Рабочие, занятые в ремонте или строительстве дорог, нередко обнаруживают предметы, представляющие археологическую ценность

Нередко при ремонте и строительстве дорог рабочие находят предметы, представляющие археологическую и историческую ценность. Например, в конце мая строители обнаружили клад с серебряными монетами на месте будущего Керченского моста на Кубани. Портал «ДорИнфо» попытался собрать воедино случаи, когда российские дорожники оказывали «услуги» по обнаружению памятников культуры.

Найденный в Краснодарском крае клад заинтересовал ученых, поскольку 15 монет, спрятанных в глиняном сосуде, предположительно, были отчеканены в Испании в середине XVII века. «Важно понять, когда и как эти монеты попали на Таманский полуостров. Возможно, это часть сокровищ с ограбленного галеона или следы торговли, которая здесь велась достаточно активно», - рассказала ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Эмма Зиливинская.

Археологический Клондайк

Стройплощадку будущего Керченского моста на Кубани, а также места пролегания автомобильных подходов к нему можно назвать настоящим Клондайком для археологов. Помимо клада ученые раскопали могильники бронзового века и кладбище Нового времени, поселения времен Римской империи, украшения и предметы быта XVII-XVIII веков.

В поисках исторических сокровищ специалисты не только копают землю, но и исследуют дно Керченского пролива. В ноябре прошлого года Инфоцентр «Крымский мост» сообщил о десятках тысяч найденных в воде объектов, представляющих археологическую ценность. Большую часть находок составляют фрагменты керамической посуды, изготовленной в период с V века до нашей эры до VI века нашей эры. Руководитель водолазных работ Айвар Степанов рассказал, что если бы Керченский мост не начали строить, изучение «керамического поля» могло бы длиться многие годы.

Находки, которые представляют историческую и археологическую ценности, передают в фонды Таманского музейного комплекса и Керченского историко-археологического музея.

Находки под мостами

Во время исследования места будущего строительства четвертого моста через Обь в Новосибирске ученые обнаружили фундамент здания, с которого начался город. Никольская церковь была построена в селе Кривощеково, позднее на месте деревни выросла столица Сибири. Сотрудник музея Новосибирска Константин Голодаев рассказал «ДорИнфо», что сначала археологи встали на защиту исторической находки, поскольку думали, что строительство моста повредит фундамент. Однако после повторных исследований выяснилось, что опора сооружения пройдет в 10 метрах от границы области, представляющей научный интерес.

Перед тем как приступить к строительству четвертого моста через Енисей в Красноярске на месте будущего сооружения также проводились археологические экспедиции. В зоне возведения развязки на левом берегу реки находится часть археологического памятника «Афонтова гора». При проведении работ специалисты обнаружили предметы быта древнего человека.

Археология тормозит строительство дорог

Если в Новосибирске археологические и строительные работы никак друг на друга не повлияли, то обнаруженные могильники на трассе «Астрахань – Кизляр» в Калмыкии остановили дорожников. В районе поселка Улан-Хол специалисты, занятые в строительстве участка трассы, связывающей Астраханскую область и Дагестан, раскопали черепа и кости. Позднее выяснилось, что захоронения относятся к периоду сарматских племен (IV-VI века до нашей эры). Находка была сделана в апреле текущего года, с то времени дорожные работы заморожены до окончания археологических раскопок.

Работы по строительству дороги «Маралиха – Куйбышево – Чинета – Генералка» в Алтайском крае также были временно приостановлены из-за обнаружения захоронений древних людей и предметов их быта. В 2014 году студенты Алтайской педагогической академии занимались раскопками ритуальных курганов, среди находок были костяные наконечники стрел и керамические сосуды.

В том же году строители скоростной магистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» в Новгородской области обнаружили затонувшую в Волхове ладью XV века. При осмотре места прохождения магистрали через реку рабочие заметили на дне судно, которое ученые отнесли к образцам славянского кораблестроения. Однако позже, к разочарованию археологов, выяснилось, что затонуло на самом деле советское судно, которое никакой культурной ценности не представляет. На ход работ находка, правда, не повлияла.

Отголоски Войны

Не столь древние, но очень опасные находки в виде снарядов времен Великой отечественной войны попадаются дорожникам повсеместно. В подмосковной Балашихе нынешней весной обнаружили несколько снарядов «Катюши» при строительстве развязок на федеральной трассе М-7 «Волга», аналогичные предметы находили дорожники в Забайкалье, на Кубани, в Новгородской, Курской, Вологодской, Мурманской, Ростовской и других областях.

Для сохранения памяти о павших советских солдатах ГК «Автодор» в 2013 году организовала поисковые работы в «Долине смерти» - лесах недалеко от Мясного Бора в Новгородской области, где в 1942 году попала в окружение сил вермахта многотысячная Вторая ударная армия. На этой территории проходит магистраль М-11, здесь же будут построены съезды с трассы, соединяющие ее с автодорогой М-10 «Россия».

Тогда, несколько лет назад, раскопки перед началом строительства дороги проводились в первый, но не в последний раз. «Подобные исследования будут включены во все последующие контракты по подготовке территорий под строительство, заказчиком которого выступает Госкомпании. Это наша принципиальная позиция», - сообщали представитель компании «Автодор».

Строители-разрушители

Помимо того, что дорожники часто случайно находят нечто очень интересное для археологов, они также же случайно повреждают тысячелетние исторические объекты. При возведении дороги к Тамани в Темрюкском районе Краснодарского края в 2014 году строители «накопали» археологических ценностей на 2,1 млн рублей. Строительство велось в границах объектов культурного наследия «Крепость «Фанагорийская» и «Поселение «Суворовское-2». При прокладке дороги рабочие сняли слой грунта, повредив тем самым археологические объекты.

Тысячелетний погост в Псковской области «разворошили» дорожники, ремонтирующие одну из автомобильных дорог. Работы выполнялись без согласования с органом государственной охраны памятников, дорожники просто вырыли огромную траншею посреди археологического комплекса «Погост Выбуты – родина Святой Равноапостольной княгини Ольги», возраст которого составляет больше тысячи лет.

Сейчас, при условии проведения дорожных работ в соответствии со всем буквами закона, подобных ситуаций возникать не должно. Перед началом крупных работы вроде строительства и реконструкции дорог и мостов, заказчик должен провести исследования прилегающей территории на наличие археологических и исторических ценностей. Даже несмотря на то, что это недешево. На археологические исследования в месте строительства нового платного участка трассы М-4 «Дон» в Воронежской области компания «Автодор» готова направить 150 млн рублей.

Алевтина Гринмирис

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789