13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Строительство моста через Амур Благовещенск - Хэйхэ: от идеи к воплощению

С какого именно года ведутся переговоры о строительстве трансграничного моста через реку Амур между городами Благовещенск (Россия) и Хэйхэ (Китай), проследить оказалось не так-то просто. На различных российско-китайских встречах, выставках и форумах проект, судя по данным на сайте Правительства Амурской области, обсуждается очень давно. Более того, сроки выбора инвестора и начала строительства уже назывались. И мост, в общем-то, даже должны были на сегодняшний день построить. Однако по разным причинам, в первую очередь, надо полагать, проволочки возникли из-за финансовой стороны вопроса, до сих пор Благовещенск и Хэйхэ с января по март соединяет только понтонный мост, по которому курсируют автобусы для туристов. Когда его разбирают, добраться в Китай и вернуться обратно можно на теплоходах или судах на воздушной подушке. В этом году проект строительства моста через Амур наконец перестал быть эфемерной идеей и вечной темой переговоров и приобрел более реальные очертания.

Когда возникла и как развивалась идея строительства моста через Амур в районе Благовещенска

Летом 2011 года в Хэйхэ состоялась торгово-экономическая ярмарка, на которой прошли двусторонние переговоры о строительстве автодорожного моста и понтонной переправы через реку Амур. В обсуждении участвовали представители правительства Амурской области и руководство Хэйхэ. Именно на этих переговорах была достигнута договоренность о том, что российского инвестора, который займется строительством моста, путем конкурсных процедур выберут до конца 2011 года. Однако этого не произошло.

В 2012 году Правительство Амурской области утвердило Стратегию социально-экономического развития Приамурья до 2025 года (документ опубликован на сайте Минэкономразвития области. - авт.). В этом документе мост через Амур Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР) вошел в Перечень приоритетных инвестиционных проектов региона. Сроком начала реализации проекта в Стратегии был назначен 2014 год, сроком окончания - уже 2015-й. Более того, в новой редакции Стратегии от 30 марта 2015 года эти сроки были оставлены прежними… То, что мост на тот момент строить даже не начинали, никого не смутило.

Буквально через год - осенью 2013 года - мост через Амур снова стал предметом обсуждения на российско-китайской встрече в правительстве Приамурья. Необходимость реализации проекта была зафиксирована в итоговом совместном коммюнике глав правительств России и Китая. Оно было подписано во время визита премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в КНР 22-23 октября 2013 года. Как сообщала пресс-служба правительства региона, на этой встрече стороны уже наметили пути решения вопросов по выбору оптимальной модели моста, способы финансирования проекта, распределения обязанностей в ходе строительства и эксплуатации сооружения.

img_2277.jpg

В следующем, 2014-м, году вблизи еще не начатого моста было предложено создать особую экономическую зону. Автором идеи стал тогдашний глава Приамурья Олег Кожемяко. По мнению экс-губернатора, приграничная зона в районе будущего моста через Амур подошла бы для создания высокотехнологичного производственного комплекса с развитой транспортно-логистической инфраструктурой. На предмостовой территории предлагалось вести глубокую переработку экспортной сельхозпродукции, леса, создать крупноузловые сборочные и инновационные производства. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, которому была презентована идея, создание ОЭЗ одобрил и поручил профильным департаментам Минэкономразвития подготовить экономическое обоснование для создания особой экономической зоны.

В начале июля того же года Кожемяко на встрече с губернатором китайской провинции Хэйлунцзян Лу Хао во время российско-китайской выставки ЭКСПО пообещал, что мост через Амур начнут строить в 2015 году. Одновременно к середине июля 2014 года было поручено подготовить технико-экономическое обоснование строительства переправы.

Буквально через полтора месяца состоялся очередной раунд переговоров по поводу реализации масштабного проекта. Тогда делегации двух стран возглавляли министр транспорта РФ Максим Соколов и министр транспорта Китайской Народной Республики Ян Чуаньтан. Соколов на встрече заметил, что работа не останавливается, найден алгоритм решения вопросов строительства трансграничных мостовых переходов (планируется также строительство железнодорожных мостов - авт.). По мнению министра, к августу 2014 года КНР и Россия уже близко подошли к практической реализации проекта строительства мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ.

Конец осени 2014 года ознаменовался новой встречей представителей РФ и КНР, на которой было дано несколько конкретных поручений. В частности, стороны, наконец, договорились о создании и регистрации совместной компании, которая будет отвечать за реализацию проекта. До 21 ноября 2014 года ОАО «Институт Гипростроймост» должно было направить китайской стороне предложение по выполнению и взаимной увязке инженерно-геодезических изысканий. Одновременно китайские партнеры обязались представить подробную информацию об условиях кредитования проекта и способах обеспечения кредита в банках КНР. Больше до конца года Министерство транспорта и строительства Амурской области о продвижении проекта официально ничего не сообщало.

