фантастическое. Когда проезжаешь на автобусе по сведённому мосту, то даже сложно представить, что место, по которому едет огромная машина, спустя несколько часов опустится на много метров вниз, а пролёт поднимется вверх на высоту хрущёвки. Но чтобы всё это случилось, Станислав Владимирович и его коллеги осматривают и проверяют все механизмы моста за несколько часов, чтобы всё работало как следует.

За минуту до разводки, охрана на поверхности перекрывает движение транспорта и людей, выставляя ограждения. Но не всегда всё идёт по плану. Так, в 2015 году один мотоциклист пытался перепрыгнуть разводящийся Дворцовый мост, подражая героям боевиков. Но жизнь не боевик - трюкач пафосно не приземлился на противоположной стороне. Отчаянный мотоциклист остался жив, а мотоцикл разбился. Сотрудники охраны передали нарушителя в руки полиции, "о дальнейшей его судьбе ничего не известно", - смеётся Станислав Владимирович - "ему повезло, если бы мост был поднят ещё выше на несколько градусов, то несомненно, он бы убился."

Говоря о людях, которые задержались на противоположном берегу, Станислав Владимирович выражает им сочувствие и человеческое понимание, но он всего лишь выполняет свою работу, и не может им ничем помочь. Единственный шанс пораньше попасть домой - это дождаться ночной сводки моста, которая случается примерно около трёх часов утра. Рассказывая о забавных ситуациях, Станислав Владимирович вспоминает, что люди подходят к охране моста и просят свести переправу, чтобы успеть на самолёт/поезд или к друзьям, пытаются дать денег, показать корочку, подавить на жалость.

Когда мы представляем механизмы разводного моста, то нам часто представляются огромные шестерни, турбины, пружины, которые скрепят и лязгают в сырых помещениях, отделанных кирпичом. Станислав Владимирович рассказывает, что когда-то так почти и было. Дворцовый мост - один из последних мостов Петербурга, который перешёл на гидравлические механизмы. Раньше, начиная с 1916 года мост работал на электромеханике. Станислав Владимирович говорит, что старые механизмы работали вплоть до реконструкции моста, которая случилась в 2012 – 2013 гг. Во время реконструкции были заменены разводные механизмы и металлоконструкции, которые износились и могли оказать серьёзное негативное влияние на работу моста. Сейчас "сердцем" моста являются немецкие гидравлические механизмы, работающие на машинном масле. Всё компьютеризировано, напичкано датчиками и работает идеально с непревзойдённой точностью. Станислав Владимирович отвечая на вопрос про международную ситуацию отмечает, что работы были произведены до известных событий, поэтому особых проблем с ремонтом не было, а немцев он называет лучшими специалистами по гидравлике в мире: "Они знают о гидравлике всё, и даже больше".

Но не каждый элемент на мосту можно заменить, например, металлоконструкции, которые установлены в 1916 году даже выглядят иначе: от новых их можно отличить по массивным заклёпкам и основательному внешнему виду. Сочетание всех вышеперечисленных особенностей делает Дворцовый мост не только самым красивым мостом Петербурга, но и самым сложным. Так, на каждой опоре, в которых находятся разводные механизмы, расположено более тысячи масляных каналов для смазки механизмов. Кстати говоря, сами опоры похожи друг на друга как в визуальном, так и в техническом плане. Единственное отличие заключается в том, что пульт управления разводкой находится со стороны Васильевского острова. Пульт же представляет собой очень функциональное и эргономичное рабочее пространство, за которым стоит один оператор, следящий за показаниями приборов и мониторами. Теперь многие системы автоматизированы, и вся необходимая информация выводится на огромный сенсорный экран посреди массивной панели. Программа специально написана для Дворцового моста - учитывает все особенности работы, а создавалась она с учётом столетнего опыта эксплуатации. Ресурс же моста таков, что даже если разводить-сводить мост каждый день, то даже за сто лет механизмы не выработают свой ресурс. Все системы дублированы и защищены, чтобы можно было выполнить разводку при любых обстоятельствах - мост очень важен не только для города, но и для страны, потому что находится на загруженном судоходном маршруте.

Каждый разводной мост в Петербурге - особенный. Станислав Владимирович работает на Дворцовом мосту уже 14 лет, и отвечая на вопрос о том, может ли он перейти на другой мост и заменить какого-то сотрудника, свести или развести за него мост, он отвечает что да, это возможно, но для этого всё равно нужно изучить работу и привыкнуть к другому мосту. Сотрудник разводного моста - это особенная работа, потому что как и у любого механизма, у моста есть особая притягательная магия, которая заставляет относиться к машине с более близкими чувствами. По глазам Станислава Владимировича видно, что ему нравится работа - он очень живо и с душой рассказывает об особенностях работы механизмов. Порой бывают ситуации, когда сотрудники не слышат "свой мост". Как, например, в этом году. В 2016 году запущен проект "Поющие мосты" - у Дворцового моста расположена звуковая аппаратура, которая каждую ночь проигрывает классическую музыку, тем самым сопровождая разводку моста. Но сотрудники моста жалуются, что из-за этого плохо слышно работу механизмов. Дело в том, что помимо показаний приборов и датчиков, сотрудники моста могут по звукам определить как и что работает в механизмах. Но против "Поющих мостов" есть одно простое решение - просто закрыть дверь на время.

Дворцовый мост - один самых ярких символов города на Неве. Сто лет переправа служит людям в самом красивом городе России, радуя туристов и доставляя неудобство жителям Васильевского острова, у которых на почве разведённых мостов даже родилась особая культура. Но так или иначе, когда будете в следующий раз проезжать по Дворцовому мосту, или смотреть на его величественный силуэт, то подумайте о людях, таких как Станислав Владимирович - простой начальник смены. Эти люди просто делают свою работу и любят, то что делают. Они несут ответственность за то, чтобы мы снова смогли пойти по сведённому мосту с утра. Подумайте о людях и машинах, которые работают вместе, чтобы помогать жить Санкт-Петербургу.

Влад Чертыков 

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789