03_jpg.jpg

С конца 2014 по конец апреля 2015 года тема строительства автомобильного моста через Амур в районе Благовещенска исчезла из информационных лент СМИ. Ни об очередных встречах, ни о подписании каких-либо документов в рамках реализации проекта не сообщалось ничего. Внезапно в конце апреля стало известно, что строить собрались сразу три автомобильных переправы. Проекты обсуждались на втором заседании российско-китайской Рабочей группы по трансграничной транспортной инфраструктуре в Ханчжоу (КНР). Речь шла о возведении автомобильных переправ Благовещенск - Хэйхэ, Полтавка (Приморье, РФ) - Дуннин (провинция Хэйлунцзян, КНР) и Покровка (Забайкалье, РФ) - Логухэ (провинция Хэйлунцзян, КНР). Также обсуждалось строительство канатной дороги через Амур в районе Благовещенска. На сегодняшний день о строительстве трансграничных мостов в Забайкалье и Приморье практически ничего не известно. Строительство моста в Забайкалье признано экономически целесообразным, но проект решено доработать. На какой стадии работа сейчас, на сайте правительства региона не сообщается. К слову, «обоюдное желание» по строительству переправы Покровка - Логухэ губернатор Читинской области и председатель Народного Правительства провинции Хэйлунцзян выразили еще в 2002 году, сообщает пресс-служба правительства Забайкальского края.

На той же встрече, в апреле 2015 года, Россия и КНР договорились о создании совместной экспертной группы для разработки прогноза объема грузовых и пассажирских перевозок через мостовой переход Благовещенск - Хэйхэ. Также было дано поручение до 30 июня 2015 года завершить согласование проекта концессионного договора о возведении моста.

В начале осени 2015 года, наконец, была озвучена предварительная стоимость проекта - 16 миллиардов рублей. Ее назвал врио губернатора Приамурья Александр Козлов. При этом было подчеркнуто, что стройка обойдется без федеральных и региональных денег: часть суммы вложит КНР, часть - совместная компания, созданная властями Приамурья и руководством провинции Хэйлунцзян. Козлов заявил, что эта компания возьмет на строительство кредит под 6% в китайских банках. Врио главы региона также заявил о взимании платы за проезд по будущей переправе, добавив, что «стоимость проезда по мосту будет равняться только его текущей эксплуатации». В ноябре стало известно о переносе начала стройки уже на 2016 год

2016 год может стать годом начала строительства моста Благовещенск - Хэйхэ

Февраль 2016 года ознаменовался презентацией перспективных инвестпроектов Амурской области руководству Фонда развития Дальнего Востока. В числе прочих был представлен и автомобильный мост через Амур. По итогам презентации представители Фонда пообещали дать всем проектам объективную финансово-экономическую оценку, а уже на ее основании принять инвестиционные решения.

img_0335.jpg

В марте в администрации Благовещенского района состоялись публичные слушания по проекту. На них стало известно, что старт стройке планируется дать в июле 2016 года, а стоимость реализации проекта (правда снова оценочная) составит уже 19 млрд рублей. Проект моста готовит ОАО «Институт Гипростроймост». Пункт взимания платы за проезд по переправе и путепроводу на подъезде к сооружению хотят построить в районе села Каникурган.

На сегодняшний день власти Амурской области обещают:

· в мае утвердить положение о благовещенском филиале компании-оператора строительства моста через Амур; 

· в мае-июне текущего года подписать концессионное соглашение по строительству трансграничного мостового перехода «Благовещенск – Хэйхэ»;

· приступить к строительству летом 2016 года и ввести объект в 2019 году.

Как заявила недавно первый зампред Правительства Амурской области Марина Дедюшко, проект моста практически готов и в скором времени направится в Госэкспертизу. Две трети будущей переправы построят на территории Российской Федерации: подъезд от трассы Р-297 «Амур» (Чита – Хабаровск), переправа через протоку Каникурган, а также мост через основное русло. Только треть моста расположится на территории КНР.

Оператором строительства моста станет совместная российско-китайская компания. Часть моста на российской территории возведут на кредитные средства, взятые в Китайском банке под 5%, заявил на апрельском совещании по вопросу развития Амурской области под руководством Президента РФ Владимира Путина губернатор Приамурья Александр Козлов. Возвращать кредит в 14 млрд рублей планируется за счёт взимания платы за проезд в течение 15 лет. Китайскую часть моста построят за счёт инвестиций со стороны государства. Изначально запланировано построить автомобильный и пешеходный мост. Но в будущем его могут дополнить и железной дорогой. Строительство совмещенного моста будет предусмотрено и концессионным соглашением. В 11 километрах от будущей трансграничной переправы расположится территория опережающего развития (ТОР) – Ровное. Как пояснил на совещании у Владимира Путина глава Амурской области, ТОР Ровное станет логистическим центром, «на котором планируется поставить переработку и в рамках этого мостового перехода».

Важность строительства моста через Амур между Благовещенском и Хэйхэ уже давно не вызывает сомнения. Торговые и экономические связи между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян в КНР налажены давно. В последние годы они лишь укрепляются и развиваются. Мост, безусловно, ждут и многочисленные туристы из обеих стран, которым сейчас большую часть года приходится пользоваться водным транспортом. Новая автомобильная переправа позволит установить круглогодичное грузовое и пассажирское сообщение на действующих пограничных пунктах пропуска и станет одним из звеньев международных транспортных коридоров. Остается надеяться, что сейчас, когда и российская и китайская стороны действительно вплотную подошли к реализации проекта, стройка все-таки начнется, а не будет вновь отложена до лучших времён.

Ольга Черухина

фото: пресс-служба правительства Амурской области


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений